Печелиева Ирина Зурабовна
Трудовое воспитание согласно ФОП в младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Публикация «Трудовое воспитание согласно ФОП в младшей группе детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Раньше, согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно было обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
Теперь Минпросвещения вместе со специалистами разработало Федеральную Образовательную программу дошкольного образования, которая вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Так в ФОПе дошкольного образования в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст.
-поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
-формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
Трудовое воспитание включает в себя :
1. Формирование положительного отношения к труду : воспитатели должны прививать детям понимание важности труда и его результатов.
2. Развитие навыков самообслуживания: умение самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой и т. д.
3. Обучение простым трудовым навыкам : выполнять простые задания, такие как уборка игрушек, помощь в сервировке стола и т. д.
4. Развитие творческих способностей: предоставить детям возможность проявлять свою творческую активность в процессе труда.
5. Формирование навыков сотрудничества : умение работать в команде, делиться обязанностями и помогать друг другу.
6. Обучение безопасности труда : знание основных правил безопасности при работе с инструментами и материалами.
7. Развитие самостоятельности: умение самостоятельно принимать решения и выполнять задания без постоянного контроля со стороны взрослых.
Рассмотрим виды трудовой деятельности дошкольника.
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры).Формирование навыков самообслуживания начинается с показа действия с объяснением и выполнения действия вместе с детьми.
Важно сохранить стремление детей к самостоятельности и не погасить детскую инициативу. Эффективный прием – положительная оценка.
Хозяйственно – бытовой труд у детей появляется очень рано, так как он наиболее доступный пониманию ребенка. Этот вид труда предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов, уход за комнатными растениями, дежурство. Характерной особенностью такого вида труда является общественная направленность. Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Не следует чрезмерно опекать детей, надо чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия
Труд в природе– особый вид труда для детей. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, озеленение участков, выращивание определенных видов овощей (горох, бобы, фасоль, зелёный лук). В совместном труде могут участвовать все дети, необходимо постоянно поддерживать интерес к труду, вносить элементы творчества.
Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основу экологического образования. Важно, что дети видят результаты своего труда. Они могут сеять семена, выращивать рассаду цветов, лука, зелени. Дети постарше проводят опыты, эксперименты.
Ручной и художественный труд - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Ребенок в таком труде проявляет творчество, изобретательность, конструирует, развиваются трудовые навыки и творческие способности.
Трудовое воспитание дошкольников мы строим, во-первых, на тесном взаимодействии с родителями. На консультациях, в беседах мы объясняем родителям важность этого направление в развитии личности ребёнка, в развитии важных жизненных навыков. Во-вторых, так планируем трудовую деятельность, чтобы нашим воспитанником было интересно, и они могли проявить творчество и свою индивидуальность.
Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания детей от 3 лет до 4 лет
• Педагог формирует первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми, например, демонстрирует процессы изготовления атрибутов для игр. В процессе взаимодействия с детьми выделяет особенности строения предметов и знакомит с назначением их частей (ручка на входной двери нужна для того, чтобы удобнее было открыть дверь, спинка на скамейке в раздевальной комнате необходима для того, чтобы удобнее было сидеть).
• Знакомит детей с основными свойствами и качествами материалов, из которых изготовлены предметы, знакомые ребенку (картон, бумага, дерево, ткань, создает игровые ситуации, вызывающие необходимость в создании предметов из разных материалов, использует дидактические игры с предметами и картинками на группировку по схожим признакам, моделирует ситуации для активизации желания детей включиться в выполнение простейших действий бытового труда.
• Педагог формирует первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду, поощряет желание детей соблюдать порядок при раздевании на дневной сон (аккуратное складывание одежды, уборке рабочего места после продуктивных видов деятельности (лепки, рисования, аппликации) и т. п. Использует приемы одобрения и поощрения ребенка при правильном выполнении элементарных трудовых действий (убирает за собой посуду на раздаточный стол, убирает рабочее место после занятий, собирает игрушки, помогает раздать наглядный материал на занятие и т. п.
• Педагог поддерживает стремления ребенка самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания: одевание на прогулку, умывание после сна или перед приемом пищи, элементарный уход за собой (расчесывание волос, поддержание опрятности одежды, пользование носовым платком и т. п.). Педагог создает условия для приучения детей к соблюдению порядка, используя приемы напоминания, упражнения, личного примера, поощрения и одобрения при самостоятельном и правильном выполнении действий по самообслуживанию.
• Педагог организует специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей с целью повышения качества выполнения действий по самообслуживанию.