Елена Берсенева
Творческая работа «Социально-личностное развитие детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития, формирования и социализации. Данная проблема рассматривается многими науками: философией, социологией, психологией, физиологией и другими.
Педагогика и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано с психологическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными
Публикация «Творческая работа „Социально-личностное развитие детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
(углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Человек, появляясь на свет, является существом исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность, как субъект отношений и общественной деятельности. Среда является определяющим фактором формирования личности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется именно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения в жизни страны.
Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность
и прочее, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве, когда
зарождаются основы социально – личностного развития.
Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Этот опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей, прочно закрепляется такая позиция «Я и общество».
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.
Дошкольное образование вышло на новый уровень. В государственном документе «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержится новый раздел: «социализация».
Она направлена на достижение следующих целей:
1. усвоение детьми первоначальных представлений социального характера;
2. включение детей в систему социальных отношений, через решения следующих задач:
развитие игровой деятельности;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральных);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу.
«Социализация» интегрируется со всеми остальными содержаниями образовательных областей, как известных, привычных, традиционных:
«Физическая культура», «Труд», «Чтение художественной литературы» и т. д., так и новыми, появившимися в последнее время: «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Воспитание призвано корректировать характер влияния среды. В процессе воспитания осуществляется сознательно контролируемая социализация. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации.
В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации образовательного учреждения. В данном случае дошкольное образовательное учреждение, как институт социализации.
Процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельной сущности, а наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.
Наш детский сад работает по государственной документу «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой).
Ознакомление с социальной действительностью является раздел
«Ребёнок и окружающий мир». Раздел состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. В разделе «Явления общественной жизни» стержневой темой является жизнь и труд людей:
«Семья»
«Детский сад»
«Родная страна»
«Труд взрослых».