Папки-передвижки

Творческий проект «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию «В гости к сказкам»

Наталья Янина
Творческий проект «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию «В гости к сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

(В. А. Сухомлинский)

Тип проекта : долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2021г. – май 2022г.

Участники проекта :

— дети подготовительной группы 6-7 лет

— воспитатели ДОУ

— музыкальный руководитель

— инструктор по физической культуре

— родители.

Публикация «Творческий проект „Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию „В гости к сказкам“» размещена в разделах

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта.

В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Только живое общение обогащает жизнь детей, - нельзя об этом забывать! У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. У таких детей наблюдается плохая память, неустойчивое внимание, ребёнок быстро утомляется, у него недостаточно развивается познавательная деятельность, нарушается грамматический строй речи. У дошкольников это проявляется в робости, скованности, они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, у детей затрудняется установление контакта как со взрослыми, так и сверстниками

Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.

И в моей работе возникают проблемы:

• Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?

• Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

• Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?

• Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания.

В моей работе с детьми важными задачами являются раскрытие творческой одаренности детей, снижение уровня тревожности, неуверенности в себе, избавление от застенчивости. Эти задачи можно решить посредством театрализованной деятельности. Поэтому для меня театрализованная деятельность является самым основным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании.

Для эффективной работы, создания благоприятных условий и проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.

Цель проекта : Создание оптимальных условий для развития социально - коммуникативных качеств личности, эмоционально - волевой сферы, познавательного интереса и творческих способностей каждого ребенка.

Задачи

Для детей.

1. Продолжать знакомить детей с разными видами детских театров (театр масок, пальчиковый театр, настольный театр, теневой театр, театр марионеток, кукольный театр «Бибабо», театр актеров).

2. Познакомить с понятиями «эмоции», умение распознавать эмоциональные состояния других. Развивать эмоциональный интеллект.

3. Поддерживать стремление к дружеским контактам в совместных играх-драматизациях, создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей

4. Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками.

5. Привлекать родителей к активному участию в реализации проекта

Для педагога:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• разработка программы;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

•Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Создание информационной базы для родителей.

Для родителей:

Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы;

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;

Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

Провести ознакомление родителей с различными видами театра.

Предложить родителям возможность и способы создания театра дома.

Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.

Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.

Принципы реализации проекта.

- принцип интеграции основных образовательных областей в различных видах детской деятельности;

- принцип системности и последовательности;

- учет возрастных особенностей;

- взаимодействие с семьей;

- максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности;

- поддержка детской инициативы;

- развивающее обучение в театрализованных играх.

Формы работы:

Беседы и организованная деятельность;

Дидактические и театрализованные игры, упражнения;

Художественно-продуктивная деятельность;

Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;

Проведение театрализованных представлений;

Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники

Форма организации детей проводится в свободной и совместной деятельности во второй половине дня. Формирование основ театральной культуры носит интеграционный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Материально-технические ресурсы:

Сказки, иллюстрации;

— Аудио, видеоматериалы;

— Мультимедийная техника;

— Костюмы для театрализованной деятельности;

— Атрибуты для разных видов театров.

Прогнозируемый результат

Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.

Раскрепощение детей и развитие их коммуникативных навыков.

Развитие артистических способностей, музыкального творчества.

Развитие эмоционально-чувственной сферы и образного мышления у детей.

Систематизация материала, доступного для усвоения дошкольниками, обогащение развивающей среды, (картотеки театрализованных игр, сценарии спектаклей, и пр.).

Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе: изготовление атрибутов и костюмов, разучивание ролей.

Продукт совместной деятельности: Различные виды театров изготовленные в процессе реализации проекта. Участие в кукольных представлениях, играх, этюдах, играх - импровизациях, утренниках.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный

1. Изучение методической литературы, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

2. Создание предметно-развивающей среды.

3. Разработка сценариев сказок, театрализованных игр.

4. Подготовка материальной и методической базы (аудиозаписи, музыкальное сопровождение, картотека театрализованных и пальчиковых игр, артикуляционные и дыхательные гимнастики).

5. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

2 этап — основной

Познавательное развитие.

Целостная картина мира:

«Знакомство с театром (презентация)».

«Знакомство с главными театральными профессиями : актёр, режиссёр, художник, композитор» и др.

Беседы с детьми

«Что такое театр»

«Кто придумал театр»

«Новые виды театров» (театр на ложках, театр на киндерах, на стаканчиках и т. д.)

«Театральная азбука» знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т. д.)

Беседа-диалог «Как вести себя в театре»

«Виды и жанры театра», Деловая игра «Театральный ринг»

Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей, работающих в театре.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы (сказок) :

- «Петушок и бобовое зёрнышко»,

-сценария театрализации "Приезжайте в теремок, потушите огонек",

-«Колобок»,

-«Теремок»,

- сценария «Музыкальный теремок»,

-«Три поросёнка»

-«Красная шапочка»

-«Лиса и заяц»,

беседы по содержанию сказок.

Заучивание стихов и слов к сказкам.

Подвижные речевые игры с персонажами сказок.

Элементы сказкотерапии : придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Снегурочка», «Дорожка, по которой катится колобок», «Афиша к спектаклю».

Лепка: «У лукоморья дуб зелёный», «Лепим посуду для медведей», «Лягушонка в коробчёнке», поросят в разных позах (по сказке «Три поросенка», «Герои сказки теремок».

Аппликация: «Оформим афишу к спектаклю (обрывная аппликация)», «Избушка на курьих ножках», «Медведь из ниток», «Домики поросят разными способами : полоски, гофре, палочки, мятая бумага».

Инсценирование фрагментов сказок о животных : «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.

Разыгрываются этюды «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев)

Музыкальное развитие :

Прослушивание музыкальных произведений с целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловедению были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр по русским народным сказкам.

Проведены игры «Гуси», «Жучка», «Зайчик», «Курочка», «Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловедения.

Разыгрывание разнообразных песенок и стихов.

Игры – драматизации: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Рукавичка» и др.

Осенний утренник «Приключение Чипполино».

Новогодний утренник «Приключения на сайтах».

Социально-коммуникативное развитие.

Конструирование. «Избушка на курьих ножках», «Лиса и заяц» и др.

Ручной труд: «Вырезаем колобка», «Домик трёх медведей из природного материала», «Плетение короба из полосок бумаги для медведя из сказки», Изготовление книжки – панорамки и т. д.

Подготовка атрибутов и костюмов для инсценировки сказок.

Сюжетно - ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет)», «Поездка в кукольный театр».

Игры: построить с детьми из стульев зрительный зал, отметить расположение на сцене занавеса и т. д.

Физическое развитие.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, игры с сюжетом на свежем воздухе.

Игры на имитацию движений: «Мельница». «Паровозики», «Великаны и гномы», «Кузнечик», «Паук и мухи» и др.

Подвижные игры «Курочка и петушок», «Кошка и мышки» и др.

Работа с родителями

1. Оформление стенда рекомендации для родителей: консультация «Домашний театр», папка - передвижка «Играем в театр».

2. Создание моделей театров в группе совместно с родителями, изготовление атрибутов в театральный уголок : варежковый театр, плоскостной бумажный театр и пальчиковый вязанный театры, ложковый театр и другие).

3. Конкурс книжек-малышек про животных.

4. Выставка рисунков «Эколята –друзья и защитники природы!»

5. Пошив костюмов для утренников.

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов.

2. Презентация проекта.

3. Награждение грамотами маленьких актеров.

4. Грамоты родителям за активное участие родителей в жизни детского сада.

Предполагаемый результат проекта :

• Обогащённая среда в группе;

• Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;

Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений;

Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение; познавательные процессы фантазии);

Развитие личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным);

• Расширение словарного запаса, развитие связной речи;

• Активизация творческих способностей детей;

• Активное участие родителей в жизни группы.

Продукты проекта

Для детей:

Разработан программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО.

Разработка перспективного плана по теме: «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию»

Обновление эстетического пространства группы

Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей.

Организация открытого просмотра драматизации с участием детей для воспитанников младших групп

Оформлен театральный уголок с ширмой и разными видами театра.

Оформлены:

альбом: «Виды театров» «Театры России», «Театры Мира».

Папка- передвижка «Мир театра»

Для педагога:

Перспективный план работ по теме: «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию.

Конспекты занятий, презентации для детей.

Картотека наглядных пособий, литературы по теме проекта.

Разработаны сценарии:

- Игры-драматизации по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»;

- Театрализованной постановки "Приезжайте в теремок, потушите огонек";

- Театрализованной постановки "Музыкальный теремок» и др.

Созданы:

Картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Театральные игры».

Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей.

Для родителей:

Образцы совместного творчества (стенгазеты, фотостенд, рисунки).

Анкетирование «Воспитательные возможности театрализованной деятельности»

Папка-передвижка «Мы играем в театр»

Рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр»,

«Расскажи детям сказку», буклеты, консультации.

Разработки сценарии родительских собраний и др.

Результаты, которые мною достигнуты:

- дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Вывод

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

Перспективный план работ по теме:

«Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию»

№ Тема, форма проведения Срок реализации

(месяц)

Задачи Материал

1 Проведение диагностики.

Разработка плана работы.

Анкетирование «Воспитательные возможности театрализованной деятельности» - работа с родителями. сентябрь Выявить уровень развития детей на начало учебного года. Игрушки, иллюстрации, диагностический инструментарий.

2 Фланелеграфный театр.

Рассказ воспитателя о фланелеграфном театре.

Игра-драматизация по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»

октябрь Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.

Учить четко и внятно проговари-

вать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Театр на фланелеграфе

«Петушок и бобовое зёрнышко»

3 Театрализованная постановка "Приезжайте в теремок, потушите огонек" для детей младших групп №4,6,11

ноябрь Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.

Учить четко и внятно проговари-

вать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность.

Сценарий постановки "Приезжайте в теремок, потушите огонек"

Костюмы героев, декорации.

4 Чтение по ролям сказки «Колобок».

Показ театра би-ба-бо «Колобок» для детей 1мл. группы №12 декабрь Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.

Учить четко и внятно проговари-

вать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Сказка «Колобок»

Театр би-ба-бо «Колобок»

5. Чтение по ролям сказки «Теремок».

Показ пальчикового театра «Теремок»

январь Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.

Учить четко и внятно проговаривать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Сказка «Теремок»

Пальчиковый театр «Теремок»

6. Театрализованная постановка "Музыкальный теремок» для детей средних групп №5,10.

февраль Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.

Учить четко и внятно проговаривать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Сценарий постановки "Музыкальный теремок»

Костюмы героев, декорации.

7. Теневой театр.

Рассказ воспитателя о теневом театре.

Чтение по ролям сказки «Три поросёнка».

Показ теневого театра «Три поросёнка» март Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.

Учить четко и внятно проговаривать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Сказка «Три поросёнка»

Теневой театр «Три посёнка»

8. Чтение по ролям сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

Показ сказки «Красная шапочка» (театр кукол би-ба-бо)

апрель Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.

Учить четко и внятно проговаривать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Сказка Ш. Перро «Красная шапочка»

Театр кукол би-ба-бо «Красная шапочка»

9. Настольный театр.

Рассказ воспитателя о настольном театре.

Чтение сказки «Заяц и лисица»

Показ настольного театра «Заяц и лисица»

Диагностика речевого развития детей май Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.

Учить четко и внятно проговаривать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Выявить уровень развития детей группы Сказка «Заяц и лисица»

Настольный театр «Заяц и лисица»

Диагностический инструментарий.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой»Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой» Вид проекта: творческо-экспериментальный, краткосрочный Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители Актуальность: Одним.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию «В гости к сказкам»
Опубликовано: 24 апреля 2022 в 19:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию «В гости к сказкам»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Янина (УИ 510826) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД