Елена Звягинцева
ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Для этого необходимо: организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей. Иметь специальную игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Публикация «ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Игры для занятий ТРИЗ с детьми.
Неживая природа.
Воспитатель: На что похож дождь?
Дети: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.
Воспитатель: А какой бывает душ?
Дети: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.
Развитие речи
(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).
Воспитатель: На что похожа иголка?
Дети: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.
Воспитатель: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.
Дети: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.
Цепочка.
Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.
Правила игры:
Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться.
Ход игры:
Ведущий показывает картинку с изображением очков, ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт следующему игроку картинку т. д.
Цель: формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных, развивать мыслительную деятельность детей, речь.
Правила игры:
Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон, их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького.
После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: Кошка - большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?
При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?» дети используют знания из личного опыта.
Чем был - чем стал.
Цель: на определение линии развития объекта, развивать логическое мышление, речь.
Правила игры:
1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…
2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
Ход игры:
Воспитатель: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.
Дети: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.
Воспитатель: Что хорошего в стеклянном столе?
Дети: Оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка.
Воспитатель: А что плохого в таком столе?
Дети: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…
Воспитатель: А что еще может быть из стекла?
Дети: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.
Воспитатель: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце. " Про кого так можно сказать?
Дети: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков.
Воспитатель: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!
Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: Было семечком, а стало?
Дети: Стало ростком.
Воспитатель: Было головастиком, а стало?
Дети: Лягушонком.
Воспитатель: Был дождь, а стал?
Дети: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.
Воспитатель: Было деревом, а стало… Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью, бумагой
Воспитатель: Я называю вам вещество неживой природы - песок. Это было раньше песком, а стало…
Дети: стало цементом, стеклом, посудой.
Воспитатель: Было раньше тканью, а стало…
Дети: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…
Воспитатель: Это раньше было акварельными красками, а стало…
Дети: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…
Волшебный светофор.
Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, внимание, речь.
Правила игры:
У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может после показа убираться.
Ход игры:
Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины).
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии).
Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.
Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные).