Папки-передвижки

Исследовательская работа «Творческий коллектив — школа самодвижения воспитанников к успеху»

Иванова Туйаара
Исследовательская работа «Творческий коллектив — школа самодвижения воспитанников к успеху»
▼ Скачать + Заказать документы

Министерство культуры и духовного развития РС (Я)

Филиал муниципального бюджетного учреждение дополнительного образования «Нюрбинская детская школа искусств» в селе Малыкай.

Тема работы : Творческий коллектив – школа самодвижения воспитанников к успеху.

Выполнила: Иванова Туйаара Николаевна

Преподаватель высшей категории

отделения хореографии

рук. дет. танц. коллектива «О5о саас»

2024

Введение

Темочки:

Притягательная сила личности преподавателя, педагогическое мастерство, то есть умение понять учащегося, своевременно поддержать его, использовать педагогические средства в интересах оптимизации учебно – воспитательного процесса. Преподаватель – он та личность, вокруг которой концентрируются на больший или меньший срок интересы участников коллектива. Он фактически творец коллектива, но для того чтобы создать этот своеобразный, в идеале, творческий организм, он должен чутко понимать интересы тех, кто увлечен, кто любя искусство посвящает ему свой досуг. Потому он должен быть одаренным педагогом. И поняв, увлечь в мир познания танца, умело организуя процесс занятий, жизнь коллектива как микросреды на каждом этапе развития.

Цель: Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Задачи:

1. Учитывать индивидуальные, возрастные, интеллектуальные творческие особенности детей при подборе репертуара в танцевальном коллективе.

2. Опираться на принципы обучения и воспитания.

Проблема: Развитие и саморазвитие личностных качеств учащегося на основе общечеловеческих ценностей.

Детский танцевальный коллектив как человеческая общность, образующая систему отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности. Коллектив отличается богатством и разнообразием содержания жизни, многообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через воспитательный коллектив ребенок входит в жизнь общества.

Направленность репертуара для участника коллектива имеет не наименьшее, а большое значение, так как мы говорим, что задача художественной самодеятельности – формирование личности средствами искусства.

Никому еще не удалось определить критерии воспитывающей деятельности во время занятия, а если учесть, что воспитательный процесс осуществляется в обществе спонтанно, в школе целенаправленно и что в процессе воспитания участвуют очень многие видимые и невидимые факторы – определить цели и задачи, организовать деятельность и диагностировать достижение поставленных целей достаточно сложно. Тем не менее, некоторые воспитывающие обстоятельства и процессы можно выделить.

Главным воспитывающим инструментом выступает сам педагог независимо от того, ставит ли он какие – либо воспитательные задачи или нет, фактом своего поведения, одежды, отношения к излагаемому материалу, характером, отношения к предмету, к ученикам он производит слабо сигнальные (скрытое) незаметно – непланируемое воспитательное воздействие.

Педагог – это должность, состояние, потребность, образ жизни.

Главным условием является способность педагога держать дисциплину на занятиях, в противном случае не срабатывают никакие методические приемы. Дисциплина в значительной степени зависит от разумности и обязательности педагогических требований, проводимых в жизнь педагогом, от степени насыщенности занятия. От верного сочетания юмористического и напряженно - серьезного, от умения педагога переключать фазы занятия, о его способности задавать мотивацию и стимулирование ученических успехов. От умения держать педагогическую дистанцию, от степени напряженности занятия, от степени готовности педагога к занятию. От умения переключать виды деятельности, от глубокого знания интересов и особенностей учащихся, от индивидуального подхода к ним.

Настрой, с которым приходит преподаватель в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину на занятиях, качество, качество занятия, успешность процесса и результат.

Излишняя легкость и веселость приводит к повышенному возбуждению, когда становится трудно переключить внимание ребят на познавательную деятельность. Жесткость и холодность педагога создает обстановку негативного напряжения, отчужденности, нервозности. Безразлично бросив «Здравствуйте!», входя в зал и забыв об учащихся, педагог как бы показывает, что ему все надоело и становится, как – то даже неудобно отвлекать педагога от его переживаний.

Вот и получается, что педагог обязан терапевтическим способом вообще и за несколько секунд до входа в зал – в частности, внести в зал свое лицо, фигуру. Чтобы за дверью остались неурядицы, проблемы и переживания, чтобы его сангвиническая собранность, уверенность, благожелательность, организованность стали очевидны для учащихся и дали им необходимый импульс для уверенной и защищенной познавательной работы.

Другое дело, когда речь идет о том, чтобы непосредственно в предмете находить скрытые, но планируемые возможности для воспитывающего воздействия :

• Оценка событий;

• Отношение к окружающим;

• Моделирование позитивного взгляда и поведения;

• Отношение к каждому ученику с предельным уважением;

• Вовлечение в общественную деятельность в связи с предметом, в том числе отстающим на занятиях.

Предварительными условиями успешности воспитательного процесса являются :

• Включенность и заинтересованное участие родителей в воспитательном процессе;

• Создание или наличие положительного психолого – педагогического климата;

• Использование талантов и личных достоинств педагогов в воспитательном процессе;

Успеха можно добиться практически в работе с каждым психически нормальным учеником, если не спешить, медленно вводить его в занятия по индивидуальному графику, не придавать важнейшего значения оценке (может быть, даже на длительное время отменить ее для ученика или учащихся, с которыми педагог налаживает контакт). Вместо этого можно каждый урок отмечать все изменения в лучшую сторону и делать об этом запись или говорить устно, поручать воспитаннику такие задания, дела, которые могут возвысить его в глазах коллектива, и которые ему интересны.

В общем смысле управление успехом и организация успеха в обучении и воспитании предполагает знать ученика, понимать ученика, относиться к нему с уважением и вести его по индивидуальной траектории успеха. Чтобы правильно понять эмоциональную жизнь детей, следует во первых, уметь (и учиться) ставить себя в положение ребенка, вспоминать собственные состояния в сходных ситуациях; во вторых, обогащать постоянно мир своих чувств, анализировать их. Чем он ярче, глубже, осознание, тем и выше вероятность точного «попадания» в расшифровку состояний ребенка.

У разных детей уровень эмоциональной выразительности далеко не единообразен. Одни сдержанны, умеют скрывать свои истинные чувства, намерения; другие, наоборот, чрезвычайно раскованные, необыденные, излучают целые потоки эмоций. Кроме того, сказывается и возраст школьников, темперамент, особенности нервной системы, привычные стереотипы поведения. И все же, при всем многообразии эмоциональной выразительности, можно условно выделить несколько типов детей.

Первый тип – гипертрофированно – экспрессивный. Это дети с максимальной степенью выраженности своих чувств. Их эмоциональное состояние не только отчетливо проявляется во всем внешнем облике, но приобретает порой гипертрофированную форму. Лицо – в постоянном изменении, каждое слово сопровождается оживленной жестикуляцией. Для таких детей, испытывающих постоянное «двигательное беспокойство», характерны резкие переходы от оживления, безудержной радости к состоянию подавленности, плохого настроения, даже депрессии.

Наиболее выпуклая черта этого типа детей – безудержная говорливость, стремление находить «слушателей», обращать на себя внимание окружающих. Часто такие учащиеся исполняют роль острословов, даже шутов.

Им несвойственно стремление скрывать свое состояние, скорее наоборот: они стараются ввести в круг своих переживаний как можно больше людей, будь то взрослые или сверстники. Именно в общении с ними они находят способ снять состояние неудовлетворенности, тревоги или, наоборот, разделить свою радость, хорошее настроение.

Второй тип условно можно обозначить как «артистический». Это учащиеся, эмоциональное состояние которых не только отчетливо обнаруживается, но и подчеркивается внешними проявлениями. Здесь нет какой – то осознанной цели, игры, когда человек специально раскрывает мир своих чувств, рассчитывая произвести на окружающих нужное впечатление, получить заданный эффект.

У детей это происходит подсознательно, интуитивно, но в конечном итоге связано с устоявшимися привычками, сформировавшимися еще в дошкольный период, когда ребенок добивался выполнения своих желаний, демонстрируя членам семьи такие состояния, которые вызывали у них тревогу, быть может, умиление, восторг.

Ребенок привык находиться в атмосфере всеобщего внимания. Он привык к тому. Что взрослые готовы «читать» каждый его жест, выражение лица, чтобы угадать желание, немедленно исполнить его. Ребенка приучили к такой системе выражения своих состояний.

Третий тип – адекватно – экспрессивный. К нему относится большинство детей. У которых эмоциональные проявления соответствуют внутреннему состоянию. Эти дети, при всей непосредственности, умеют, однако, управлять своими эмоциями, затушевывать, порой скрывать истинное состояние, если оно по их мнению производит неблагоприятное впечатление на окружающих (несбывшееся ожидание, смешное, неловкое положение в ситуации, ошибка в действиях и. т. п.).

Четвертый тип – неадекватно – экспрессивный. Дети, относящиеся к этому типу, настолько хорошо управляют собой, что могут скрывать свои истинные чувства, маскировать их, если это нужно.

Управление эмоциональными внешними проявлениями – признак роста социально – психологической зрелости. Если речь идет о самообладании в трудных обстоятельствах, если оно продиктовано заботой о чувствах окружающих. То следует поддерживать и всячески развивать эту способность. А если он скрывает истинные чувства для того, чтобы произвести выгодное для себя впечатление, маскирует корыстные побуждения, прикидывается добрым, бескорыстным? К сожалению, нравственная «мимикрия» не исключена даже в среде учащихся. Она особенно опасна, потому что может формировать лицемера.

Пятый тип – пониженно – экспрессивный. Речь идет о детях, которые не могут выражать адекватно свои состояния в каких – то внешних проявлениях. Тут следует отличать флегматичных, медлительных, малоподвижных, с пониженной экспрессией от детей с временными состояниями подавленности, страха, боязни обнаружить свои чувства.

В психологическом плане исключительно важно ровно и уважительно относиться к каждому воспитаннику.

Пять типов. Может их больше?

Не случайно А. С. Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости», в которой воплощалось перспектива развития коллектива и личности, не случайно и В. А. Сухомлинский ввел в наш педагогический лексикон «Школу радости». В самом идеальном варианте радость, или, точнее, ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Впрочем, и для взрослого ожидание радости – источник его движения вперед. Нет ожидании – нет и творческой личности.

Радость в любом виде труда ребенка – от сознания достигнутого, особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не возникает. Ее горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребенка тем более.

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия : «успех» и «ситуация успеха». Ситуация сочетание условий, которые обеспечивает успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог: переживание радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить себя.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

С социально – психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих личности и результатами ее деятельности.

С психологической точки зрения – успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.

Заключение

Данная работа адресовано руководителям хореографических коллективов, преподавателям – хореографам и ставит задачу помочь в разностороннем воспитании каждого воспитанника. Можно использовать в качестве ориентира. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация воспитания детей по формированию репертуара с учетом его возрастных особенностей.

Каждый репертуар должен иметь воспитывающее значение, оказывать влияние на формирование сознаний детей. Важно, чтобы идеи, темы этих постановок были понятны детям, увлекали и волновали их, только тогда они будут по настоящему будить «чувство добрые и мысли хорошие».

Использованная литература

1. Безруких М. М. Знаете ли вы своего ученика? – М., Просвещение. 1991.- 96с.

2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., Просвещение. 1991

3. Богаткова И. Н. Танцы для детей. – М., 1970.- 28с.

4. Веселова В. В. Билет в будущее. –М., 1990. – 112с.

5. Выготский Л. С. Педагогическая деятельность. – М., 1991.-46с.

6. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. - М., 1998. -94 с.

7. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. – Санкт- Петербург., 1970. -98 с.

Публикации по теме:

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа «Яичные загадки»Исследовательская работа «Яичные загадки» Исследовательская работа "Яичные загадки" Введение В нашей семье все увлекаются кулинарией и любят смотреть специальные программы по кулинарному.

Исследовательская работа «Мыльная история»Исследовательская работа «Мыльная история» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (с 06.12.2021 по 17.12.2021).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Творческий коллектив — школа самодвижения воспитанников к успеху»
Опубликовано: 19 декабря 2024 в 14:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Творческий коллектив — школа самодвижения воспитанников к успеху»» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Туйаара (УИ 3513352) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД