Мария Николаевна Фадеева
Консультация для педагогов «Основы функциональной грамотности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детей надо учить тому,
что пригодится им,
когда они вырастут»
Древнегреческий ученый Аристипп
В современном мире, меняющемся каждую минуту, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому очень важно, чтобы дети были готовы к быстроменяющейся современной жизни, в которую ускоренно внедряются информационные технологии. Поэтому большое внимание уделяется формированию функционально грамотной личности. Эта задача актуальна и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.
Определение функциональной грамотности, довольно распространенное в современности, дал в свое время советский психолог и лингвист А. А. Леонтьев «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Дошкольник, находясь на самой первой ступени образования, получает фундамент. И основа эта в любом случая крепкая и мощная. Возникает вопрос: будет ли ребенок инициативен, самостоятелен, активен, любознателен или станет замкнутым, боящимся проявить свою точку зрения, ошибиться?
У современных дошкольников, определенно, есть все предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Это возможность диктуется Законом об образовании, обращая внимание на учет возрастных и индивидуальных особенностей. ФГОС ДО говорит об амплификации детства, указывает на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности».
С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями и разнообразной информацией.
На развитие функциональной грамотности влияют определенные факторы, которые в совокупности дают положительный результат в освоении:
• Содержание процесса воспитания;
• Формы и методы воспитания;
• Программы дошкольного воспитания;
• Наличие дружелюбной среды в дошкольной организации, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
• Активная роль родителей в процессе воспитания детей.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность- этоспособность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать.
2. Математическая грамотность - это овладение понятиями величина, счет и количество, овладение пространственно-временными представлениями в рамках программы.
3. Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
4. Финансовая грамотность- это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения.
Развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте способствует повышению качества образованности детей в школьный период. Для мотивации практической и познавательной деятельности, педагоги дошкольного учреждения используют особые формы и методы. Ведущий вид деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому педагоги для формирования функциональной грамотности уходят от учебной деятельности в игровую, которая обеспечивает интересную, творческую, познавательную жизнь в дошкольном учреждении.
Во время игровой деятельности дети эффективнее овладевают новыми знаниями, становятся активными, учатся думать и находить выходы из сложных ситуаций на основе личного опыта. Успешно развиваются и закрепляются основы функциональной грамотности посредством семейных игр.
Дидактическая игра – это целенаправленная учебная деятельность, когда каждый играющий или группа в целом объединены решением одной задачи и ориентированы на достижение общей цели. Педагог использует естественную потребность ребенка к игре, обеспечивает атмосферу доброжелательности, является наблюдателем и направляющим, поддерживает ребенка, даже если он ошибается. Во время игры дети не только знакомятся с объектом, они определяют задачу, направление поисков, оценивают свой результат и результат команды или группы. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
К сожалению не все родители могут уделять достаточно времени на игры с детьми ввиду загруженности на работе, домашними делами, но играть с детьми нужно, потому что в первую очередь малыши ждут сюрприза и веселья от своих родителей, близких.
Дома можно использовать разные игры для детей дошкольного возраста. Одни и те же игры необходимо повторять, но при повторении дидактическую задачу следует усложнять. К тому же в домашней обстановке с родными людьми ребёнок может с большим энтузиазмом, с большей радостью показать всё то, на, что он способен. Например:
Игры с заданиями, здесь ребёнок, анализируя ситуацию, может самостоятельно оценить свой поступок и поступок сверстника, сюжетно – ролевые игры: «Супермаркет», «Помощь бабушке и дедушке».
Игры поискового характера, где дети самостоятельно находят проблемы и пути их решения, делают выводы и открытия, действуют быстро и сообща:
исследовательские проекты, квест игры: «В поисках добра», «В поисках живой воды».
Совместные игры - дети делятся на пары, группы, команды. В таких играх происходит совместное сотрудничество, преодоления трудностей: «Собери цвета», «Собери листочки», «Кто найдёт первым».
Чтение художественной литературы интегрируется с игрой, где дети входят в образ, выполняют движения в соответствии текстом, сказки, рассказа или стихотворения. Например, стихотворения К. И. Чуковского «Телефон» или «Мойдодыр».
Игры в слова развивают речевой слух и внимание, пополняют словарный запас, расширяют кругозор. Разнообразить данные игры можно при помощи ритмических и пластических движений.
Игра «Найди и назови все предметы такого цвета» закрепляют цвета и пополняют запас слов.
Игра «Найди по подсказке» развивают мышление и внимание ребенка.
Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности ребёнка будет успешен при соблюдении следующих требований: интеграции системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями.