Получи документы

Тренинговое занятие «Профилактика стрессов у педагогов ДОУ»

Анастасия Кожина
Тренинговое занятие «Профилактика стрессов у педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Упражнение «Будильник».

Цель: определение уровня внутренней энергии.

Предлагаю Вашему вниманию проективный тест, с помощью которого, Вы сможете, сами оценить, сколько у Вас жизненной энергии. Давайте сверим, как работают Ваши внутренние часы?

Перед вами схематично изображенный будильник. Ваша задача дорисовать картинку. Вы можете нарисовать только необходимые отсутствующие детали, а можете также выделить фон, добавить какие-то предметы интерьера. Как вашей душе угодно!

Публикация «Тренинговое занятие „Профилактика стрессов у педагогов ДОУ“» размещена в разделах

Физиология стресса

Ганс Селье ввёл понятия «стресс» (неспецифическая адаптационная реакция организма); «положительный стресс» (эустресс) и «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

Основные признаки дистресса

• физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

• эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

• поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.).

Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.

Есть мнение, болезнь появляется, когда нарушается в организме правильное течение энергии. И чаще всего это происходит под влиянием негативных эмоций.

Печаль, отсутствие уверенности в будущем, безнадежность - легкие и всю дыхательную систему.

Состояние вечной озабоченности - желудок, поджелудочная железа, селезенка.

Чрезмерное веселье, эмоциональное перевозбуждение - сердце.

Состояние страха - почки, мочевой пузырь.

Неорганизованность, рассеянность, безответственность - головной мозг.

Состояние гнева, злобы - печень, желчный пузырь.

Причины возникновения стресса

мелкие ежедневные неурядицы;

конфликты либо общение с неприятными людьми;

препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

ощущение постоянного давления;

шум;

напряжённая работа;

финансовые трудности;

сильные позитивные эмоции;

ссоры с людьми и особенно с родными. (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.

неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

конфликт с директором или коллегами;

недостаточная квалификация;

чувство перегруженности работой, переутомляемость;

слишком высокая ответственность.

физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

высокий уровень ответственности;

тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил. Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда (гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д., а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время "в форме", невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается : зашкаливает давление, учащается пульс, мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит, и «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести: усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз, колиты и др.»

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно тек же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Мышечная энергия», «Лимон» и др.

1. Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

2. Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

«ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ»

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Вдох состоят из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.

Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.

То есть изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.

Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнём…

Дыхательная гимнастика

Абдоминальное дыхание:

Очень простой и эффективный метод. Сделайте 10 дыхательных циклов (а лучше 2 подхода по 10 циклов с перерывом) следующим образом:

• Медленно вдыхайте через нос до тех пор, пока живот не «раздуется» максимально.

• Задержите дыхание на несколько секунд.

• Медленно выдыхайте через рот или нос, пока не выдохните из лёгких весь воздух.

• Повторите цикл.

Это релаксационное упражнение не только способствует отличному насыщению крови кислородом, но и способствует выработке правильного дыхания вообще. Дело в том, что исследования показали, что у волнительных, подверженных стрессу и застенчивых людей чаще наблюдается поверхностное дыхание, при котором лёгкие не до конца (не до самого низа) заполняются воздухом. Абдоминальное дыхание исправляет этот недостаток и способствует правильной технике дыхания.

Дыхательная релаксация по методу йогов

Это наиболее древняя техника дыхательной релаксации, методически напоминает абдоминальное дыхание. Её следует также практиковать по 10 дыхательных циклов за подход, в 1—3 подхода с перерывами. Техника такова:

• Медленно и глубоко вдыхайте через нос, считая про себя до пяти.

• Задержите дыхание, снова считая до пяти.

• Полностью выдохните воздух из лёгких через рот или нос, считая до пяти.

• Сделайте 2 вдоха-выдоха в своём обычном ритме.

• Повторите цикл.

Мудрые буддийские гуру советуют применять эту технику в минуту сильных эмоций, волнений, гнева, паники, и обязательно перед принятием важных решений.

«Актуализация эмоции агрессии»

Инструкция: «У каждого человека иногда бывает плохое настроение. Оно может проявляться во враждебности, повышенной агрессивности, злости. Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь почувствовать, мысленно пережить это состояние. Нарисуйте символический образ агрессии на листе бумаги».

Как известно в процессе рисования происходит актуализация агрессивных чувств и вместе с тем осознание условного характера их изображения.

«Поступите с рисунком так, как вам хочется. При желании исправьте, дорисуйте изображение или уничтожьте работу любым способом. Так вы приобретаете власть над своими чувствами.

Снятие напряжения с помощью техники визуализации.

Закройте глаза. Представьте, что всё своё напряжение вы упаковали в мешок и положили в вагон. Поезд уехал и увёз все ваши несчастья.

Представьте, что ваше эмоциональное напряжение – туго натянутый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. Проткните шар иголкой – он лопнет. С ним вместе лопнут и ваше напряжение и ваше отчаяние.

Притча

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в такую атмосферу, в которой вы будут чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.

Публикации по теме:

«Я и другие». Тренинговое занятие для педагогов«Я и другие». Тренинговое занятие для педагогов Цель: Укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости, взаимопомощи Задачи: 1. Отработать средства и способы эффективного.

Профилактика профессионального выгорания педагоговПрофилактика профессионального выгорания педагогов То, что сегодня принято называть синдромом выгорания, раньше именовалось хронической усталостью. Сейчас для обозначения данного состояния.

Тренинг для педагогов «Профилактика утомляемости у педагогов» Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Тренинговое занятие для педагогов «Новогодние забавы»Тренинговое занятие для педагогов «Новогодние забавы» В детском садике МБДОУ № 14 с педагогами был проведен тренинговое занятие, чтобы снять накопленную усталость, снять эмоциональное напряжение.

Тренинговое занятие для педагогов «Спасательный круг» Тренинговое занятие для педагогов «Спасательный круг» Цель: Профилактика “профессионального выгорания” педагогов. Задачи: - предупреждение.

Тренинговое занятие для подростков «Умей сказать «нет!» Тренинговое занятие для подростков: «Умение «сказать НЕТ!» Цель: Дать понятие, что такое групповое давление, что значит «принять собственное.

Тренинговое занятие для воспитателей МДОУ «Психическое здоровье наших детей»Тренинговое занятие для воспитателей МДОУ «Психическое здоровье наших детей» Цель: • дать воспитателям представление о душевном здоровье человека; • познакомить воспитателей с составляющими психического здоровья;.

Тренинговое занятие на сплочение коллектива для учащихся 5–6 классов Тренинг на сплочение в 5 классе Тренинг на сплочение классного коллектива клас[ 1. Упражнение на знакомство. Упражнение (5 мин.) Цель:.

Тренинговое занятие с участниками семинара «Готовность педагога к инновациям» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» муниципального образования город Губкинский Тренинговое занятие.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинговое занятие «Профилактика стрессов у педагогов ДОУ»
Опубликовано: 4 июня 2018 в 21:34
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинговое занятие «Профилактика стрессов у педагогов ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кожина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД