Лидия Ивановна Баранова
Творческая мастерская «Изготовление книжек-самоделок в форме свитка «Учим цифры» детьми старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Диагностика невербального мышления включает исследование умения анализировать информацию в наглядном плане, умения оперировать с наглядным материалом в пространстве, способность к выделению смысла наглядного изображения.
Одной из методик, которая предназначена для психодиагностики уровня развития наглядно-действенного мышления детей от 5 до 6 лет, является методика Е. В. Доценко «Вырежи фигуры».
Публикация «Творческая мастерская „Изготовление книжек-самоделок в форме свитка „Учим цифры“ детьми старшей группы“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки своими руками
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Её задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры. На рисунке в 6 квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого предварительно разрезают его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все квадраты с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках, ножницы и задания.
Оценка результатов.
В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.
10 баллов - все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.
8-9 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.
6-7 баллов— все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.
4-3 баллов— все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.
2-3 балла— все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.
0-1 балл— ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
По состоянию на начало учебного года с помощью данной методики мною было выявлено, что из 39 детей старших групп, ставших респондентами, 30 детей имеют средний уровень наглядно-действенного мышления и 4 ребенка имеют низкий уровень.
Умение резать ножницами требует удивительно большого количества навыков от дошкольника. Чтобы правильно резать инструментом, должна происходить одновременно координация левой и правой рук, которые совершают абсолютно разные движения. Ребёнок должен держать ножницы тремя пальцами одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как второй рукой он держит бумагу и двигает (поворачивает и т. д.) её вслед за ножницами. И в это время ещё нужно оставаться на линии разреза. Процесс вырезания требует тщательного зрительного контроля ребенка за действиями своих рук, и одновременно он должен внимательно следить глазами за ножницами.
В связи с актуальностью темы была спланирована работа по совершенствованию навыков работы ножницами.
В старших группах внедряю интеллектуально - развивающую программу «Путешествие по Стране знаний» (автор-составитель М. Р. Григорьева). Курс занятий в ней представлен как путешествие по волшебной Стране знаний, где каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом. На десяти занятиях дети знакомятся с одной из цифр и заучивают про неё маленькое стихотворение. В случае, если дети затрудняются выучить стихотворение на слух, его можно запоминать, опираясь на моторно-двигательную память, т. е. заучивать, изображая то, о чем говоришь. Мне пришла мысль добавить в ход выполнения задания и вырезание цифр, рисунков - ассоциаций с последующим наклеиванием их на белый лист бумаги. Таким образом, родилась идея изготовления детьми книжек-самоделок «Учим цифры». В приложении к программе был представлен набор наглядного материала, который был распечатан на принтере и выдан детям.
Цель: Изготовление книжек-самоделок «Учим цифры»
Задачи.
Образовательные:
• научить старших дошкольников изготовлять книжки - самоделки;
• познакомить с цифрами посредством рисунков - ассоциаций;
• разучить с детьми стихи о цифрах;
• познакомить детей с историей книгоиздательства, различными видами книг, строением книги, деятельностью писателя (поэта) и художника при создании книги.
Развивающие:
• развивать мелкую моторику пальцев рук, укреплять руку, улучшать координацию движений пальцев при работе с ножницами, быстро и точно по контору вырезать цифры и рисунки;
• развивать мышление, память, внимание, воображение, речь;
• развивать представления детей о способах изготовления книжек – самоделок.
Воспитательные:
• воспитывать интерес детей к книге, способствовать расширению и углублению читательских интересов детей;
• воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Интеграция следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Участники: 8 детей старшей группы, педагог-психолог Баранова Л. И.
Материал и оборудование: бумажные листы с изображением на них цифр и рисунков-ассоциаций, карточки «Учим цифры» и «Учим стихи о цифрах», разноцветная тесьма, белая бумага для ксерокса по 2 листа на каждого ребёнка, ножницы, клеящие карандаши, наглядный демонстрационный материал («Правила безопасности при работе с ножницами», «Техника безопасности при работе с ножницами»); электронные презентации «Ножницы. Что ты о них знаешь?», «Отгадай название книги по обложке»; выставка книг разных видов (книга – блокнот, книга – свиток, книги разных форм, книга-коробка, книга-гармошка, книга с трехмерными иллюстрациями и др.).
Этапы работы.
1 этап. Установление контакта. Введение в групповой процесс.
Педагог приветствует детей, предлагает им рассмотреть книги, представленные на выставке, проводит беседу, в ходе которой выясняет желание детей участвовать в книгоиздательстве индивидуальных книжек-самоделок в форме свитка. Было решено оформить книгу способом клеевой аппликации с предварительным вырезанием цифр и рисунков ножницами.
Педагог организует просмотр электронной презентации «Ножницы. Что ты о них знаешь?».
2 этап. Практическая работа.
Педагог объясняет алгоритм изготовления книжки: точно и последовательно вырезать цифры (от 1до 10) и рисунки, аккуратно наклеить на основу книжки, которая состоит из двух листов формата А4, оставив место для наклеивания карточки «Учим стихи о цифрах». Затем на лицевую сторону обложки наклеить карточку с названием книги, свернуть книжку в форме свитка и закрепить её тесьмой.
Каждый ребенок получает комплект необходимого материала.
Педагог проводит инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.
Фотоотчет аппликационной деятельности детей.
Основная работа выполнена.
Затем дети наклеили карточки с литературным материалом «Учим стихи о цифрах», расположив их на сводные места страницы книги.
На завершающем этапе ребята наклеили на обложки карточки с названием книжек, свернули книги рулончиками и закрепили их тесьмой.
Наши книги готовы.
3 этап. Заключительный. Обобщение и подведение итогов продуктивной деятельности детей. Пополнение книжного уголка группы книжками-самоделками, которые можно использовать и в игровой деятельности, например, в сюжетно-ролевых играх «Библиотека», «Магазин книг» и др.
Результативность работы:
-развитие у детей интереса к изготовлению книжек - самоделок;
-повышение уровня общей осведомленности детей о книгоиздательстве;
-развитие математического и наглядно-действенного мышления;
-развитие памяти и процессов запоминания и воспроизведения стихотворного материала;
-закрепление навыка точного и быстрого вырезания ножницами сложных фигур;
- получение детьми удовольствия от выполненных работ в коллективе;
-формирование аккуратного и бережного отношения к материалам.
Спасибо за внимание.