Елена Герасимова
Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре старшие дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости.
Публикация «Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Игра дает первые возможности для самовоспитания дошкольника, развития произвольной регуляции его поведения, так как в игре ребенок должен соотносить свое поведение с требованиями принятой на себя роли. Игра оказывает терапевтическое воздействие на ребенка. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т. е. Отреагировать на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутанны и неприятны. Игра для дошкольников – наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Таким образом именно игра позволяет ребенку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения. Анализ педагогической и психологической литературы позволяет определить игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребенка, как коррекционные. При этом можно выделить 2 основных направления практического использования игр в работе дошкольников :
1 направление – «недирективная игровая терапия».Основная задача данного направления игровой терапии состоит в создании или восстановлении отношений между ребенком и взрослым. (Взрослый избегает директив, указаний и оценок, ребенок играет так как ему захочется.)
2 направление - использование в практике специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребенка, обучать его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.
Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.
Игру детей можно достаточно оценить, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя удобнее. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.
Большинство нормально развитых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними.
В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Детская игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру им становятся доступными те области, где трудно найти слова.
Если же детские проблемы внешне малоизвестны, «не бросаются в глаза», то они долго остаются скрытыми и своевременно не подвергаются коррекции. Вместе с тем разрушительное, деструктивное влияние этих «незаметных факторов» на психическое развитие ребенка достаточно опасно. Без своевременной коррекции могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации.
Причины, порождающие такое неблагополучие в психическом развитии, могут быть разными. Одна из самых существенных - нарушение состояния здоровья ребенка: наличие легкой симптоматики, функциональных расстройств, длительных соматических заболеваний.
Однако недостаточно быть только физически здоровым. Ребенок нуждается в благоприятной социально – психологической (развивающей) среде, включающее специально организованное предметно – игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности.
Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Двигательные движения способствуют удовлетворению потребностей ребенка в движении, помогают ему изменить самого себя. Выполнение физических упражнений в игровой терапии предполагает сознательную установку на достижение результата действия, которые способствуют конкретным задачам физического воспитания; при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т. д.
Использование движений позволяет ребенку выразить психическое состояние через выполнение упражнений с эмоциональным и мимическим отражением замысла.
Для детей, имеющих отклонение в поведении, выразительность движений имеет огромное значение, поскольку обеспечивает у них умение управлять психическими процессами; устанавливать связь между внутренними и внешними проявлениями; развивает психофизические качества.
Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные движения и подвижные ролевые игры.
Обучая движениям в игровой терапии, мы оказываем влияние на здоровье ребенка, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональное состояние ребенка, т. е. на его внутренний мир.
С детьми, имеющими отклонения в эмоционально - волевой сфере, могут наблюдаться различные нарушения. Например: дети не точно воспринимают, не запоминают последовательность всех элементов движения. Присутствие торопливости, вспыльчивости, импульсивности, агрессии, застенчивости, тревожности, не умения сосредотачиваться на своем теле, расслабляться мешают ребенку.
Важная особенность игровой терапии состоит в том, что перед ребенком ставят проблему, которую он должен самостоятельно решить. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания. Знания же, добытые собственными усилиями сознательнее усваиваются и прочнее запоминаются.
Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у детей с нарушением поведения возникают быстро, после короткого латентного периода, также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых игровых примерах.
Не мало важную роль в игровой терапии играют дыхательные движения, которые улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. В таких упражнениях, где детям предлагается сидя на полу делать глубокий вдох и выдох на определенный счет. Усложняя задания, можно чередовать дыхательные упражнения со звуками. Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т. е. через выразительные движения ребенок может самовыражаться. Общение, влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для его развития и, прежде всего на его готовность жить и участвовать в коллективе, его психологическую готовность к школе.
В программу коррекционных занятий важно включать перекрестные телесные упражнения.
Функциональные упражнения «Колпак мой треугольный», «Море волнуется…», «Руки - ноги», «Чайничек с крышечкой», «Черепаха», «Буратино» помогает детям развивать концентрацию внимания и двигательного контроля, а также снимать импульсивность.
Включая в занятия когнитивные упражнения, мы формируем двигательную память у детей. Например; в упражнение «Движение», предлагается детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т. д.). Дети должны повторять их как можно точнее и в той же последовательности.
Для эмоционального развития и развития взаимоотношения со сверстниками применяем коммуникативные упражнения. Например: «Золотая рыбка», «Маска», «Голова-мяч», «Сиамские близнецы», «Сороконожка».
Агрессивное состояние детей корректируется так же функциональными упражнениями. Например: «Рубка дров», «Танцы противоположности» в этой игре участники разбиваются на пары. Под ритмическую музыку один ребенок в паре изображает грустный танец, другой – веселый.
Использование заклинаний в игре «Тух-тиби-дух» помогает избавиться против плохого настроения, обид и разочарований.
Применение в занятиях визуализации помогает вообразить несуществующий объект, явления или событие.
«Визуализация цвета», «Визуализация человека, а также визуализация геометрических фигур, волшебника, водопада помогают развивать мозолистое тело, и следовательно интегрировать работу мозга. Используя упражнения на релаксацию, особенно если ребенок отличается повышенной эмоциональностью, агрессией появляется возможность снимать эмоциональное напряжение путем внушения. Ребенок находится в позе покоя, глаза закрыты, он внимательно слушает ведущего и выполняет особые «Команды» - специальные формулы внушения в стихотворениях. Путем внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению.
Коррекционная работа должна включать различные игровые виды массажа. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Так, один и тот же массаж можно использовать частично, для работы с детьми другой возрастной группы или вне занятий.
Таким образом, в процессе игровой терапии дети становятся сильнее психологически и физически, т. е. коррекционные игры и упражнения могут быть эффективным средством преодоления трудностей в поведении дошкольников и должны применяться в повседневном педагогическом процессе ДОУ. Важными составляющими этой системы должны быть признание личностных достоинств детей со стороны родителей и воспитателей, установление доброжелательных отношений с ними, обеспечение успешных результатов в различных видах деятельности, постепенное включение в общение со сверстниками, развитие умений само регуляции поведения.