Любовь Михайловна Печикина
Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание в коррекции речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Немаловажную роль в развитии речи детей играет трудовое воспитание, способствующее формированию общих положительных качеств и свойств личности. Трудовое воспитание осуществляется в нескольких аспектах дети получают представления о самообслуживающем труде, участвуют в хозяйственно – бытовом труде, в природе, учатся мастерить сами (ручной труд, узнают о труде других.
Публикация «Консультация для воспитателей „Трудовое воспитание в коррекции речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Так например, при привитии детям навыков самообслуживания здесь же проводится работа по усвоению и одновременно прочному закреплению слов: вода, мыло, щетка, умываться, вытирать, надевать, завязывать – развязывать, грязный – чистый, мокрый – сухой и т. д.
Не менее важную роль в развитии речи играет хозяйственно – бытовой труд. Это дежурство детей, сервировка столов, раздача пособий для занятий. В процессе реализации трудовых навыков отрабатывается трудовая лексика. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми в их речь вводятся новые слова, уточняются и закрепляются уже знакомые слова и словосочетания, и обозначающие посуду, столовые приборы и т. д. Дети называют нужные предметы, составлять правильную фразу, соответствующую данной ситуации.
Хорошей базой для развития речи является труд в природе. Сюда входят обязанности дежурного поливать комнатные растения, рыхлить почву, ухаживать за птицей и рыбками. Так при этой работе отрабатывается правильность использования надежных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Вводятся в лексику слова: растения, комнатные, стебель, листок и т. д.
Определенную роль в коррекции речевого развития играют живые уголки. Мы должны научить детей ухаживать за животными, готовить корм, убирать, соблюдать определенный режим. При этом воспитатель должен построить работу так, чтобы дети имели возможность поделится своим опытом с другими детьми, рассказать как ведут себя животные. При этом нужно следить, чтобы речь детей была правильной, эмоциональной, включая трудовые слова и предложения.
Большую роль в развитии играют летние работы на участке – вскапывание грядок, посев цветов, уход за ними, сбор урожая. При этой работе, воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы, связанные с трудовой деятельностью. Таким образом речь осуществляется в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет, не прибегая к специальным занятиям, в обстановке раскованности и свободного общения задавать детям вопросы на логическое мышление.
Так же в развитии речи детей хорошее место занимает ручной труд. Дети изготавливают различные поделки, игрушки и т. д. Воспитатель побуждает их пользоваться речью: называть материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказать о назначении изготавливаемого предмета, описывать ход своей работы.
Трудовое воспитание детей следует осуществлять на всех этапах - на занятиях, прогулках, утренниках, экскурсии, рассказов, чтения, коллективных просмотров детских передач. Проведение указанных мероприятий, в свою очередь, служит благоприятной основой для развития речи