Нина Лиханова
Творческий проект «Интерактивные тренажеры для формирования у дошкольников с ОНР навыка послогового чтения»
▼ Скачать +Заказ
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
Публикация «Творческий проект „Интерактивные тренажеры для формирования у дошкольников с ОНР навыка послогового чтения“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2013
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является ИКТ.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность коррекционного обучения (Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленская, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина, И. А. Филатова, Л. Р. Лизунова и др.). В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Дефектологи, психологи и логопеды–практики отмечают, что с каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.
Как показало многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
В понятие «письменная речь» в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В отличие от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.
В формировании навыка чтения можно выделить четыре ступени (Т. Т. Егоров) :
• овладение звукобуквенным обозначением;
• послоговое чтение;
• становление синтетических приёмов чтения;
• синтетическое чтение.
Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Формулировка проблемы
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи в дошкольном возрасте очевидна для всех, поскольку успешная работа в этом направлении позволит обеспечить «опережающее обучение», что создаст необходимый надёжный «старт» в обучении.
Детям с ОНР характерны быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания, им требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения для усвоения новых знаний и умений. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребёнка поможет использование интерактивных тренажеров в коррекционно-логопедической работе.
Предмет исследования
Использование интерактивных тренажеров при формировании навыка послогового чтения у дошкольников с ОНР.
Цель и задачи проекта
Цель педагогического проекта : разработать интерактивные тренажеры для формирования навыка послогового чтения.
Задачи:
Изучить историю и современное состояние проблемы.
Осуществить углубленный анализ сформированности навыка послогового чтения у детей старшего дошкольного возраста.
Разнообразить применением интерактивных тренажеров методы и приёмы работы с детьми для оптимизации коррекционного процесса.
Оценить эффективность использования тренажеров в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР.
Гипотеза
Ведущие концептуальные положения: анализ практики учителей-логопедов убедительно показывает, что своевременная и адекватная структуре речевой патологии организация коррекционного обучения (в плане содержания и направленности логопедического воздействия, профилактика вторичных отклонений, позволяет преодолеть общее недоразвитие речи у дошкольников и предупредить вторичные проявления речевой патологии в виде нарушений письменной речи.
Следовательно, если использовать интерактивные тренажеры в системе работы по профилактике дислексии у дошкольников, обеспечивая тем самым «успешный старт» для дальнейшего обучения, то можно облегчить переход дошкольников к систематическому обучению в школе и обеспечить успешное усвоение ими навыка чтения.
Проверка гипотезы
Работа над педагогическим проектом включала в себя несколько этапов.
I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования навыка чтения у дошкольников с речевой патологией.
Анализ литературы показал, что проблеме формирования навыка чтения у дошкольников с речевой патологией, посвящено крайне мало работ. В основном, упор делается на формирование навыков звукового анализа и синтеза, знакомство с буквами (что тоже актуально, а об автоматизации навыка послогового чтения у дошкольников с ОНР информации мало.
II. Выявление навыков сформированности навыка чтения у выпускников логопедического пункта разных лет.
Было проведено исследование навыков чтения у выпускников логопедического пункта ДОУ до и после использования интерактивных тренажеров для закрепления навыка послогового чтения. Полученный материал был подвергнут качественному и количественному анализу. В ходе исследования были получены следующие данные:
До использования тренажеров После использования тренажеров
Знание букв алфавита
100% детей 100% детей
Навык слияния букв в слоги
89% детей 100% детей
Овладение послоговым чтением
57% детей 100% детей
Овладение синтетическим чтением
3% детей 78% детей
Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, формулирование выводов, написание отчета.
Результаты исследования показывают, что при использовании в коррекционной работе с дошкольниками интерактивных тренажеров повысился процент детей, умеющих сливать буквы в слоги на 10%, овладевших послоговым чтением на 43% и овладевших синтетическим чтением на 75%.
Результаты работы
Таким образом, использование интерактивных тренажеров для формирования навыка послогового чтения доказало свою эффективность.
Применение интерактивных тренажеров позволяет :
сформировать навык послогового и синтетического чтения;
индивидуально подходить к каждому ребенку, используя разноуровневые задания (тренажер «Не ошибись!»);
повысить учебную мотивацию воспитанников и эффективность усвоения ими новых ЗУН;
снизить риск школьной дезадаптации.
Список литературы
1 Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога – М., 2006
2 Калинина И. Л. Учим детей читать и писать – М., 1997
3 Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации /под общей редакцией Мастюковой Е. М.
4 Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – С-Пб., 1995
5 Парамонова Л. Г. Пиши и говори правильно – М., 1996
6 Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. Селивёрстова В. И. – М., 1997
7 Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Волосовец Т. В. – М., 2007
8 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада – М. ,1991
9 Хрестоматия по логопедии / под ред. Волковой Л. С. Т2 - М. ,1997
10 Эдигей В. Б. Увлечение чтением – М., 1997
11 Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ – М., 1997
12 Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи – М., 1996