Папки-передвижки

Творческий проект «Интерактивные тренажеры для формирования у дошкольников с ОНР навыка послогового чтения»

Нина Лиханова
Творческий проект «Интерактивные тренажеры для формирования у дошкольников с ОНР навыка послогового чтения»
▼ Скачать +Заказ

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).

Публикация «Творческий проект „Интерактивные тренажеры для формирования у дошкольников с ОНР навыка послогового чтения“» размещена в разделах

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является ИКТ.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность коррекционного обучения (Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленская, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина, И. А. Филатова, Л. Р. Лизунова и др.). В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Дефектологи, психологи и логопеды–практики отмечают, что с каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.

Как показало многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

В понятие «письменная речь» в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В отличие от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.

В формировании навыка чтения можно выделить четыре ступени (Т. Т. Егоров) :

• овладение звукобуквенным обозначением;

послоговое чтение;

• становление синтетических приёмов чтения;

синтетическое чтение.

Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Формулировка проблемы

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи в дошкольном возрасте очевидна для всех, поскольку успешная работа в этом направлении позволит обеспечить «опережающее обучение», что создаст необходимый надёжный «старт» в обучении.

Детям с ОНР характерны быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания, им требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения для усвоения новых знаний и умений. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребёнка поможет использование интерактивных тренажеров в коррекционно-логопедической работе.

Предмет исследования

Использование интерактивных тренажеров при формировании навыка послогового чтения у дошкольников с ОНР.

Цель и задачи проекта

Цель педагогического проекта : разработать интерактивные тренажеры для формирования навыка послогового чтения.

Задачи:

Изучить историю и современное состояние проблемы.

Осуществить углубленный анализ сформированности навыка послогового чтения у детей старшего дошкольного возраста.

Разнообразить применением интерактивных тренажеров методы и приёмы работы с детьми для оптимизации коррекционного процесса.

Оценить эффективность использования тренажеров в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР.

Гипотеза

Ведущие концептуальные положения: анализ практики учителей-логопедов убедительно показывает, что своевременная и адекватная структуре речевой патологии организация коррекционного обучения (в плане содержания и направленности логопедического воздействия, профилактика вторичных отклонений, позволяет преодолеть общее недоразвитие речи у дошкольников и предупредить вторичные проявления речевой патологии в виде нарушений письменной речи.

Следовательно, если использовать интерактивные тренажеры в системе работы по профилактике дислексии у дошкольников, обеспечивая тем самым «успешный старт» для дальнейшего обучения, то можно облегчить переход дошкольников к систематическому обучению в школе и обеспечить успешное усвоение ими навыка чтения.

Проверка гипотезы

Работа над педагогическим проектом включала в себя несколько этапов.

I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования навыка чтения у дошкольников с речевой патологией.

Анализ литературы показал, что проблеме формирования навыка чтения у дошкольников с речевой патологией, посвящено крайне мало работ. В основном, упор делается на формирование навыков звукового анализа и синтеза, знакомство с буквами (что тоже актуально, а об автоматизации навыка послогового чтения у дошкольников с ОНР информации мало.

II. Выявление навыков сформированности навыка чтения у выпускников логопедического пункта разных лет.

Было проведено исследование навыков чтения у выпускников логопедического пункта ДОУ до и после использования интерактивных тренажеров для закрепления навыка послогового чтения. Полученный материал был подвергнут качественному и количественному анализу. В ходе исследования были получены следующие данные:

До использования тренажеров После использования тренажеров

Знание букв алфавита

100% детей 100% детей

Навык слияния букв в слоги

89% детей 100% детей

Овладение послоговым чтением

57% детей 100% детей

Овладение синтетическим чтением

3% детей 78% детей

Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, формулирование выводов, написание отчета.

Результаты исследования показывают, что при использовании в коррекционной работе с дошкольниками интерактивных тренажеров повысился процент детей, умеющих сливать буквы в слоги на 10%, овладевших послоговым чтением на 43% и овладевших синтетическим чтением на 75%.

Результаты работы

Таким образом, использование интерактивных тренажеров для формирования навыка послогового чтения доказало свою эффективность.

Применение интерактивных тренажеров позволяет :

сформировать навык послогового и синтетического чтения;

индивидуально подходить к каждому ребенку, используя разноуровневые задания (тренажер «Не ошибись!»);

повысить учебную мотивацию воспитанников и эффективность усвоения ими новых ЗУН;

снизить риск школьной дезадаптации.

Список литературы

1 Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога – М., 2006

2 Калинина И. Л. Учим детей читать и писать – М., 1997

3 Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации /под общей редакцией Мастюковой Е. М.

4 Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – С-Пб., 1995

5 Парамонова Л. Г. Пиши и говори правильно – М., 1996

6 Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. Селивёрстова В. И. – М., 1997

7 Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Волосовец Т. В. – М., 2007

8 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада – М. ,1991

9 Хрестоматия по логопедии / под ред. Волковой Л. С. Т2 - М. ,1997

10 Эдигей В. Б. Увлечение чтением – М., 1997

11 Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ – М., 1997

12 Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи – М., 1996

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Интерактивные тренажеры для формирования у дошкольников с ОНР навыка послогового чтения»
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 09:51
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Интерактивные тренажеры для формирования у дошкольников с ОНР навыка послогового чтения»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Лиханова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД