Татьяна Григорьевна Терентьева
Туризм в дошкольном учреждении как эффективное средство оздоровления и развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема сохранения и укрепления здоровья особенно остро встает в дошкольном возрасте. На снижение показателей здоровья влияет пассивный образ жизни и ухудшение экологической ситуации в мире. В связи с этим необходимы новые подходы для формирования физических качеств и оздоровления дошкольников, развития познавательных и умственных способностей. Такие ученые, как Н. М. Амосов, И. А. Аршавский, А. Г. Щедрина главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, которая формируется в процессе физического воспитания. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому в нашем дошкольном учреждении возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Одним из средств физического воспитания дошкольников является элементарный туризм. Он несет в себе оздоровительную, познавательную и воспитательную ценность. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Важно, что туристические прогулки имеют оздоровительный эффект. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение интересов и деятельности в плане развития здорового ребенка. Педагоги часто испытывают трудности в общении с родителями. Поэтому перед нами встала задача заинтересовать родителей в совместной работе, сделать их участниками воспитательного процесса. Целью нашей работы стало вовлечение семей воспитанников в единое образовательное пространство дошкольного учреждения посредством организации детской туристической деятельности.
Публикация «Туризм в дошкольном учреждении как эффективное средство оздоровления и развития ребенка» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, именно, в походе возникает духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
Организация детского туризма в нашем образовательном учреждении стоит на одном из первых мест т. к. решает не только образовательные задачи, но и укрепляет здоровье, и обучает не сложным туристическим навыкам и умениям, которые старшие дети смогут применить в совместных семейных походах.
Каждый раз стараемся разнообразить организацию наших походов - это пешие походы, на лыжах, велосипедах, самокатах. Любая форма проведения туристических мероприятий – это обучение жизненным трудностям для маленьких воспитанников, школа мужества и патриотизма, любовь к родному краю. Каждый запланированный поход требует от участников новых знаний и умений, как от педагогов, так и от дошколят.
Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учётом ее интересов, склонностей и возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм.
На первом этапе, организаторы проводят беседы с ребятами, кто такие туристы, и что необходимо взять в поход. Рассказывают о необходимых правилах безопасности на маршруте, о бережном отношении к окружающей нас природе, как оказать при необходимости первую доврачебную помощь.
Педагоги с детьми просматривают презентации, видеоролики о правилах поведения во время похода. Для подготовки к походу проводятся дидактические игры: «Сам собери свой рюкзак», «Посмотри, что лишнее?», «Научись разжигать костёр», «Найди свой путь». Педагоги знакомят детей с местными особенностями, животными и птицами, деревьями и кустарниками, учат различать ядовитые растения, организуют сюжетно – ролевые игры: установка туристической палатки, сбор спортивного инвентаря.
Для успешной организации похода для родителей проводятся консультации на тему: «Поход всей семьей». Раздаются буклеты: «Всей семьей идем в поход», «Возьмите в поход наши советы», «Памятка для туриста с детьми». С родителями часто болеющих детей проводятся «Душевные разговоры» о значении детского туризма в оздоровлении и физическом развитии дошкольников.
Во время физкультурных занятий дети с большим интересом выполняют несложные упражнения, которые помогут им в походе.
С целью повышения интереса к детскому туризму, и закреплению основных знаний и умений в детском саду проводятся тематические спортивные праздники: «Папа, мама, я – туристическая семья», квест – игры «Мы – туристы», мастер – классы «Игры на свежем воздухе», «Азы начинающего туриста». Педагоги и родители проводят мини – уроки с показом своих туристических навыков.
Туристические слёты проводятся в разные времена года. Один из первых турслётов проходил в летний период на городской лыжной базе «Снежинка», где каждая группа из детского сада представляли свои команды. Каждая команда проявила свою индивидуальность. Жюри определили победителей и провели награждение участников. Родители и дети получили массу эмоций и позитива, что говорит о необходимости проведения подобных мероприятий.
Все формы работы подготовки к туристическому походу могут стать эффективным средством решения оздоровительных задач ДОУ, влияющих на всестороннее развитие личности дошкольников.
Список литературы ры:
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2567-р Об утверждении государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.
3. Александрова А. Ю. Туризм и культурное наследие//Межвузовский сборник научных трудов/ под редакцией: Д. Е. Луконина, Т. В. Черевичко. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2018. С. 10 -18.
4. Борисова А. О. Международный туризм и основные показатели его развития в России / Аспирант. 2018. № 1 (6). С. 101-104.
5. Гатаулина С. Ю. Туризм как объект научного исследования / В сборнике: Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2019. С. 37-39