Hина Церенова
Творческий проект «Лаборатория огородных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Актуальность проекта
Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашем регионе, особое место занимают огурцы, помидоры, фасоль, перец, баклажаны, свекла. Широкое распространение этих овощных культур объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествами плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить их самому.
Темочки:
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых ростков – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде, чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Лаборатория огородных наук»
Проблема: У детей слабо развита способность получения и анализа информации об способах произрастания растений овощных культур в процессе их исследования.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели и родители воспитанников
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
По характеру участия ребё нка: ребёнок – субъект проектирования
Продолжительность проекта : долгосрочный (2 месяца)
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса детей к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность (выращивание овощных и зернобобовых культур, произрастающих в нашем регионе).
Задачи:
- Привлечение детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений.
- Расширение знаний детей об особенностях строения и условиях роста растений.
- Формирование интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
- Развитие речи детей, активизация словаря за счет введения новых слов.
- Формирование партнерских взаимоотношений между детьми.
- Воспитание основ экологической культуры.
Предполагаемый результат:
- Повысится экологическая компетентность детей, они смогут
различать некоторые виды растений, узнают особенности их
строения, научатся правильно ухаживать за ними.
- У детей будут сформированы знания о росте растений в
комнатных условиях.
- Дети приобретут собственный познавательный опыт.
- Повысится уровень коммуникативных навыков общения в
совместном труде.
- Посредством осуществления совместной поисковой и исследовательской деятельности, сотрудничества и соавторства педагог – ребенок – родители
произойдет сплочение детско–родительского коллектива.
Этапы проведения проекта :
Подготовительный этап:
- Чтение художественной литературы по теме проекта
- Сбор информации и материалов по теме
- Организация предметно – развивающего пространства
- Разработка цикла наблюдений, бесед
- Приобретение необходимого оборудования, семян растений.
Практический этап:
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания овощных и зернобобовых растений. Дети наблюдают за ростом растений, проводят эксперименты и опыты с последующим фиксированием результатов.
Заключительный этап:
- Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
- Оформление альбома «Наш веселый огород»
- Выставка детских работ «От семечка к ростку»
- Поиск необходимого материала по теме
- Чтение художественной литературы по теме проекта
- Дидактические игры на закрепление знаний о растениях
- Составление алгоритма «От семечка к плоду»
Роль родителей в реализации проекта
- Сбор информации по теме проекта
- Участие родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
- Участие в создании альбома
- Усвоение материала из консультации и применение его на практике
Продукт проектной деятельности
- Создание альбома «Наш веселый огород»
- Выставка детских работ «От семечка к ростку»
- Лучок для употребления в пищу и зеленый корм (ростки пшеницы) для домашних питомцев
Краткое описание проекта
Проект рассчитан на детей 4-5 лет, реализуется на протяжении двух месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Модель реализации проекта
Направление работы Содержание деятельности
Педагогическая деятельность (подготовка к проекту) Изучение методической литературы.
Составление плана проекта.
Чтение художественной литературы по теме проекта
Сбор информации и материалов по теме
Организация предметно – развивающего пространства
Разработка цикла наблюдений, бесед
Приобретение необходимого оборудования, семян растений.
Педагогическая деятельность с детьми
«Рассматривание семян» (сравнение их по форме, цвету, размеру)
Опыты с семенами – проращивание семян гороха, фасоли, кресс салата в вате, в ткани, в стакане с водой, в стакане с землей.
Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде.
Проведение экспериментов:
«Земля. Узнаем, какая она» - цель: экспериментальным путем выявить некоторые свойства земли (имеет вес, содержит кислород, сыпучая, клейкая).
«Вода. Вода и растения» - цель: опытно-экспериментальным путем определить насколько вода необходима для роста растений.
«Солнце. Солнце и растения» - цель: с помощью несложных опытов выяснить роль солнца для роста растений.
«Человек и растения» - выявить, насколько растения, посаженные человеком, нуждаются в его уходе.
Отражение результатов исследования в журнале наблюдений.
Оформление «огорода на окне»
Подвижные игры: «Перенеси овощи», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Дидактические игры: «Овощи и фрукты»,
«Что, где растет?», «Проложи дорожку»,
«Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
Беседы: «Для чего растению нужны семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда навредить нашему здоровью», «Горох, чечевица, соя – родственники»
Сюжетно – ролевые игры: «Овощеводы», «Магазин», «Семья».
Продуктивная деятельность: выставка детских работ «От семечка к ростку»
Литература
Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие/ Под ред. Г. М. Кисилевой, Л. И. Пономаревой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 208 с. (Библиотека современного детского сада).
Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы». Средний и старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009
Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : педагогическое общество России, 2018
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011