Папки-передвижки

Использование метода «синквейн» в развитии речи детей

Наталья Леонова
Использование метода «синквейн» в развитии речи детей

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Цель : Создание условий для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать и рассуждать.

Задачи:

• Систематизировать и обогащать словарный запас детей 6 года жизни по изучаемым темам;

• Активизировать познавательную деятельность;

• Формировать предпосылки поисковой деятельности;

• Развивать грамматически правильную фразовую речь, ассоциативное и наглядно – образное мышление, внимание, воображение детей.

• Воспитывать у детей желание изучать родной язык, прививать любовь к поэтическому искусству.

• Организовать и провести совместные мероприятия творческого характера для объединения усилий семей и педагогов в формировании у детей языковой компетентности.

Актуальность: В последние годы одна из актуальных проблем дошкольной педагогики – низкий уровень речевой активности детей. Это ограничивает возможности их самореализации, свободной коммуникации, что тормозит развитие речемыслительной и познавательной деятельности, отрицательно влияет на формирование личностных качеств и поведения. Большинство детей неточно понимают слова, встречающиеся в повседневной речевой практике: названия некоторых животных и птиц, растений, профессий, частей тела человека и животных. В самостоятельных высказываниях дети смешивают видовые и родовые понятия, признаки; заменяют слова. Дети испытывают трудности при подборе антонимов, при образовании уменьшительно-ласкательных слов существительных, относительных и притяжательных прилагательных. Все это замедляет своевременное формирование речи. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Перед педагогами дошкольниками встаёт много вопросов: - как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу; - как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации; - как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения; - как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях? Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволил быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна. Значимость и целесообразность использования мною данного метода объясняется тем, что, синквейн:

• способствует развитию всех компонентов речи;

• происходит интеграция со всеми образовательными областями программы;

• используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации;

• даёт возможность оценить педагогу уровень усвоения пройденного материала;

• открывает у детей новые творческие интеллектуальные возможности;

• способствует поддержке и развитию детской инициативы в различных видах деятельности;

• содействует в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Данный метод, позволил отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по работе с детьми старшего дошкольного возраста.

На первом этапе своей работы, я изучила литературу по данной теме:

Список использованной литературы: Акименко В. М. Новые логопедические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008. Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005). Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Журнал «Первое сентября», №4 (2006). Дробицкая Е. А. Синквейн – эффективный метод формирования речевой активности. Журнал «Ребенок в детском саду», №1( 2017).

Активно используя метод синквейн в своей работе, я поняла, что эта технология не требует особых условий его применения. Составление ребенком синквейна способствует активизации и актуализации, имеющихся у него знаний и собственно речевого высказывания, развитию памяти, внимания, мышления, позволяют ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса, дает мне возможность оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, способствует поддержке и развитию детской инициативы в различных видах деятельности. Для осуществления целенаправленной работы мною составлено перспективное планирование для детей с ОНР первого и второго года обучения. В него включены: непосредственно образовательная деятельность, коррекционные часы, дидактические игры. Мною разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, оформлен необходимый иллюстративный материал, составлена картотека разнообразных игр по теме. Все формы работы подобраны в соответствии с перспективно-тематическим планированием учителя-логопеда.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Правила написания синквейна.

1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающие на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов - глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

5-я строка (основание «елочки») – одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

Метод синквейна в работе с дошкольниками я использовала, начиная со второго полугодия старшей группы. Работу по обучению дошкольников синквейну я вела поэтапно. Чтобы полно и грамотно выразить свою мысль ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работа начиналась с уточнения, расширения и совершенствования словаря. На данном этапе использовала игры и упражнения: «Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Какой, какая, какие?», «Кто, что делает?» и т. д.

На втором этапе знакомила детей с алгоритмом составления синквейна, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составлялся в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имелся достаточный словарный запас по данной теме.

С детьми дошкольного возраста строгое четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Для успешного овладения детьми данной технологии я использовала разные способы работы с синквейном.

«Синквейн-загадка». Я читала стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисовали отгадку. Затем рисунки вывешивались на доске. Я видела, насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

Составь «Синквейн по образцу».

«Закончи стихотворение». Ребенок называл слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

«Чужое слово», «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке намеренно допускались ошибки в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

«Один начинает, другой продолжает». Называла предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью, третий –четвертую, четвертый-пятую.

Эти игровые приемы помогали детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе.

После того, как дети научились составлять нерифмованные стихи, я перешла к третьему этапу работы - самостоятельному составлению синквейнов детьми по лексическим темам. Сначала все дети составляли синквейн об одном предмете или явлении. Затем усложняла задачу, давая индивидуальные темы, используя игровые приемы:

«Чей синквейн Лучше?» Составляли дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждали, чей текст был наиболее удачным и почему.

«Речецветик». Детям предлагала цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.

«Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

«Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн».

Также я предлагала детям :

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

- составление синквейна по прослушанному рассказу;

- коррекцию и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна, чтобы для определить отсутствующую часть (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить). Я предлагала детям составлять синквейн о природе, о картине и сказочном герое, о маме, папе, о настроении, сочинять стихотворение на любое событие или праздник, составлять описательные рассказы по картине, о предмете, придумывать загадки. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. В этом возрасте не все дети еще владеют чтением, поэтому я использовала наглядно-графические схемы.

Чтобы работа по созданию дидактического синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома, необходимо было познакомить родителей с этой технологией. Для этого была проведена консультация для родителей «Синквейн дома».

Также мною была проведена консультация для педагогов «Использование метода «Синквейн» в развитии речи детей».

Применение данной технологии помогает мне создать условия для развития личности, закреплять знания детей об окружающем мире. Использование синквейна позволило мне более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Использование синквейна оказало положительное влияние на развитие внимания, памяти, мышления детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей»Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей» Ассоциация воспитателей по теме «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи дошкольников»..

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование метода «синквейн» в развитии речи детей
Опубликовано: 7 августа 2024 в 12:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода «синквейн» в развитии речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД