Наталья Янина
Творческий проект «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию «В гости к сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Тип проекта : долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2021г. – май 2022г.
Участники проекта :
— дети подготовительной группы 6-7 лет
— воспитатели ДОУ
— музыкальный руководитель
— инструктор по физической культуре
— родители.
Публикация «Творческий проект „Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию „В гости к сказкам“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта.
В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Только живое общение обогащает жизнь детей, - нельзя об этом забывать! У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. У таких детей наблюдается плохая память, неустойчивое внимание, ребёнок быстро утомляется, у него недостаточно развивается познавательная деятельность, нарушается грамматический строй речи. У дошкольников это проявляется в робости, скованности, они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, у детей затрудняется установление контакта как со взрослыми, так и сверстниками
Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
И в моей работе возникают проблемы:
• Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
• Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
• Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
• Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания.
В моей работе с детьми важными задачами являются раскрытие творческой одаренности детей, снижение уровня тревожности, неуверенности в себе, избавление от застенчивости. Эти задачи можно решить посредством театрализованной деятельности. Поэтому для меня театрализованная деятельность является самым основным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании.
Для эффективной работы, создания благоприятных условий и проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.
Цель проекта : Создание оптимальных условий для развития социально - коммуникативных качеств личности, эмоционально - волевой сферы, познавательного интереса и творческих способностей каждого ребенка.
Задачи
Для детей.
1. Продолжать знакомить детей с разными видами детских театров (театр масок, пальчиковый театр, настольный театр, теневой театр, театр марионеток, кукольный театр «Бибабо», театр актеров).
2. Познакомить с понятиями «эмоции», умение распознавать эмоциональные состояния других. Развивать эмоциональный интеллект.
3. Поддерживать стремление к дружеским контактам в совместных играх-драматизациях, создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей
4. Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками.
5. Привлекать родителей к активному участию в реализации проекта
Для педагога:
• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
• разработка программы;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
•Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Создание информационной базы для родителей.
Для родителей:
Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы;
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
Провести ознакомление родителей с различными видами театра.
Предложить родителям возможность и способы создания театра дома.
Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.
Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.
Принципы реализации проекта.
- принцип интеграции основных образовательных областей в различных видах детской деятельности;
- принцип системности и последовательности;
- учет возрастных особенностей;
- взаимодействие с семьей;
- максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности;
- поддержка детской инициативы;
- развивающее обучение в театрализованных играх.
Формы работы:
Беседы и организованная деятельность;
Дидактические и театрализованные игры, упражнения;
Художественно-продуктивная деятельность;
Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;
Проведение театрализованных представлений;
Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники
Форма организации детей проводится в свободной и совместной деятельности во второй половине дня. Формирование основ театральной культуры носит интеграционный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Материально-технические ресурсы:
— Сказки, иллюстрации;
— Аудио, видеоматериалы;
— Мультимедийная техника;
— Костюмы для театрализованной деятельности;
— Атрибуты для разных видов театров.
Прогнозируемый результат
Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.
Раскрепощение детей и развитие их коммуникативных навыков.
Развитие артистических способностей, музыкального творчества.
Развитие эмоционально-чувственной сферы и образного мышления у детей.
Систематизация материала, доступного для усвоения дошкольниками, обогащение развивающей среды, (картотеки театрализованных игр, сценарии спектаклей, и пр.).
Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе: изготовление атрибутов и костюмов, разучивание ролей.
Продукт совместной деятельности: Различные виды театров изготовленные в процессе реализации проекта. Участие в кукольных представлениях, играх, этюдах, играх - импровизациях, утренниках.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный
1. Изучение методической литературы, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
2. Создание предметно-развивающей среды.
3. Разработка сценариев сказок, театрализованных игр.
4. Подготовка материальной и методической базы (аудиозаписи, музыкальное сопровождение, картотека театрализованных и пальчиковых игр, артикуляционные и дыхательные гимнастики).
5. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
2 этап — основной
Познавательное развитие.
Целостная картина мира:
«Знакомство с театром (презентация)».
«Знакомство с главными театральными профессиями : актёр, режиссёр, художник, композитор» и др.
Беседы с детьми
«Что такое театр»
«Кто придумал театр»
«Новые виды театров» (театр на ложках, театр на киндерах, на стаканчиках и т. д.)
«Театральная азбука» знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т. д.)
Беседа-диалог «Как вести себя в театре»
«Виды и жанры театра», Деловая игра «Театральный ринг»
Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей, работающих в театре.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы (сказок) :
- «Петушок и бобовое зёрнышко»,
-сценария театрализации "Приезжайте в теремок, потушите огонек",
-«Колобок»,
-«Теремок»,
- сценария «Музыкальный теремок»,
-«Три поросёнка»
-«Красная шапочка»
-«Лиса и заяц»,
беседы по содержанию сказок.
Заучивание стихов и слов к сказкам.
Подвижные речевые игры с персонажами сказок.
Элементы сказкотерапии : придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Снегурочка», «Дорожка, по которой катится колобок», «Афиша к спектаклю».
Лепка: «У лукоморья дуб зелёный», «Лепим посуду для медведей», «Лягушонка в коробчёнке», поросят в разных позах (по сказке «Три поросенка», «Герои сказки теремок».
Аппликация: «Оформим афишу к спектаклю (обрывная аппликация)», «Избушка на курьих ножках», «Медведь из ниток», «Домики поросят разными способами : полоски, гофре, палочки, мятая бумага».
Инсценирование фрагментов сказок о животных : «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.
Разыгрываются этюды «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев)
Музыкальное развитие :
Прослушивание музыкальных произведений с целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловедению были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр по русским народным сказкам.
Проведены игры «Гуси», «Жучка», «Зайчик», «Курочка», «Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловедения.
Разыгрывание разнообразных песенок и стихов.
Игры – драматизации: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Рукавичка» и др.
Осенний утренник «Приключение Чипполино».
Новогодний утренник «Приключения на сайтах».
Социально-коммуникативное развитие.
Конструирование. «Избушка на курьих ножках», «Лиса и заяц» и др.
Ручной труд: «Вырезаем колобка», «Домик трёх медведей из природного материала», «Плетение короба из полосок бумаги для медведя из сказки», Изготовление книжки – панорамки и т. д.
Подготовка атрибутов и костюмов для инсценировки сказок.
Сюжетно - ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет)», «Поездка в кукольный театр».
Игры: построить с детьми из стульев зрительный зал, отметить расположение на сцене занавеса и т. д.
Физическое развитие.
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, игры с сюжетом на свежем воздухе.
Игры на имитацию движений: «Мельница». «Паровозики», «Великаны и гномы», «Кузнечик», «Паук и мухи» и др.
Подвижные игры «Курочка и петушок», «Кошка и мышки» и др.
Работа с родителями
1. Оформление стенда рекомендации для родителей: консультация «Домашний театр», папка - передвижка «Играем в театр».
2. Создание моделей театров в группе совместно с родителями, изготовление атрибутов в театральный уголок : варежковый театр, плоскостной бумажный театр и пальчиковый вязанный театры, ложковый театр и другие).
3. Конкурс книжек-малышек про животных.
4. Выставка рисунков «Эколята –друзья и защитники природы!»
5. Пошив костюмов для утренников.
III. Заключительный этап
1. Подведение итогов.
2. Презентация проекта.
3. Награждение грамотами маленьких актеров.
4. Грамоты родителям за активное участие родителей в жизни детского сада.
Предполагаемый результат проекта :
• Обогащённая среда в группе;
• Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
• Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений;
• Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение; познавательные процессы фантазии);
• Развитие личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным);
• Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
• Активизация творческих способностей детей;
• Активное участие родителей в жизни группы.
Продукты проекта
Для детей:
Разработан программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО.
Разработка перспективного плана по теме: «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию»
Обновление эстетического пространства группы
Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей.
Организация открытого просмотра драматизации с участием детей для воспитанников младших групп
Оформлен театральный уголок с ширмой и разными видами театра.
Оформлены:
альбом: «Виды театров» «Театры России», «Театры Мира».
Папка- передвижка «Мир театра»
Для педагога:
Перспективный план работ по теме: «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию.
Конспекты занятий, презентации для детей.
Картотека наглядных пособий, литературы по теме проекта.
Разработаны сценарии:
- Игры-драматизации по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»;
- Театрализованной постановки "Приезжайте в теремок, потушите огонек";
- Театрализованной постановки "Музыкальный теремок» и др.
Созданы:
Картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Театральные игры».
Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей.
Для родителей:
Образцы совместного творчества (стенгазеты, фотостенд, рисунки).
Анкетирование «Воспитательные возможности театрализованной деятельности»
Папка-передвижка «Мы играем в театр»
Рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр»,
«Расскажи детям сказку», буклеты, консультации.
Разработки сценарии родительских собраний и др.
Результаты, которые мною достигнуты:
- дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;
- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.
В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.
Вывод
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.
Перспективный план работ по теме:
«Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализацию»
№ Тема, форма проведения Срок реализации
(месяц)
Задачи Материал
1 Проведение диагностики.
Разработка плана работы.
Анкетирование «Воспитательные возможности театрализованной деятельности» - работа с родителями. сентябрь Выявить уровень развития детей на начало учебного года. Игрушки, иллюстрации, диагностический инструментарий.
2 Фланелеграфный театр.
Рассказ воспитателя о фланелеграфном театре.
Игра-драматизация по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»
октябрь Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.
Учить четко и внятно проговари-
вать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Театр на фланелеграфе
«Петушок и бобовое зёрнышко»
3 Театрализованная постановка "Приезжайте в теремок, потушите огонек" для детей младших групп №4,6,11
ноябрь Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.
Учить четко и внятно проговари-
вать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность.
Сценарий постановки "Приезжайте в теремок, потушите огонек"
Костюмы героев, декорации.
4 Чтение по ролям сказки «Колобок».
Показ театра би-ба-бо «Колобок» для детей 1мл. группы №12 декабрь Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.
Учить четко и внятно проговари-
вать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Сказка «Колобок»
Театр би-ба-бо «Колобок»
5. Чтение по ролям сказки «Теремок».
Показ пальчикового театра «Теремок»
январь Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.
Учить четко и внятно проговаривать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Сказка «Теремок»
Пальчиковый театр «Теремок»
6. Театрализованная постановка "Музыкальный теремок» для детей средних групп №5,10.
февраль Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.
Учить четко и внятно проговаривать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Сценарий постановки "Музыкальный теремок»
Костюмы героев, декорации.
7. Теневой театр.
Рассказ воспитателя о теневом театре.
Чтение по ролям сказки «Три поросёнка».
Показ теневого театра «Три поросёнка» март Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.
Учить четко и внятно проговаривать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Сказка «Три поросёнка»
Теневой театр «Три посёнка»
8. Чтение по ролям сказки Ш. Перро «Красная шапочка».
Показ сказки «Красная шапочка» (театр кукол би-ба-бо)
апрель Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.
Учить четко и внятно проговаривать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Сказка Ш. Перро «Красная шапочка»
Театр кукол би-ба-бо «Красная шапочка»
9. Настольный театр.
Рассказ воспитателя о настольном театре.
Чтение сказки «Заяц и лисица»
Показ настольного театра «Заяц и лисица»
Диагностика речевого развития детей май Учить по очереди повторять строки из текста. Учить продолжать вести диалог с товарищем.
Учить четко и внятно проговаривать слова. Развивать диалогическую речь, выразительность. Выявить уровень развития детей группы Сказка «Заяц и лисица»
Настольный театр «Заяц и лисица»
Диагностический инструментарий.