Получи документы

Средства развития речевого творчества у старших дошкольников

Елена Иваева
Средства развития речевого творчества у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом от 01 .01.2014года главной задачей дошкольного образования является формирование речевого творчества ребенка.

Как ребёнок строит свои высказывания насколько живо, интересно, образно умеет рассказывать и сочинять можно судить о уровне его речевого развития и одновременно о уровне его всестороннего развития. Поэтому всё более актуальной в современной системе образования дошкольников становится проблема развития речевого творчества.

Публикация «Средства развития речевого творчества у старших дошкольников» размещена в разделах

Проблема развития творческой речи приобретает на современном этапе все большее значение и является важнейшей частью воспитания дошкольников.

Анализ реальной ситуации показывает, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи.

Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

К основным видам творческой деятельности дошкольников относятся; художественная творческая деятельность (изобразительное творчество, музыка, танцы, песенное, литературное, декоративно-прикладное). К видам речевого творчества относятся :придумывание начала и конца сказки, соединение частей сказок в одну, придумывание сказки на тему, предложенную воспитателем, придумывание рассказа по картинкам с введением диалога лиц, новых героев, придумывание скороговорок, загадок, считалок, пословиц и поговорок, басен, стихотворений.

Анализ речевого творчества в дошкольных учреждениях выявил недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях.

Анализ недостатков в результатах:

Растёт количество детей,имеющих отклонения в речи,недостаточно развита связная речь, дети не могут составить связный рассказ по картине или серии картин, недостаточно хорошо сформирована устная речь, характеризующая образные слова и выражения, сравнения, отсутствие воображения, недостаточно развит процесс словотворчества. У детей отсутствует самостоятельности,инициативность в речевом творчестве.

Анализ недостатков в основном процессе: .

Педагоги недостаточно используют современные образовательные технологии в процессе работы по развитию речевого творчества.

Педагогические кадры не готовы к работе со средствами ИКТ, мультимедийными и интерактивными средствами применительно к развитию речевого творчества у дошкольников.

Нет системы работы по речевому творчеству.

Развитие речевого творчества ведётся без учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Анализ недостатков в условиях:

Недостаточная оснащенность методической литературой по развитию речевого творчества, техническими средствами.

Недостаточно используются ИКТ в процессе развития у детей речевого творчества.

Недостаточно оснащена предметно-развивающая среда в дошкольных учереждениях. Содержание уголков по литературной и театральной деятельности не позволяют раскрыть речевые творческие способности детей : мало дидактических игр,иллюстрационных материалов,литературных произведений на эту тему

Нет взаимосвязи с семьей в процессе обучения детей речевому творчеству. Исходя из вышеизложенного анализа, можно отметить противоречия: с одной стороны – потребность общества в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, желания родителей видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, а с другой стороны - недостаточность условий и средств для реализации работы по развитию речевого творчества.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

Таким образом обозначается проблема необходимости определения эффективных средств развития речевого творчества, которые обеспечат условия для наиболее успешного развития самостоятельности и творчества у детей дошкольного возраста в этом виде деятельности.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у учащихся.

Целевой ориентир Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. У ребенка развита культура устной речи, речемыслительная деятельность.

Развивается умение детей по собственной инициативе выстраивать свои сочинения, необходимые для игры в логической последовательности, с использованием разнообразных форм и выражений.

У ребенка появляется желание сочинять для или во время игровой деятельности.

Развиваются коммуникативные способности ребенка. В игре ребенок проявляет инициативу и самостоятельность: может придумать правила игры, стихотворение для игры, придумывает загадки, считалки, стихотворения, для, использоваи используют разнообразные языковые средства : эпитеты, фразеологизмы, сравнения.

Дети сами обыгрывают сюжетно-ролевые игры.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Развито умение использовать языковые средства в собственных сочинениях, что помогает ему поверить в себя, в свои способности. Совершенствуется эмоциональный настрой при создании сочинений

Способен к осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. Дети знакомятся с профессией журналиста, писателя, поэта, у них формируется уважительное отношение к людям данных профессий, к литературному труду.

Ребенок чувствует себя успешным при удачном сочинении, а при неудачах нацеливает себя на обучение данному виду речевого творчества, учится у взрослых и детей, на основе литературных произведений, участвует в совместных дидактических играх на сочинениесчиталок, подбор языковых средств, в играх-забавах, подвижных играх, выбирая водящего собственной считалкой.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Развита способность передачи в образном слове определенного содержания.

Развита способность придумывать сказку на тему с введением фразеологических оборотов, антонимов, эпитетов.

. Ребенок рисует какой-то сюжет, а потом придумывает рассказ по рисунку, или зарисовывает свою загадку, придумывает скороговорку на определенный звук, в игре учится придумать новую на основе двух старых, сочиняет стихи,сказки на предложенную воспитателем тему.

Понимает смысл пословиц и поговорок, опираясь на жизненный опыт, проявляет фантазию при придумывании поговорок на определенную тему.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Развиты все стороны речи ребенка (лексическая, грамматическая, фонетическая).

Развита способность ребенка строить диалог по картине.

.

Развита поэтичность восприятия.

Ребенок умеет использовать в речи фразеологические обороты, многозначные и однокоренные слова, антонимы. Дети используют идеальные средства речи : саму речь, интонацию, силу голоса при общении, в придумывании конца и начала сказки, введении новых героев в сказку, придумывание нового сюжета старой сказки, введение диалога героев при рассказывании по картинам.

Дети в игре знакомятся с различными средствами речевой выразительности и используют их в своих сочинениях, придумывают и загадывают загадку, перед этим знакомясь с моделью сочинения загадки, пробуют подобрать рифму к слову и коротенькое четверостишие

. Умеет излагать текст собственного сочинения в логической последовательности, выделяя композиционные части: начало, середина, конец.

Умеет выразительно передавать диалог с изменением силы голоса и интонации

Дети понимают целесообразность использования средств художественной выразительности в сказках, рассказах, баснях.

Публикации по теме:

Положение о взаимодействии МБДОУ с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС до 1 часть 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения., (далее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства развития речевого творчества у старших дошкольников
Опубликовано: 28 января 2015 в 20:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Средства развития речевого творчества у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иваева (УИ 301071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД