Юлия Шибаева
Творческий проект «Кукла своими руками» для детей старшего дошкольного возраста
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
Сергей Михалков
Тип проекта : познавательно-творческий
Срок реализации: февраль-апрель
Участники: Дети подготовительной группы, воспитатели.
Итоговое мероприятие: Выставка кукол, сделанных своими руками.
Актуальность
Публикация «Творческий проект „Кукла своими руками“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Какую игрушку вы любите больше всего? На этот вопрос все отвечают по-разному. Кто-то любит плюшевого медведя, кто-то гоночную машину, кто-то компьютер. Но самой любимой игрушкой всех времен остается кукла. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Участие ребёнка в создании народной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.
Проблема
Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли их родители, бабушки и дедушки, наши предки. У них недостаточно сформировано бережное отношение к игрушкам. А также дошкольники практически не имеют представления о самодельной кукле, у них нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет навыков для обыгрывания самодельных кукол.
Цель проекта : Пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к миру народной куклы.
Задачи:
1) Формировать представления о разнообразии и назначении народной куклы.
2) Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
3) Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками.
4) Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.
5) Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
6) Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.
Подготовительный этап:
Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек;
Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол;
Изготовление воспитателем образцов народных кукол;
Подбор материала для изготовления кукол;
Подбор дидактических игр;
Подбор сказок, стихов, загадок о кукле.
Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта :
Анкетирование по теме;
Подготовка консультаций для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”;
Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность;
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.
Проект позволяет интегрировать такие образовательные области, как:
– Социализация;
– Познание;
– Коммуникация;
– Чтение художественной литературы;
– Музыка;
– Художественное творчество;
– Труд.
План реализации проекта.
Февраль.
Беседа на тему "Как появились куклы" – познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые).
Консультация для родителей «История народной куклы».
Беседа на тему «Куклы наших бабушек и дедушек».
Изготовление самодельной куклы совместно с мамой и бабушкой.
Беседа об обрядовых куклах и праздничной кукле «Масленица».
Художественная деятельность «Душа ль ты моя, Масленица!»
Изготовление плоскостных кукол для театральной деятельности.
Изготовление плоскостных кукол для дидактической игры «Оденем куклу Машу».
Март.
Беседа о мире кукол и просмотр презентации «Русская народная кукла» - познакомить с тремя основными группами кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги).
Изготовление детьми игровой куклы “Пеленашка” по схеме.
Беседа “Куклы разных народов” – познакомить детей с куклами народов мира, их особенностями и назначением.
Изготовление плоскостных кукол в костюмах народов России.
Чтение русской народной сказки “Василиса Прекрасная” в обработке А. Н. Афанасьева.
Апрель.
Изготовление нитяной куклы “Мартиничка” в подарок маме.
Консультация для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольника”.
Составление творческих рассказов “Моя любимая игрушка”.
Художественное творчество (рисование) “Кукла моей мечты”.
Консультация для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”.
Слушание музыкальных произведений “Новая кукла” и “Болезнь куклы” П. И. Чайковского.
Результаты по проекту : поставленная цель достигнута.
Предполагаемые результаты по проекту : создание мини-музея «Такие разные куклы».