Наталья
Туристический поход «За три леса» для детей подготовительного дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей основы экологически безопасного грамотного поведения на природе.
Задача: сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания; закрепить знания о животном и растительном мире своего региона, ориентировка местности по сторонам света.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Публикация «Туристический поход „За три леса“ для детей подготовительного дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2023
Инвентарь: Картинка - «Что возьмем с собой в поход!», компасы бумажные за правильные ответы на загадки и вопросы, карточки с загадками, для игры: кольцебросы 12шт., 4 ориентира,1 канат, 1 ленточка, мяч, листы осенние бумажные (берёзовые, кленовые, дубовые, грамоты.
Время отправления 10.00.
Предварительная работа с воспитанниками включает в себя интеграцию разных видов образовательной деятельности.
При проведении познавательно-исследовательской и речевой деятельности рекомендуется использовать беседы на различные темы:
— о видах туризма — походы пешком по равнине, в горы, пещеры, по рекам на лодках, с рюкзаком; на велосипедах, конные — на лошадях. При проведении беседы для заинтересованности дошкольников используется наглядный материал: иллюстрации и фотографии, видеосюжеты, слайды;
— об особенностях жизни в походах : что нужно взять с собой в поход. Где туристы спят? Как они готовят еду? Можно ли пить сырую воду?;
— полезные и вредные растения леса. Какие растения лечат? Провести ряд дидактических игр с использованием наглядного материала для закрепления знаний о полезных и ядовитых растениях, съедобных и несъедобных ягодах, грибах, как они называются. Так, на территории детского сада можно сделать экологическую тропу, а на ней участок, где растут лекарственные растения. В ходе мероприятия следует рассказать детям, что подорожник поможет остановить кровь, сок одуванчика снимет зуд от укуса насекомых, чай из ромашки вылечит от простуды;
— правила поведения в лесу. С ребятами проводятся игры на закрепление правил поведения в природе: о том, что нельзя мусорить, обижать обитателей леса, ломать деревья, рвать цветы и разводить без надобности костер. Но туристам, которые проводят в походе много дней, просто необходимо согреться и приготовить пищу. Костер следует разводить по особым правилам: снять дерн с земли, брать только сухие дрова, перед уходом залить огонь водой и закрыть кострище снятым дерном. Одно из основных правил, которое должны уяснить дошкольники, — костер в лесу разводят только взрослые;
— что такое компас и зачем он нужен. Ребят можно научить определять стороны света, предварительно сообщив им, что стрелка компаса всегда показывает на север;
— в один из этапов похода рационально включить «Беседку знаний». Здесь надо не только ответить на некоторые вопросы, но и прочитать стихотворения о природе, отгадать загадки.
Поэтому в предварительную работу с дошкольниками включается разучивание стихотворений и загадок о природе.
Предварительная работа по художественно-творческой деятельности
Вместе с музыкальным руководителем разучить песни о путешествиях, о дружбе, которые они с удовольствием потом споют во время похода.
После проведения предварительных форм работы о правилах поведения в лесу детям предлагается нарисовать знаки правильного и безопасного поведения в природе.
Предварительная работа по физической культуре
На занятиях по физической культуре и вне учебной деятельности отработать с детьми навыки прохождения полосы препятствий, элементы эстафет, разучить гимнастику юных туристов.
Партнерство с семьей
К организации и проведению «Дня туризма» следует привлекать родителей воспитанников. На предварительных этапах родители вместе с детьми могут заняться поиском информации, оформить знаки поведения в лесу, подготовить материал для фотогазеты и экипировку (спортивная одежда и обувь, рюкзачки). Можно взять с собой карту, компас, фонарик. Родителям желательно (по возможности) принять участие в мероприятии.
Содержание
Первый этап — подготовительный.
Перед отправлением в поход :
— приветствие друг друга;
— напоминание о правилах безопасности в походе, поведения на природе;
— объединение в команды;
— проведение игры на внимание «Что мы возьмем с собой в поход?». (картинка)
(Каждой команде предлагается выбрать ( из слов: котелок, кукла, фонарик, утюг, штора и т. д.) необходимые для похода предметы. Если предмет надо брать с собой в поход, команда дружно хлопает в ладоши, если нет, топает. За правильные ответы, команды, получают бумажный компас).
Второй этап — полоса препятствий.
— Разминка юных туристов. Упражнения:
«Идем по тропинке» - ходьба на месте;
«Впереди река, садимся в лодку – гребем веслами» - ПУ гребли на веслах;
«Переплыли реку, идем по тропинке» - ходьба на месте;
«Пришли на полянку, собираем хворост» - наклоны вперед;
«Подул сильный ветер» - руки вверх, покачивание руками;
«Замерзли. Погреемся» - прыжки на месте;
«Разжигаем костер» - дыхательные упражнения;
«Затушили костер» - потопали ногами.
Отправляемся в поход
«Определим погоду»; «Поправим рюкзаки»; «Завяжем кеды»; определяем стороны света по компасу.
При движении в черте города соблюдение ПДД до лесополосы.
Заходим в лес.
«Наблюдаем за листьями на деревьях» (что происходит с деревьями осенью)
«Какие деревья нас окружают?» (ответы детей)
«Как называется лес, где растут берёзы, липы и т. д. ?» (лиственный)
«Как называется лес, где растут ель, сосна?» (хвойный)
«Как называется лес, где растут хвойные и лиственные деревья?» (смешенный)
«А почему не слышно птичьего пения?» (ответы детей)
«Назовите зимующих птиц» (ответы детей)
«Как использовали люди сухие листья?» (Укрывают растения, чтобы они не замерзали зимой; утепляют крышу)
Дети выходят на берег реки Миасс, наблюдают, как изменилась река и трава вокруг.
Инструктор: Ребята, нам предстоит трудный путь! Мы пойдем вдоль реки, смотрите внимательно! С одной стороны от вас будут скалы, с другой берег реки.
— Полоса препятствий:
— переправа «Не замочи ног»
— перелезание через препятствие, бревна
— подлезание под «ветками».
В ходе выполнения этого задания важно обращать внимание детей на помощь отстающим товарищам.
Третий этап — привал «Беседка знаний».
Участники команд по очереди отвечают на вопросы:
— Какие виды туризма вы знаете?
— Назовите части света.
— Определите по компасу, где находится север.
— Какие вы знаете съедобные грибы?» и т. д. За каждый правильный ответ команда получает один бумажный компас.
Инструктор: - Отгадайте загадки о природе.
Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает?
И бормочет, и поёт, Прибаюкивает. (Дождь)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке,-
Ветви только на макушке. (Сосна)
Весной зелененела,
Летом загорала,
Осенью одела
Красные кораллы. (Рябина)
Стоит Алена - платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Что за дерево стоит:
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)
Правильные ответы на загадки также необходимо оценивать бумажными компасами.
Четвертый этап — эстафета «Чья команда самая дружная» :
Дети разбиваются на две команды «Медвежата», «Лисята».
ИГРЫ: «Беги к своему листку»
Взрослые: инструктор по ФК, воспитатели держат в руках по картинке листочков (берёзовые, кленовые, дубовые или любые другие, дети делятся на команды равные количеству картинок с листочками и строятся возле конкретного листочка. Правила игры: Детям нужно запомнить свой листочек. По команде инструктора ФК: «Раз, два, три – беги!» дети бегут врассыпную на полянке. В это время взрослые меняются местами и держащими в руках листочками. По команде инструктора ФК: «Беги к своему листку!». Дети должны быстро найти свой листочек и построится рядом с ним.
«Ниточка – иголочка»
Дети идут (бегут) в колонне по одному за воспитателем и по сигналу выполняют разнообразные задания: бег змейкой между деревьями, ходьба и бег по бревну, прыжки с пенька, прыжки по кочкам, бег вокруг деревьев, бег под ветками деревьев и т. п.
«Точный глазомер»
Участникам предлагается на глаз определить количество шагов до куста, дерева, палатки и т. д. Ответы проверяются. Победители получают звание "Острый глаз".
«Перебежки»
На площадке определяются стороны света яркими предметами (кеглями). Затем все собираются в центре площадки. По сигналу "Восток" ("Север" и т. д.) дети должны как можно быстрее достичь обозначенного места в соответствующей стороне.
«Берегись охотника»
У одного из игроков в руках «хвост» - ленточка. Водящий старается догнать и запятнать того, у кого хвост, но участники игры постоянно передают «хвост» - ленточку друг другу. Когда охотник запятнает игрока с «хвостом» - ленточкой, они меняются ролями.
«Ловля оленей»
2 команды. Одна команда – олени, другая – охотники, которые встают полукругом на противоположной стороне площадки, взявшись за руки, лицом к оленям. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила: Замыкать круг тогда, когда поймано большее число игроков. Олени не вырываются из круга. Ловить по сигналу.
Эстафета «Болото»,
Инвентарь: колььцеброс.
От линии старта до ориентира на дистанции разложены кольцебросы. Команды перепрыгивают с кочки на кочку.
«Перетягивание каната».
После этого этапа соревновательная часть похода завершена, судьи по количеству бумажных компасов определяют команду - победителя, все команды получают грамоты.
Пятый этап — большой привал.
Большой привал — это последний этап путешествия. Ребята выходят на поляну, где уже установлена палатка, оборудовано место для костра с лавочками вокруг него. Детям предоставляется возможность исследовать палатку, узнать, что туристы во время отдыха подстилают на землю не пропускающие холод специальные коврики. А чтобы не замерзнуть ночью, они залезают в теплый спальник и как, следует, застегивают на нем молнию.
Затем можно разместить детей и родителей на поваленных бревнах, исполнить несколько песен на походную тематику, далее все ребята угощаются чаем, убирают за собой поляну и возвращаются в группу.
Дети возвращаются в детский сад, собирая по пути разнообразные материалы (листья, ветви, шишки, мох, камешки и т. п., из которых готовят впоследствии поделки, аппликации.