Анна Веричева
Формирование социальной уверенности личности ребенка по средством подвижных игр с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Формирование социальной уверенности личности ребенка по средством подвижных игр с участием родителей.
Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов. Проблема эффективности развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики.
Публикация «Формирование социальной уверенности личности ребенка по средством подвижных игр с участием родителей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Маленький человек не может сам себя развить - это задача взрослых. Подвижная игра является условием формирования двигательной активности детей, а также стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, становится очевидной необходимость интенсивной научной и практической разработки вопросов формирования социальной уверенности ребенка.
Вместе с тем, анализ литературы свидетельствует, что традиции физического воспитания в современной семье изучены слабо, не рассматривается также вопрос об их влиянии на формирование социальной уверенности личности ребенка. Однако семья, как многогранная система в своем воздействии на формирование личности ребенка имеет огромное влияние, что доказывается отечественными и зарубежными исследователями. Именно поэтому, проблема взаимодействия ДОУ с родителями, поиск эффективных форм и методов была, есть и будет актуальной. Особенно актуальной она становится, когда мы говорим об оздоровительной деятельности в семье.
Объект: обучение детей младшего дошкольного возраста и взрослых подвижной игре.
Предмет: подвижные игры, для формирования социальной уверенности личности ребенка
Цель: Формирование социальной уверенности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие у младших дошкольников социально-коммуникативных способностей.
2. Формирование положительного образа Я, самоутверждающих форм поведения.
3. Совершенствование механизмов адаптации к социальной среде, регулирующих:
-агрессивность;
-импульсивность;
-тревожность;
Гипотеза: Предполагается, что если внедрять подвижные игры с участием родителей, то это будет способствовать улучшению формирования социальной уверенности личности ребенка.
Практическая значимость нашего исследования заключается во внедрении подвижных игр с участием родителей для улучшения формирования социальной уверенности личности ребенка.
Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о подвижных играх с участием родителей, которые способствуют формированию социальной уверенности личности ребенка.
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
В качестве некоторых основных причин социальной неуверенности у детей можно выделить следующие:
• Неблагополучная семейная обстановка.
• Экономическое неблагополучие семьи.
• Низкий уровень эмоционально волевой сферы.
• «Центрация на себя», т. е. повышенное внимание к ребенку.
• Негативное, равнодушное, или излишне строгое, требовательное отношение взрослого к ребенку и др.
В ходе изучения материала, литературы по проблеме выделила основные признаки социально неуверенных детей :
На вербальном уровне:
• Речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
• Рассказывают очень мало или вообще ничего, не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;
На невербальном уровне:
• Пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать внимание; иногда наоборот двигаются как «заводные», разрушая все на пути.
• Часто плаксивы и апатичны;
• Мимика лица вялая, не могут устанавливать контакт взглядом, не смотрят на партнера, отводят глаза;
На уровне социальных контактов :
• Неприсоединение к группе играющих детей;
• Разные формы отказа от контактов с чужими, незнакомыми людьми;
• Нежелание расставаться с родными людьми;
• Неумение самоутверждаться, выдвигать требования, сказать «нет», высказывать свое мнение, идти на компромисс;
• Беспомощность. Паника в трудных ситуациях.
Так как развитие социальной уверенности происходит в трех основных сферах: самопознание, общение и особенности работы с социально неуверенными детьми :
Прежде всего работа с семьей. Социальная уверенность формируется, прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родителями. Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества в целом. Семья обеспечивает социализацию и адаптацию будущего поколения. Семья не только предоставляет ребенку условия для развития, она активно формирует социально положительные навыки и препятствует появлению социально отрицательных.
Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.
Игра в первую очередь воссоздает межличностные отношения между людьми, роль человека в социуме.
Условия эффективности работы:
• Интенсивность игровых занятий: занятия проводятся один раз в неделю, длительность 15-20 минут. Форма проведения занятий групповая по 10-12 детей.
• Обязательно нужно провести предварительную работу с детьми (чтение художественной литературы, беседы, рассказывание историй, изготовление атрибутов) и последующая работа после занятий (повторение игр в повседневной жизни детей). Для этого после каждого занятия даю задание воспитателям, рассказываю, какие были достижения у каждого ребенка, что нужно еще повторить или закрепить.
• Нужно обязательное эмоциональное сопереживание взрослого ребенку, выражение веры в возможности ребенка, создание атмосферы взаимопонимания.
Более подходят следующие принципы игровых занятий:
1. Вводить детей в игру через собственное общение.
2. Безоценочность (Любая оценка фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими, и часто не в пользу социально неуверенного ребенка)
3. Отсутствие соревновательности (Неуверенные дети чаще всего боятся соревнований).
4. Минимизация использования игрушек и предметов. (Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим, на первых этапах следует по возможности отказаться от игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на свои ощущения, эмоции и на сверстников).
5. Исключение принуждения. (Отсутствие принуждения, равные права, снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру)
в работе с социально неуверенными детьми составила систему игр, распределив их в игровые занятия.
Предполагаемый результат:
-социальные способности :
·положительный образ — «Я — доверие», уверенность;
·способность к восприятию другого человека, людей (взрослых, сверстников).
- социальные навыки :
· умение устанавливать контакты и действовать в разных коммуникативных ситуациях;
· умение реализовывать самоутверждающие способы поведения;
· умение детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия;
-творческие способности
· у детей проявляется интерес к игре и желание играть вместе с коллективом сверстников и родителями;
· появляется навык владения импровизацией с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. п.);
· умение исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги;
Выделены основные показатели, раскрывающие протекание процесса развития социальной уверенности у детей дошкольного возраста:
-способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);
- усвоение социальной информации (знание правил поведения и общения).
В результате прохождения материала воспитанники будут знать:
1. Правила поведения при общении со взрослыми с сверстниками.
2. О проявлении доброты и дружбы, взаимовыручки, сплоченности, уважительном отношении к старшим.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Проявлять положительные эмоции при общении с окружающими людьми.
3. Быть доброжелательными.
4. Выполнять обещание, порученное дело.
5. Уметь разговаривать со старшими и сверстниками.
6. Выполнять правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
7. Различать хорошие и плохие поступки.
Владеть:
1. Навыками поведения в коллективе сверстников, с окружающими, взрослыми. 2. Навыками работы в коллективе товарищей.
3. Навыками общения посредством различных средств коммуникации.