Занина Вера
ТРИЗ — игры своими руками
▼ Скачать + Заказать документы
Советский ученый Генрих Альтшуллер создал теорию ТРИЗ, которая в свое время не нашла достаточного отклика в педагогике. Применялась она только лишь на технических предприятиях, собственно для чего и была разработана. Но вскоре было замечено, что применение методов и законов в образовании дает положительные результаты.
Сегодня же технология ТРИЗ это современная педагогическая технология, которая в корне способна изменить подход к воспитанию и обучению детей.
Публикация «ТРИЗ — игры своими руками» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Существует одна давняя методика – дидактические круги, которая периодически используется на занятиях в детском саду. Круги Луллия очень схожи с ней по принципу действия, но способны охватить больший пласт.
Применяется эта методика ТРИЗ как во 2 младшей группе, так и в подготовительной. Нет возрастных ограничений, уровень сложности зависит только от фантазии педагога.
Игру можно сделать своими руками. Основа – два круга разных диаметров. На них наклеиваются картинки таким образом, чтобы рисунок с большего круга можно было совместить с рисунком меньшего по заданному признаку.
Например – чьи следы, с какого дерева упал листочек, что имеет такую же форму и прочее.
Что дает ТРИЗ-технология педагогу в ДОУ
- формируется понятие «признак», различаются всевозможные признаки.
- выявляются причинно-следственные связи между предметами.
- дети знакомятся с окружающим миром в системе.
- появляется интерес к исследовательской и поисковой деятельности.
- воспитывается экологическая культура.
- происходит развитие творческого воображения.
- активно развивается связная и грамотная речь.
Главный принцип решения задач ТРИЗ, и круги Луллия не являются исключением – не ограничивать фантазию детей. Важно принимать все, что предлагают дети, а если воспитателю показалось, что ответ неверный, попросить ребенка объяснить, почему он считает именно так.
Уже через месяц заметно развитие речи. Вместо односложных ответов дети выстраивают предложения, уверенно парируют в споре и доказывают свою точку зрения.
Варианты игры:
1. Нахождение реального сочетания предмета и признака. Необходимо выявить взаимосвязь и составить предложение, в котором будут употребляться заявленные предметы.
2. Найти взаимосвязи в нестандартном сочетании. То есть сочетание предмета и признака выбирается случайным образом, а ребенку необходимо представить логичное объяснение этому выбору.
3. Нужно не просто придумать логическую связь, а рассказать историю, в которой уживаются предметы с совпавшими признаками.
4. Сочетание несочетаемого – это сказочная ситуация. А какая сказка без сложностей. Детям предлагается сначала сочинить сказку, в которой возникает сложность, а затем придумать, как эту проблему разрешить.
Показателем огромного прорыва в развитии мышления детей станет момент, когда они самостоятельно возьмутся за круги и организуют игру.