Светлана Камынина
«Как мы Федору трудиться учили». Конспект ОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Как мы Федору трудиться учили». Конспект ОД в старшей группе
Цель: формирование положительного отношения к труду и его результатам.
Задачи:
1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
2. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
3. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
4. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» — расширение кругозора в части представлений о труде взрослых.
«Социализация» — развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, освоение правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.
«Художественное творчество» — развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире.
«Музыка» — развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
«Коммуникация» — развивать умение делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
«Безопасность» — закрепить правила безопасности в процессе трудовой деятельности.
«Физическая культура» — развитие физических качеств в процессе освоения разных видов труда.
Методы и приемы: беседа, объяснение, вопросы проблемного характера, разъяснение, художественное слово, опора на знания детей, практическая работа, сюрпризный момент.
Место проведения: группа.
Материалы и оборудование: губки, фартуки, мыльная и чистая вода, подносы, клеенки, веревка, прищепки, тазы, столы, швабра с тряпкой для мытья пола.
Предварительная работа: беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры.
Прогнозируемый результат: в результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми заходят в группу, приветствуют приглашённых гостей (садятся на стульчики). Слышится шорох, шум за дверями.
Воспитатель: Ой, ребята, кто – то к нам в гости идёт.
Входит Федора и поёт песню «про лень».
Песня «Федоры»
1. До чего же хорошо ничего не делать,
Суп в кастрюльке бы сварить,
Только кто бы сделал?
Вот кастрюлечка моя
Да вся черным – черна.
Кто помыл бы мне её?
А я совсем больна.
2. Я чайку бы попила –
Самовар пустой.
Может кто – то принесёт
Мне воды простой?
Только чашечка моя
Да вся черным – черна,
Кто помыл бы мне её?
А я совсем больна.
Воспитатель: Кто это ребята?
Дети: Федора.
Федора: Здравствуйте, ребята (слова Федоры о том, как хорошо быть лентяйкой).
Воспитатель: Ребята, а разве хорошо быть ленивым?
Дети: Нет.
Воспитатель: Послушай, Федора, какие поговорки и пословицы знают ребята про лень.
Пословицы и поговорки:
Лентяй усталости не знает; У ленивого — всегда завтра и послезавтра; Для лентяев каждый день – выходной; Лентяй и летом не загорает; Если не будешь лениться, будет хлеб и соль; От безделья человек портится; Нет болезни страшнее, чем лень; Легко только тому, кто ничего не делает.
Воспитатель: — Наши ребята Федора любят и умеют трудиться. Хочешь, мы и тебя научим?
Федора: — Ну, не знаю, а вы согласны мне помочь?
Дети: — Да
Воспитатель: — Но перед тем как помочь Федоре, мы поиграем в игру
«Отгадай, какой центр»
Воспитатель показывает детям по одной карточки, на которых изображены: детские стулья, строительный материал, кукольный уголок, кукольное бельё. (всего 4 карточки).
Воспитатель: — Ребята, о чём говорит вам эта карточка?
Ответы детей:
1 ребёнок — «Центр» для мытья стульчиков
2 ребёнок – «Центр» для стирки белья
3 ребёнок – «Центр» уборки кукольного уголка
4 ребёнок – «Центр» для мытья строительного материала
Воспитатель: — Молодцы! Ребята, чтобы произвести уборку, что нам для этого необходимо?
Дети: — Тазики с чистой и мыльной водой, губки, мыло, фартуки.
Воспитатель: — А теперь, ребята, слушайте внимательно задание. Сначала девочки подходят, берут карточки (с изображениями разных центров) и расходятся по своим «центрам» и ждут мальчиков. Потом мальчики подходят за карточками и расходятся по «центрам».
Практическая работа. Дети расходятся по центрам и по считалке выбирают бригадиров.
Воспитатель: — Подумайте, в каком порядке будете выполнять работу. Как должен действовать каждый из вас? Надо договориться, кто какую часть работы будет выполнять. Когда трудятся вместе, нужно обязательно распределять работу и вместе решить вопрос, кто и чем будет заниматься.
Затем, бригадиры с помощниками приносят карточки воспитателю и разбирают оборудование. Воспитатель разливает воду по тазикам. Но прежде, чем начать трудиться, дети вместе с воспитателем вспоминают и закрепляют правила безопасного обращения с предметами труда.
Правила:
— все, что можешь, делай сам;
— не забывай убирать за собой;
— уважай труд других людей;
— прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
— делай все аккуратно, не торопясь;
— не отвлекайся, когда трудишься;
— правильно пользуйся орудиями труда;
— не оставляй работу незаконченной;
— если трудишься не один, работай дружно;
— если окончил дело раньше, помоги другим.
Воспитатель: Ну, а теперь оденем фартуки, и за дело! Наш девиз: «К труду готов, больше дела, меньше слов». (Звучит фонограмма детских песен про дружбу.).
В процессе труда воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду, оказывает индивидуальную помощь
В ходе трудовой деятельности Федора ходит по группе и восхищается.
Федора: — Как у вас красиво в группе, как уютно, не то что у меня в избушке. А сами то вы, какие красивые, аккуратные, чистенькие.
Воспитатель обращает внимание Федоры на детей, подводит к разным «центрам». Федора удивляется тому, как ребята дружно и аккуратно умеют трудиться. Старается помочь ребятам, но делает это неправильно. Дети делают замечания и показывают, как надо правильно работать.
Воспитатель: Молодцы, а теперь не забудем навести порядок на своем рабочем столе, все уберем на место.
Воспитатель следит, чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место. Предлагает детям присесть на стульчики. Затем предлагает полюбоваться на результаты труда.
Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.
Федора: — Ай, да молодцы! Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Ребята, а вы знаете поговорки о труде?
Дети: — Да (отвечают несколько детей).
Поговорки: Труд человека кормит, а лень портит; Кто любит трудиться, тому на месте не сидится; Скучен день до вечера, коли делать нечего; Про лениться — и хлеба лишиться; Терпение и труд всё перетрут; Умелые руки не знают скуки; Судят не по словам, а по делам; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что делано наспех, то и сделано на смех; Дело мастера боится; Было бы терпенье — будет и уменье.
Воспитатель: — Федора, а наши дети ещё знают коми поговорки о труде. Ведь Коми народ очень трудолюбивый.
Ответы детей.
Коми поговорки и пословицы: От любимой работы не устанешь; Без труда и щепки не перевернёшь; Плохую работу никуда не спрячешь; На усердную работу и смотреть приятно; Хорошая работа далеко прославит; Были бы руки, а работа найдётся.
Воспитатель: Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении ведь чистота…
Дети: — залог здоровья.
Воспитатель: — Как вы думаете, после того, как мы все дружно поработали, при помощи каких пословиц можно подвести итог нашей работе?
Ответы детей: Сделал дело — гуляй смело; Делу время — потехе час.
Воспитатель: — Ну, вот давайте и повеселимся! И споём песню.
Дети поют песню «Настоящий друг» стоя возле стульчиков.
Федора благодарит детей, прощается и уходит. Приглашает к себе на чай в гости, так как она научилась быть трудолюбивой и аккуратной.
Воспитатель: — Ребята, интересно мы с вами сегодня провели время, и доброе дело сделали: прибрались, навели чистоту и научили Федору трудиться.
Рефлексия: Ребята, перечислите, какими видами деятельности мы сегодня занимались? Чему мы сегодня научились и научили Федору? С чем вам было тяжело справиться? А какой труд и деятельность не вызвало затруднений? Понравилось ли вам трудиться сообща и почему?