Светлана Попова
«Я и другие». Тренинговое занятие для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости, взаимопомощи
Задачи:
1. Отработать средства и способы эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.
2. Развивать социальную перцепцию.
3. Способствовать сплочению коллектива.
Материалы: мел, карандаши, листы бумаги, фломастеры, спокойная музыка.
Ход занятия
1. Вступительная часть
Приветствие
Упражнение - разминка «По порядку»
Публикация «„Я и другие“, Тренинговое занятие для педагогов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Члены группы должны, не разговаривая друг с другом, встать: по росту; по цвету волос (от самых светлых, к самым темным); по месяцам и дням рождения; по ширине бедер; по шершавости (или теплу) ладоней; по цвету глаз; по разновидности одежды (выбрать признак); по длине пальцев рук.
Психолог может предложить каждому члену группы придумать свой признак и дать команду группе построиться.
Рефлексия.
Упражнение «Былинка»
Один из членов группы встаёт в центр круга и закрывает глаза. Все остальные стоят лицом внутрь круга, плотно прижавшись друг к другу, и протянув руки ладонями вперёд, начинают раскачивать стоящего в центре.
2. Основная часть
Упражнение «Мой образ в профессии» (Н. В. Самоукина)
Группа педагогов встает в круг. Психолог предлагает каждому произнести приветствие группе. Представляя, что перед ним не воспитатели, а дети. Например, «Здравствуйте, дети!». Рекомендуется подкрепить это жестом, позой, выражением лица.
Рефлексия.
- Какое приветствие было более открытым и доброжелательным?
-Чья фраза побуждала к действию?
Игра «Щепки на реке» (К. Фопель)
Инструкция: Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе — Вода одной реки. По реке сейчас "поплывут" Щепки. Один педагог отправится сейчас в путь по реке как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, Щепка "поплывет" не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, то она становится рядом с последним педагогом и ждет, пока не приплывет следующая Щепка. Она встает напротив первой, и тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. И так, неспешно, Река будет блуждать по залу, пока все педагоги не проплывут по Реке, изображая Щепки. Все ли понятно?
Рефлексия.
§ Что ты чувствовал, когда был Щепкой?
§ Что ты чувствовал, когда был Водой?
«Похожие и разные» (30 минут)
1. Каждый участник получает бумагу и карандаш. На листе он пишет 2 имени: того человека из группы, который, как ему кажется, похож на него больше всего, и того, кто совершенно на него не похож – по темпераменту, установкам, поведению и характеру.
2. Затем каждый участник сообщает имена двух человек, которых он выбрал, и кратко рассказывает, почему он это сделал.
3. В заключительной дискуссии все участники могут кратко прокомментировать произошедшее и обсудить следующие вопросы:
Насколько верно каждый воспринимает себя и окружающих?
• Насколько высока степень настоящих сходств и различий и насколько велика степень проекций?
• Имеют ли выбранные люди какое-то символическое значение? Возможно, они вызывают воспоминания об отношениях в семье, о дружбе или работе – то есть напоминают людей, с которыми выбравшему их человеку доводилось встречаться в жизни?
• Каких членов группы особенно часто выбирали другие участники, каких – очень редко? Что это означает?
• Как ощущали себя выбранные участники? Был ли выбор, по их мнению, адекватен?
Упражнение «Карниз» (Н. В. Самоукина)
Педагоги встают друг за другом в ряд, соприкасаясь плечами и ориентируясь на меловую линию, проведенную психологом.
Психолог: Эта черта – карниз высотного дома. Носки ваших туфель – край этого карниза. Один человек из нашей группы, по желанию, должен пройти по карнизу и не упасть вниз. Задача группы – помочь ему в этом. Разрешается поддержка в виде физических контактов, краткие разговоры. Главное – это пройти по карнизу!
Рефлексия.
- Поделитесь впечатлениями от этого упражнения.
Упражнение «Рекламный ролик»
Психолог: «Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе.
Представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все будет, как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс: объектом нашей рекламы будут конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Представитель каждой вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы.
В рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама.
Разумеется, что в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. Время на подготовку - десять минут».
Участники тренинга выполняют работу и защищают свои рекламные проекты.
Рефлексия.
3. Заключительная часть
Упражнение «Растяжка»
Чувство тревоги «живёт» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки. Сожмите кисти рук в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Повторите 3 раза, вращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
Рефлексия.
Рефлексия
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
-Какие чувства испытывали?