МААМ-картинки

Формирование личности ребенка с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

Валентина Борисова
Формирование личности ребенка с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Вся наша жизнь подчинена движению, скорости, темпу. Последний заложен в столь важных психических процессах, как мышление, восприятие, внимание, память, воображение, речь. У каждого ребёнка они индивидуальны и неповторимы. Любое грубое вмешательство извне способно вызвать сбой в тонких механизмах их взаимодействия. Последствия общеизвестны: болезни, неврозы, речевые расстройства, заикание. Педагоги, руководители образовательных учреждений и специалисты органов управления убедились: оказание коррекционно - педагогической помощи детям нужно начинать задолго до поступления в школу, предотвращая, таким образом, возникновения у них школьной дизадаптации.

Публикация «Формирование личности ребенка с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

Глава 1. Проблемы ДОУ Российской Федерации и решения по их устранению.

1.1 Овладение языковой знаковой системой.

В период дошкольного детства происходят наиболее значительные и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой. Слово базисный знак с неограниченными возможностями словоизменения и формирования. Слово обеспечивает социально - коммуникативные потребности развития, общения и познания.

Словарный состав языка – это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения, благодаря ему, язык приобретает осмысленный характер.

Любое слово, фраза находят своё выражение лишь с помощью тех или иных звуков.

1.2 Комплексы неполноценности у детей с О. Н. Р.

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка, тяжелые нарушения речи могут отразиться на его умственном развитии. Дети, плохо говорящие, начиная понимать свои недостатки, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, если их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психологическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Я, Борисова Валентина Олеговна, работаю воспитателем в логопедической группе. Зная о тех трудностях детей, связанных с нарушением речи, решила взять тему: «Формирование личности ребенка, с общим недоразвитием речи, посредством театрализованной деятельности», так как считаю, что смогу ускорить процесс становления активной речи детей и процесс формирования свободной личности ребенка.

1.3 Театр - могущее средство идейного и эстетического воздействия на ребёнка.

Театр является средством идейного и эстетического воздействия на человека, а на ребенка в первую очередь.

Что же такое театр? Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.

Театральное искусство близко и понятно детям, потому что в его основе лежит игра. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающим, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умению держать себя в обществе, быть толерантным к окружающим.

Дети любят участвовать в постановках знакомых сказок, стихов, потешек. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами : словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. 1.4Условия для реализации детского творческого потенциала.

Для всестороннего развития ребенка, посредством театрализованной деятельности, необходимо создать определенные условия реализации детского творческого потенциала. Мы в группе, совместно с родителями и педагогами оборудовали костюмерную, гримерную, сделали театральный модуль-трансформер. Действует фотовыставка, собрано большое количество иллюстраций по сказкам, коллекция дисков и кассеты с записями выступлений детей, книжки.

Разработан план развития детей средствами сценического искусства. При составлении плана опиралась на программы: «Арт- фантазия» автор Э. Г. Чурилова, издательство «Центр Владос» и пособие «Театрализованные занятия в детском саду» автор М. Д. Маханева, издательство «Творческий Центр». Но, к сожалению, реализация плана развития детей не дала ожидаемых результатов. Диагностика, проводимая мною в течение эксперимента, желала лучшего. Причина состояла в том, что используемая мною программа рассчитана на работу с одаренными детьми.

Детям логопедических групп необходимо больше уделять внимания развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, играм-фантазиям на снятие «зажатости».

Я составила программу «Театр «Непослушный язычок», которая отвечает требованиям развития детей логопедических групп посредством театрализованной деятельности.

За основу взяла раздел программы М. А. Васильевой «Воспитание и обучение детей в детском саду» (театрализованные игры).

На играх-занятиях учила раскрывать свои потенциальные возможности, осознавать необходимость работы над ролью, умению держать себя на сцене непринужденно, уметь передавать сущность своего персонажа, развивала речь, мелкую моторику и пластичность.

Использовала специальную актерскую тренировку для развития средств образной выразительности.

С учетом диагностики я наметила дополнительные задачи и систематизировала необходимые сведения о детях. По результатам диагностики прослеживается стойкая положительная динамика к концу учебного года. Дети подготовительной группы имеют следующие показатели: 89 % - детей,. имеющих высокий уровень; 11% - средний; 0% - низкий.

Программа «Театр «Непослушный язычок» была утверждена в нашем детском саду на творческом совете, а затем на педсовете.

1.4 Использование инновационных технологий.

В своей работе я использую новые технологии. Всем известно, что максимальный эффект в реализации ребенка-дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение производится в форме игр, чтения сказок, их сочинении, изготовлении кукол и разыгрывании с их помощью сказочных сюжетов, рисовании. Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии, игротерапии, куклотерапии. Сказко -; кукло -; игро -; арттерапия – это лечение ребенка, оказание ему помощи разными видами.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, а особая реальность мира чувств.

Любая сказка ориентирована на социально – педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит.

Большой интерес и оживление вызывает у детей запись инсценируемой сказки на диск. Учу давать в доброжелательной форме оценку тому или другому герою, контролирую четкое проговаривание звуков.

Гораздо ближе детскому пониманию сказки, сочиненные и импровизируемые ими самими. Такие сказки будут неизбежно нескладными и менее литературными, чем готовые произведения, написанные писателями - сказочниками, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Детские сказки трогают сокровенные струны нашей души, учат любить этот мир, принимать и улучшать его.

В логопедические группы приходят дети не только с проблемами, связанными с речью. Это и ослабленные, часто болеющие ребята.

Работая по программе «Театр «Непослушный язычок», использую здоровьесберегающие технологии. Артикуляционные гимнастики помогли детям научиться правильно дышать. Пластические этюды способствуют развитию двигательной активности. Дети стали меньше болеть, что видно из статистики составленной медицинской сестрой нашего детского сада (см. приложение №1)

1.6 Преемственность детского сада со школой.

Мы не теряем связь со своими воспитанниками даже тогда, когда они уходят от нас в школу. Такие учащиеся: Миша Соломонов, Маша Артюх, Амалия Хачатрян посещают школьные драматические кружки. Они вместе с руководителем кружков приходят к нам в детский сад с выступлениями. А мы с детьми посещаем их репетиции, учимся мастерству работы на сцене.

Глава 2. Обновленные формы работы с родителями.

2.1 Девиз работы с родителями «От сосуществования - к сотрудничеству и партнерству».

Родители активно посещают детское учреждение в день проведения зрелищных мероприятий с участием их детей: утренники, концерты, спектакли. Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада и группы? Как сделать так, чтобы от этого процесса удовольствие получали и дети, и родители, и педагоги?

Традиционные методы сотрудничества с семьям (собрания, консультации, беседы) оставляют родителей недостаточно активными и заинтересованными. Поэтому я стала искать иные пути сотрудничества.

Для начала провела анкетирование родителей, на выявление уровня педагогической культуры. Ответы показали, что в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания, а эмоционально - духовная сущность ребенка стала вторичной ценностью.

Я решила изменить отношение родителей к жизни детей в ДОУ нестандартными формами работы. Мой девиз работы с родителями: «От сосуществования - к сотрудничеству и партнерству!»

2.2 Театральные гостиные как средство развития личности ребенка с помощью родителей и при их активном участии.

На первом этапе составила перспективный план работы театральных гостиных, подобрала игры, упражнения, подготовила материал для проведения продуктивной деятельности.

Цель проведения театральных гостиных состоит в том, чтобы развивать личность ребенка с помощью родителей и при их активном участии, учить играть с детьми.

Гостиные сблизили всех участников. И дети, и родители, и педагоги – все испытывали чувство единения и восторга. Родителям все так понравилось, что они предложили организовать праздник - развлечение «Семья – как много в этом слове…» Семьи приняли активное участие в подготовке и проведении праздника. На празднике все пели, танцевали, участвовали в конкурсах. Родителями была подготовлена и поставлена сказка «Репка на новый лад».

С помощью театральных гостиных мы приобщили детей и родителей к театральному искусству (познавательный аспект); вызвали у детей чувство гордости за своих родителей, а значит повысили собственную самооценку (эмоциональный аспект); активизировали участие родителей в жизни Д. О. У., повысили их авторитет (социальный аспект).

2.3 Выступления через прессу.

В сентябре 2010 года провела анкетирование на выявление отношения семьи к совместной культурно – досуговой деятельности. Выяснила, что 86% родителей хотели бы, но не знают, как правильно организовать семейный досуг.

Местная районная газета «Сельская новь» опубликовала мою статью «Домашний театр». Основная мысль статьи – помочь родителям организовать семейный досуг, как и из чего можно дома сделать кукол для домашнего театра. Статья имела огромный успех. В редакцию обратились воспитатели других детских садов, с просьбой о продолжении рубрики «Домашний театр», где просили продолжить знакомить родителей с инновационными методами изготовления игрушек в домашних условиях.

2.4 Презентации «Домашний досуг».

Следующим мероприятием стала презентация «Семейный театр». Организаторы этой встречи проделали большую работу: важно было выявить особенности культурного досуга каждой семьи. После просмотра слайд – шоу (когда жюри выявляло победителей) был проведен конкурс – соревнование между семьями «Кто какой родитель?» Мамы участвовали в конкурсе на пришивание пуговицы, критериями в котором являлись скорость и эстетичность. Папы должны были «отнести» в детский сад трех детей сразу, учитывались скорость и смекалка.

Первое место в конкурсе презентаций жюри присудило семье Воробьевых ( тема их презентации: «Я артисткой стать хочу!») В конце встречи было чаепитие и награждение семей принявших участие в мероприятии.

Немаловажным шагом для активного участия в мероприятиях группы и ДОУ стал экран «Добрых дел», где против каждой фамилии ребенка были наклеены звездочки за участие семей в жизни группы и детского сада.

Такое взаимодействие интересно самим родителям. От этого выигрывают все: и дети, и родители, и педагоги.

Заключение.

Через театрализованную деятельность происходит приобщение дошкольников к театральной культуре, а коллективные выступления – это прекрасная психологическая, нравственная и эмоциональная среда для формирования лучших человеческих качеств. Дети приобретают навыки сценического мастерства, позволяющие им творчески проявлять себя.

Задачи, которые я решаю, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов - профессионалов. Цель, которую я ставлю перед собой, занимаясь с детьми театрализованными играми - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь, чтобы навыки, полученные в театральных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Литература.

1. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Э. Г. Чурилова.

Москва. Издательство «Владос» 2001 год.

2. «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева

Москва. Издательство «Сфера» 2004 год.

3. «Система воспитания индивидуальности дошкольников» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Воронеж. -2007 год.

4. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Е. А. Алябьева. Москва. Издательство «Сфера» 2004 год.

5. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» В. Л. Шарохина. Москва. Издательство «Книголюб» 2004 год.

6. «Артикуляционная гимнастика» Е. А. Пожиленко. Санкт-Петербург. Издательство «Каро» 2007 год.

7. Журналы: «Дошкольное воспитание» № 1- 2008 год; №7- 2009год; №8- 2009 год; №10-2009 год; №12- 2009 год.

8. Журналы: «Ребенок в детском саду» №2 -2010 год; №3-2010 год

9. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры». –М. 2003 год, Минаева В. М.

Публикации по теме:

Формирование связной речи посредством театрализованной деятельности Сила воздействия иносказательного искусства кукол, сила метафоры очень велика, и мы обязаны не только знать эту силу, но и быть осторожными,.

Активизация речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи через ознакомление с хакасской народной культурой Отношение к детям является важнейшим мерилом цивилизованного общества. Чем гуманнее это отношение, чем щедрее духовный вклад в детство,.

Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи В данной статье речь пойдет о детях, которые уже научились читать, но чтение дается им с трудом, они не проявляют интереса к чтению. Это.

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Доклад к семинару «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Провела: учитель – логопед Колпакова.

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности. Из опыта работыФормирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности. Из опыта работы Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Из опыта работы воспитателя Романовой Светланы Леонидовны,.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность «Коллективное дело» – это практическая.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенкаВлияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личности ребенка с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 16 августа 2017 в 20:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование личности ребенка с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Борисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД