Матвиенко Екатерина
ТРИЗ-технология на занятиях по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ
Добрый день, уважаемые слушатели. Сегодня я хочу рассказать про ТИРЗ технологию.
На слайде:(Теория Решения Изобретательных Задач,подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20-го века. Автор Г. С. Альтшуллер-отечественный изобретатель, писатель, фантаст.)
В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ-педагогики, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Публикация «ТРИЗ-технология на занятиях по речевому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Именно дошкольный возраст является уникальным по своей значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия потенциала каждого ребёнка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать детей под девизом «Творчество во всём!».
Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность, развитие поисковой активности, речи и творческого воображения.
Основная задача использования методики ТРИЗ в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель – творец.
Для этого необходимо:
Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали «академический характер;
В конце занятия выделять этап «Подведение итогов» для обучения детей навыку рефлексивного анализа;
Иметь специальную игрушку – героя занятий, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия;
Быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия.
-ценность для педагога и ученика
-фишки на занятиях
-онлайн занятия
Однако на сегодняшний день массового внедрения ТРИЗ-педагогики в систему работы дошкольных учреждений не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточностью содержания программы по ТРИЗ, соответствующих форм и методов.
В своей практике я использую методы и приёмы, которые основывались на многолетнем авторском опыте работы с коллективом дошкольных учреждений г. Гомеля.
И сейчас я бы хотела более подробно рассказать об этих методах и приёмах ТРИЗ-технологии :
1 метод- СИНЕКТИКА
Метод разработан У. Гордоном (США) в 50-е годы. Цель метода: представление незнакомого-знакомым, а привычное-чуждым. Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. акже широко используем приемы ТРИЗа и РТВ (например, прием наоборот) для проведения творческих игр со словами: «Скажи наоборот» - подбор антонимов, «Скажи по – другому» - подбор синонимов, «что еще значит это слово» - подбор омонимов.
Вашему вниманию предлагаю посмотреть видео, как на практике может быть применим данный метод
2-Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Иоганн Эмиль Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.
Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). Примерная цепочка вопросов:
- Жил-был. Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой. Кто?
- Кто помог друзьям спастись?
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Посмотрим видеосюжет
3 метод - Метод Робинзона – нахождение применения казалось бы совсем ненужному предмету.
Формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры "Аукцион" в старшей группе и подготовительном классе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение
Смотрим сюжет
5- Противоречия - это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое. Создатель ТРИЗ - Г. С. Альтшуллер дает такое определение противоречия в технических системах: "Техническим противоречием называют ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (заметьте - "взаимодействие") в системе, состоящее, например, в том, что полезное действие вызывает ОДНОВРЕМЕННО и вредное действие".
сюжет
6-Метод Мозгового Штурма предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).
Организация и проведение мозгового штурма:
Подготовительный этап:
-чёткая и понятная формулировка проблемы
-формирование команды участников и распределение ролей
-выбор кандидатуры ведущего.
Основной этап:
Педагог поощряет творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критикует, не оценивает, не ограничивает высказываемые мысли и предложения. Выслушиваются и принимаются к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи.
Содержание основного этапа:
-разработка
-комбинирование
-оптимизация идей.
Заключительный этап:
-критический анализ
-оценка
-отбор наиболее ценных идей.
И сейчас, когда мы поближе познакомились с этими методами, предлагаю вам на практике попробовать, как они действуют. Прямо сейчас мы с вами попробуем метод «Мозгового штурма»
Для этого нам с вами нужно разделиться на 2 команды, вам будут даны 2 задачи, в течение 5 минут вы должны придумать необычные решения.
Итак, мы разделимся на 2 сессионных зала для обсуждения задач.
-Защита работ.
Таким образом, ТРИЗ — это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой.