Вита Иванова
Творческий план средней группы «Проектная деятельность по экологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий план средней группы «Проектная деятельность по экологии»
Цель: дать детям сведения о том, что поздней осенью трава пожухла, насекомые попрятались в траву, в кору деревьев; птицы улетели в тёплые края; люди убирают листья, обрезают сухие ветки деревьев.
Развлечения Комплексное занятие «Осень золотая».
Публикация «Творческий план средней группы „Проектная деятельность по экологии“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Творческая мастерская «Зайкино угощенье», «Яблоки на яблоньке», Конструирование из листьев «Виноградная лоза».
Игры Пальчиковые игры «Осень»,
Дидактическая игра «Опиши –мы отгадаем»
Цель: развитие речи детей, внимания, творческого воображения.
Д. и. «Разложи правильно», цель: отсортировать овощи от фруктов.
Опытническая деятельность Определи на вкус, запах, ощупь.
Рассматривание в микроскоп кожицы лука.
Работа с родителями Папка-передвижка «Осень», выставка «Дары осени», папка «Почитаю и узнаю».
Октябрь «Насекомые»
Беседы Тема: «Насекомые осенью».
Программное содержание: Закреплять представления детей о насекомых; учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья). Формировать знания о том, как встречают холода. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.
Экскурсии 1. Экскурсия в парк на тему: «Хмурая, дождливая наступила осень».
Цель: Расширять представления детей об осени. Учить их находить изменения, которые произошли в парке.
Развлечения Разучивание стихотворений, песен про насекомых.
Цель: создание хорошего настроения, привитие любви к прекрасному.
Творческая мастерская «Гусеничка», «Божья коровка», «Пчелки мои милые», Лепка «Бабочка».
Игры 3. Дидактическая игра: «Что изменилось».
Цель: учить детей находить изменения, происходящие в живой природе.
Пальчиковые игры: «Цветок»
Опытническая деятельность Рассматривание в микроскоп крыльев пчелы, мухи, стрекозы и чешуйчатый покров бабочки.
Работа с родителями Создание папки-передвижки «Что я знаю о насекомых», анкета для родителей «Экологическое образование в семье»
Цель: выявить отношение родителей вопросам экологического образования дошкольников и его реального осуществления в семье.
Ноябрь «Домашние животные»
Беседы Тема: «На домашнем подворье».
Программное содержание: Систематизировать знания детей о домашних животных. Развивать умственную операцию «обобщение». Воспитывать интерес к домашним животным.
Экскурсии Просмотр презентации «Домашние животные»
Развлечения Инсценировка сказки «Теремок»
Творческая мастерская «Домашнее подворье: Щенята», Рисование «Котята», «Мой мягкий и пушистый зверь (работа с шаблоном)».
Игры Дидактическая игра: «Кто что ест?»
Цель: Знакомить детей с потребностями животных в пище, месте обитания.
Опытническая деятельность Наблюдение за кошкой.
Цель: Понаблюдать с детьми за кошкой для подготовки к опыту: «как кошка чистит себе шёрстку языком». Определить, хорошее ли обоняние у кошки; выяснить, хорошо ли она слышит, чем питается. Воспитывать у детей любовь к животным.
Опыт: «Как кошка язычком чистит себе шёрстку».
Цель: Выяснить, как моется кошка. Развивать любовь к животным.
Ход опыта: Потереть пилку о ватный тампон. Осмотреть пилку, тампон. Пилка сняла отдельные волокна ваты с тампона, потому что у пилки шершавая поверхность. У кошки язык тоже шершавый, на нём расположены жёсткие бугорки, особенно заметные в середине. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с неё пыль, грязь и выпавшие волоски.
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком
И ещё мне часто сниться
Блюдце с тёплым молоком!
Работа с родителями 4. Конкурс рисунков на тему «Мой домашний питомец».
Цель: учить детей в рисунках выражать свое отношение к любимому домашнему животному.
Фото- выставка «Я и мой друг».
Декабрь «Деревья и кустарники»
Беседы Беседа с детьми на тему: «Живые ли деревья зимой».
Цель: Расширять знания детей о зависимости роста растений от изменений погодных условий.
Экскурсии 1. Экскурсия на тему: «Люблю я пышное природы увяданье».
Цель: Учить различать виды деревьев и кустарников (по форме, окраске листьев, по наличию плодов). Расширить представление детей о растениях осенью, об особенностях поведения птиц.
Развлечения Экологический праздник «Ёлка у птиц»
Цель: Формировать у детей правила поведения в природе, развивать интерес к развлечениям
Творческая мастерская «Мой кораблик» (поделка из листьев, аппликация «Зимнее дерево», изготовление елочки из раскрашенной еловой шишки.
Игры Экологический тренинг.
Цель: предложить детям представить себя деревьями (каждый выбирает своё любимое дерево) и выполняет движения в соответствии со словами.
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем.
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
2. Дидактическая игра: «Найди дерево по описанию».
Цель: Учить детей различать деревья по форме и окраске стволов, по плодам.
Опытническая деятельность 3. Рассматривание в микроскоп коры дерева.
4. Экологическая акция : «Сбор семян для подкормки птиц зимой».
Опыт: «В розовом ростке спрятан целый дуб»
Цель: Принести в группу жёлуди и оставить в тепле. Через некоторое время разломить жёлудь. Пронаблюдать, что жёлудь пророс, появился розовый росток, в котором спрятан целый дуб. Рассмотреть с детьми картину, где изображены дубы разных размеров.
Песня о жёлуде (отрывок) С. Я. Маршака
С колпаком на голове.
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого…
В этот гладкий коробок
Будущего лета.
Коль его не загрызёт
Белка острым зубом,
Сотни лет он простоит
Коренастым дубом.
Опыт: «Посади дерево».
Цель: Взяв палочку, понаблюдать (пробует каждый ребёнок, что будет, если попробуем «посадить» её по очереди в стакан с песком и глиной, представив, что мы сажаем маленькое деревце. Сделать вывод, что сухая глина твёрдая, палочку в неё поместить трудно, а песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Развивать интерес к опытам.
Опыт с магнитом и листом.
Работа с родителями Экологическая акция : «Окапывание снегом деревьев».
Январь «Птицы»
Беседы 2. «Птичка – невеличка в гости к нам пришла».
Цель: закрепить с детьми название зимующих и перелетных птиц, их внешний вид, повадки, чем питаются. Понаблюдать и сравнить с попугаем. Воспитывать любовь к перелётным друзьям.
Тема: «Рассматривание и сравнение воробья и вороны».
Программное содержание: Расширить представления детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании. Учить распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Экскурсии «В гости к попугаю»
Цель: расширить представления детей о жизни птиц живого уголка в зимний период.
Развлечения Развлечение на тему: «Птицы с юга к нам летят».
Цель: Пробуждать интерес к жизни птиц.
Творческая мастерская Лепка «Покорми птичек» (чтение стихотворения З. Александровой «Птичья елка», (Бондаренко, с. 274)
Экологическая акция : «Готовим кормушки для птиц»
Цель: Объяснить детям назначение кормушек. Воспитывать желание помогать птицам в холодный период года.
«Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке).
Цель: Лепка птиц конструктивным способом из четырёх-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички
для ножек, бисер для глазок, семечки для клювиков). Получение выразительного цвета путём смешивания двух исходных цветов.
Игры Дидактическая игра: «Чей клюв?»
Цель: Продолжать учить детей определять зимующих птиц по частям тела (клюву).
Опытническая деятельность Наблюдение за птичкой в клетке (волнистый попугай)
Цель: Учить детей узнавать и называть новую птичку – волнистого попугая по характерным признакам внешнего вида. Познакомить с особенностями поведения.
Рассматривание в микроскоп перо птицы.
Рассматривание в микроскоп пера птицы.
Работа с родителями Конкурс рисунков на тему: «Как мы заботимся о птицах зимой».
Февраль «Дикие животные»
Беседы Беседа на тему: «Жизнь диких зверей весной».
Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей.
Экологическая сказка : «Загадочный зверёк».
Цель: Расширять знания детей об образе жизни диких животных (белка).
Экскурсии В зоомагазин.
Цель: познакомить с жизнью диких животных в неволе зимой, сравнить, чем она отличается от жизни животных в природе.
Развлечения «В гостях у бабушки Загадушки».
Цель: Учить детей отгадывать загадки о диких животных.
Творческая мастерская Изготовление детьми совместно с воспитателем коллажа на тему: «Зимние причуды»
Цель: Воспитывать любовь к родной природе.
Игры Дидактическая игра: «Кто где живёт?»
Цель: Используя схемы-модели, учить детей называть место обитания диких животных («нора», «логово», «берлога», «дупло» и т. д.)
Экологическая игра : «Кто как двигается» (лото с элементами моделирования).
Цель: Закреплять умения детей систематизировать животных по способу передвижения (лапы, крылья, плавники).
Работа с родителями «Зов джунглей» — соревнование семейных команд.
Март «Человек»
Беседы 1. Беседа: «Для чего человеку кожа?»
Цель: Обследовать руки и сказать, чем покрыто наше тело (Кожей). Познакомить с приёмами ухода за ней. Закрепить, для чего мы моемся и т. д. Развивать бережное отношение к своему организму.
Тема: «Развитие слуха у животных и человека».
Программное содержание: Познакомить с особенностями развития слуха у животных и человека; активизировать знания о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности и в овладении человеческой речью. Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. Определить связи уха с носоглоткой. Развивать интерес узнавать новое о своём организме. Воспитывать бережливость к своему организму.
Материал: Схематичное изображение строения уха человека; картинки с изображением некоторых животных; вата.
Экскурсии На прогулке понаблюдать за растениями.
Цель: Обратить внимание на то, что сквозь ветки солнце проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились проталины. Обсудить с детьми это явление.
Развлечения Праздник наших мам.
Творческая мастерская Коллаж «К нам весна шагает».
Игры Дидактическая игра: «Опиши, мы отгадаем».
Цель: Учить детей классифицировать растение по их признакам.
Опытническая деятельность Экологический десант «Проращивание и посадка семян гороха».
Цель: Учить детей правильной посадке бобовых растений.
Работа с родителями Выпуск семейных экологических газет.
Апрель «Времена года».
Беседы Маленькие хитрости: «Живые барометры».
Цель: Познакомить детей с понятием «барометр», зачем он нужен; рассказать детям о том, что есть «живые барометры» — растения, животные, которые помогают предвидеть погоду (одуванчик в сухую погоду летит, а перед дождём – нет; клён – плачет перед дождём; воробьи – купаются перед дождём; муравьи закрывают плотно входы и выходы муравейника перед дождём и т. д.).
Беседа на тему: «Как птицы заботятся о своём потомстве?»
Цель: Закрепить с детьми уже известные знания о птицах нашего края познакомить, как птицы заботятся о своём потомстве. Развивать любовь к птицам.
Экскурсии На прогулке рассмотреть с детьми почки на ветках.
Цель: уточнить форму почек, размеры, как они расположены на ветках. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они разные.
На прогулке. Наблюдение за птицами.
Цель: Отметить повадки, внешний вид птиц; кто где любит находиться: вороны – на толстой ветках деревьях, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ. Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды.
Целевая прогулка к грачовнику на тему:
«И солнце светит ярко, и журчат ручьи
Вернулись долгожданные грачи».
Цель: Установить связь между изменениями условий в неживой природе и прилётом птиц.
Развлечения Разучивание стихотворений о весне, песен, прослушивание отрывков из произведения Чайковского «Времена года»
Творческая мастерская Рисование «Весенний ковер»
Игры Дидактическая игра: «Бывает – не бывает».
Цель: Уточнять и углублять знания детей о времени года.
Дидактическая игра: «Съедобное — несъедобное».
Цель: Развивать быстроту реакции, знания признаков живой и неживой природы.
Опытническая деятельность Опыт : «Проращивание лука».
Цель: Поместить вместе с детьми луковицы: одну в пустую баночку, другую – в баночку с водой. Объяснить детям, что это мы сделали для того, чтобы выяснить, что будет с луковицами через неделю. Развивать у детей наблюдательность.
Экологическая копилка : «Это – только цветочки, а ягодки впереди».
Цель: разучить с детьми поговорку, объяснить смысловое значение.
Работа с родителями Экологическая акция : «Сбор сухих обломанных веток».
На прогулке акция: «Украсим Землю добрыми и полезными делами».
Цель: Окопать кустарники и деревья, уточнить для чего это мы делаем. Посадить на участке детского сада саженец дерева, знакомя детей как правильно нужно посадить дерево, чтобы оно продолжало дальше расти. Закрепить, что деревья очищают воздух и за ними нужен особый уход весной и осенью.
Экологическая акция : «Вывешиваем скворечники».
Май «Цветы».
Беседы «Цветы комнатные и садовые», «Одуванчик», «Тропинка полевая».
Экскурсии На цветник
Цель: прививать любовь к прекрасному, знакомить с разнообразием живой природы.
Наблюдение на прогулке.
Цель: Понаблюдать с детьми на разных полянках детского сада за ростом мать-и-мачехи и сравнить их. Исследовать листочек растения обеих сторон: тёплая и холодная сторона. Развивать бережное отношение к природе и любовь к ней.
Ранней солнечной порой
На проталинках весной,
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
В ярких жёлтеньких платочках
Да в зелёненьких носочках.
Наблюдение на прогулке: «Лей, лей, поливай!»
Цель: Понаблюдать с детьми как поливает лейка с шейкой и без, сделать вывод. Побеседовать какой бывает дождик весной, как он поливает землю. Развивать у детей память и мышление.
Всё ярче, ярче дни за днями,
Уж солнышко чёрными кругами
В лесу деревья обвело…
Развлечения «Праздник цветов».
Творческая мастерская Аппликация «Ваза с цветами», рисование «Волшебные цветы», изготовление цветов из различных материалов.
Игры Дидактическая игра: «Разложи в корзинки»
Цель: Поручить детям классификацию шишек, ракушек, камушек и др. природного материала. Развивать у детей память.
Дидактическая игра: «Магазин цветов».
Цель: Расширять знания детей о декоративных растениях. Закреплять назначение частей растения.
Дидактическая игра: «Отбери и назови цветы, которые знаешь».
Цель: Расширять знания детей о декоративных растениях.
Эстафетная игра «Собери цветок».
Опытническая деятельность Рассматривание в микроскоп хлопок.
Посадка и выращивание рассады цветов для клумбы.
Цель: развивать навык работы с посадочным материалом, аккуратность, прививать любовь к прекрасному.
Работа с родителями Экологическая акция : «Украсим Землю цветами».
Цель: Высаживание выращенной рассады на клумбы.
Комплексное занятие: «Праздник цветов».