Татьяна Максименко
Творческий проект по театрализованной деятельности детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется, играя,
а в игре он познает мир»
С. И. Мерзлякова.
Актуальность
В современном мире очень часто дети увлечены новомодными гаджетами, которые родители дают детям, чтобы заменить свое отсутствие, тем самым ограждая ребенка от общения со сверстниками. Поэтому, возникают у детей проблемы – всевозможные страхи, заторможенность, замкнутость, нехватка социально-коммуникативного общения, неумение вести себя в коллективе сверстников. Это влияет и на эмоциональное состояние, чаще проявляется равнодушие, черствость, нежелание, капризы. Театрализованная деятельность – одно из решений данных проблем, одно из самых доступных видов искусства для детей.
Публикация «Творческий проект по театрализованной деятельности детей в детском саду» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Направленность работы по театрализованной деятельности :
Данный проект направлена на развитие творческого потенциала, активности, инициативы в процессе овладения навыками театрализованной деятельности, в интеграции с образовательными областями: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предмет исследования – театрализованная деятельность.
Цель – развитие у детей дошкольного возраста средствами творческих способностей
в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Раскрыть роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
3. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
4. Закреплять представление детей о различных видах театров.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки, интонационную выразительность речи, обогащать и активизировать словарь детей, развивать диалогическую и монологическую речь, умение связно и выразительно пересказывать сказки.
6. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
7. Формировать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Участники проекта : дети и педагоги.
Ожидаемые результаты:
1. Стимулирование развития творческой активности
2. Участие в театрализованных играх, представлениях, спектаклях
3. Формирование положительного отношения к театрализованной деятельности
4. Разработаны рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной театральной среды в группе
5. Осуществление подбора и дополнение необходимыми игрушками, пособиями, атрибутами центра детской активности
6. Развитие психических процессов; память, внимание, восприятие, воображение
7. Активизация и совершенствование коммуникативной функции речи
8. Совершенствование моторики, координации, переключаемости, целенаправленности движений
9. Формирование опыта нравственного поведения
Реализация проекта :
Первый этап - Подготовительный.
• Определение актуальности темы, формулировка проблемы, обозначение цели и задач, составление плана проекта.
• Определение предполагаемых результатов проекта и его значения.
• Обзор методической литературы.
• Поиск форм, методов и приемов работы.
Второй этап – Основной.
Реализация проекта : пополнение центра детской активности «Театр», изготовление пособий и атрибутов для театрализованной деятельности, постановка спектаклей, организация театральных игр в самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослых и детей.
Третий этап - Заключительный.
• Презентация проекта.
• Распространение опыта
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. В театрализованной деятельности происходит накопление эмоционально-чувственного опыта у детей. Театральная деятельность также источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений, где развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
В процессе реализации проекта были созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности :
• поощрение исполнительского творчества детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.);
• развитие у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками;
• побуждение детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;
• обучение детей различать настроения, переживания, эмоциональное состояние персонажей, передаваемые различными средствами драматизации;
• право выбора средств для импровизации и самовыражения, в том числе сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, реквизита, костюмов, видов театра и т. д. ;
• знакомство детей с устройством тетра (сцена, занавес, зрительный зал, гримёрная, костюмерная и др.);
• рассказывание детям о театральных жанрах (драматическом, музыкальном, кукольном театрах, театре зверей и пр.);
• знакомство детей с разными видами кукольных театров (би-ба-бо, настольный, теневой, пальчиковый и др.);
• обеспечение условий для взаимосвязи, театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе (интеграция);
• создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать основы для его творческой театрализованной деятельности и развития способностей. Дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок способен к созданию нового рисунка, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью.
Включение ребенка в театрализованную деятельность, в рамках реализации проекта, предоставила широкие возможности для развития творческого его потенциала :
• обеспечивает целостность воздействия игрового пространства, усиленного эффектом совместной деятельности;
• позволяет создавать импровизационное действие, которое дает свободу для самовыражения;
• позволяет каждому выражать собственные чувства, без оценки и сравнивания;
• обеспечивает включенность в происходящее действие;
• создает ситуацию успеха, способствует творческому самовыражению, позволяет каждому ощутить себя в качестве героя (персонажа);
• позволяет изменить реальность происходящего, создает условия для обучения способам взаимодействия;
• создает атмосферу благоприятного эмоционального фона.
Театрализованная деятельность включала в себя : просмотр кукольных спектаклей, с последующей беседой; игры-драматизации; логоритмические упражнения; пальчиковые игры; игры для развития речевой интонационной выразительности; упражнения на развитие пластики (мимика, жесты); театральные этюды; разыгрывание сказок; инсценировки и т. д.
В театрализованной деятельности использовались разнообразные методы и приемы:
- рассказывание сказок
- выбор детьми ролей по желанию
- просмотр мультфильмов и диафильмов
- назначение на главные роли робких и застенчивых детей
- пересказ сказок, рассказов
- распределение ролей
- проигрывание ролей
- чтение художественной литературы
- просмотр кукольных спектаклей с последующей беседой
- знакомство с текстом сказки и со средствами ее драматизации (жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, реквизитом и т. д.)
- разыгрывание разнообразных сказок (инсценировки)
- упражнение по формированию выразительности исполнения
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного
кукловождения
- упражнения по социально-эмоциональному развитию
- игры-превращения (владение своим телом)
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- игры-драматизации
- ролевые диалоги по иллюстрациям
- музыкальные игры
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
• создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
• приобщать детей к театральной культуре;
• обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
• создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Театрализованные занятия выполняли одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Через их содержание, форму и методы можно достичь трё х основных целей:
- развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;
- создание атмосферы творчества;
- социально – эмоциональное развитие детей.
Содержанием таких занятий является знакомство с текстом литературного произведения, жестами, мимикой, движениями, костюмами. Методика работы с детьми на занятиях по театрализованной деятельности заключалась :
1. в знакомстве детей с текстом, коллективное воспроизведение текста, обсуждение сюжета и персонажей;
2. в обыгрывании сюжета;
3. в совместном с детьми выполнении творческого задания (для лучшего ознакомления с персонажами и сюжетом);
4. в разыгрывании этюдов (на выражение основных эмоций, характера, образа персонажей);
5. в формировании доброжелательных отношений к окружающим (через игры и упражнения на развитие навыков общения);
6. в прослушивании музыкальных композиций, на которых дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечая характер героя и его образ.
Возможности театрализованной деятельности многогранны. Дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, которые побуждают их действовать, думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Роль, которую исполняет ребенок, дает возможность ясно, четко, понятно изъясняться, активизирует словарь, совершенствует звуковую культуру речи детей, интонацию, улучшает диалогическую речь, ее грамматический строй. Также театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовно-нравственным ценностям. Таким образом, театрализованная деятельность является средством развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место.
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения. Каждое художественное произведение для дошкольников имеет нравственную направленность, оно о дружбе, доброте, честности, смелости. В театрализованной деятельности ребенок может решать проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа (героя). А это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, нерешительность, страх.
Театрализованная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, близка и понятна ребенку и связана игрой. Каждую свою выдумку, идею, впечатление ребенок может воплотить в образы и действия театральных представлений. Войдя в придуманный образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что было интересно, и от этого получает эмоциональное наслаждение и удовлетворение.
Театрализованные игры – это игры в театр. Обычно сюжетами служат любимые сказки. Ребенок через игру пополняет, расширяет и обогащает свой жизненный опыт. Театрализованные игры дают детям возможность для творческих проявлений. Они развивают творческую самостоятельность, побуждают к импровизации, поддерживают стремление к самостоятельному поиску выразительных средств для создания образов, через движения, мимику, интонацию и жесты.
В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ. Видами драматизации являются игры-имитации образов (животных, людей, литературных персонажей); ролевые диалоги выстраиваются на основе текста; инсценировки литературных произведений; постановки спектаклей; игры-импровизации.
В режиссерской игре артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, является сценаристом и режиссером. Он придумывает сюжет, управляет игрушками-артистами, озвучивает своих героев, комментирует действия, используя различные средства интонации и выразительности. Для режиссерских игр можно использовать: настольный, плоскостной и объемный театры, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) театр и т. д.
В ходе реализации проекта были даны некоторые рекомендации родителям:
1. Читать ребенку произведения художественной литературы, устного народного творчества.
2. Проводить беседы с ребенком по содержанию прочитанных произведений.
3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
4. Предлагать ребенку задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
6. Посещение театров.
7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях, организованных в ДОУ.
Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой ребенок учится играя.
Выводы:
1. Происходит развитие творческих способностей.
2. Развиваются психические процессы.
3. Развивается речь.
4. Совершенствуется моторика.
5. Развивается эмоционально-волевая сфера.
6. Происходит коррекция поведения.
7. Развивается чувство коллективизма.
Театрализованная деятельность помогает детям стать творческими личностями, способными к импровизации и восприятию новизны, готовыми к общению с другим людьми.
Библиография:
1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение, 1991г.
2. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М. : АО Аспект-пресс,1993г.
3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М. : ТЦ - Сфера, 2003г.
4. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М. : Просвещение, 1991 г.
5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М. : ТЦ - Сфера, 2003г.
6. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.
7. Родная речь. Серия «Читаем дома». М. : Дрофа, 1996г.
8. Программа, методические рекомендации под редакцией М. А. Васильевой. М. :И. Д. «Воспитание дошкольника».
9. Синицын Е. Б. Умные сказки. М. : Аист, 1998г.
10. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М. :Аркти,2002г.
11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.
12. Теплов Б. М. Психология. М., 1951г.
13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981г.
14. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М. : Просвещение, 1973г.
15. Хрестоматия по детской литературе. М. : Просвещение, 1988г.