Мария Галчунова
Тренинговое занятие для подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы «Радуга эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Чувства и эмоции играют важнейшую роль в процессе познания мира с самых первых дней жизни ребёнка. Каждое прожитое событие ребёнок подкрепляет особыми эмоциональными проявлениями. Посредством самовыражения в определённых ситуациях ребёнок получает новые знания об окружающем мире, изучает правила поведения людей внутри различных жизненных обстоятельств, формирует свой первый круг общения. Эмоции человека помогают ему оценить происходящее, дают возможность сделать выбор или обучиться чему-то новому, построить отношения с окружающими. Самые яркие впечатления в нашей жизни всегда будут сопровождаться огромным количеством эмоций, каждая из которых бережно сохранит самое ценное, что случилось в нашей жизни. Особое место внутри человека занимают его чувства. Мир человеческих чувств воистину огромен и колоритен. Именно благодаря чувствам мы помним о самых важных вещах, происходящих в жизни, привносим в свою жизнь радость, благополучие и умиротворение. Эмоции и чувства человека оказывают огромное влияние на его склонность к эмпатии. Эмпатия - способность человека сопереживать другим людям, умение мысленно поставить себя на место того, кто попал в затруднительное положение и поддерживать людей необходимыми словами или действиями. Склонность к эмпатии говорит о высоком уровне эмоционального интеллекта. Снижение уровня эмоционального интеллекта наблюдается у людей, страдающих расстройствами психики. Примерно 8-10% среди психических заболеваний, диагностированных в детском возрасте, занимают нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка. Нарушения данной сферы требуют непрерывной психолого-педагогической коррекции в детском возрасте. Подросткам с нарушениями эмоционально-волевой сферы предстоит сделать уверенный шаг во взрослую жизнь, где им придётся столкнуться с определёнными трудностями. Данное занятие направлено на развитие навыков и качеств, необходимых для повышения уровня социального взаимодействия подростков с данной группой нарушений психического здоровья.
Публикация «Тренинговое занятие для подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы „Радуга эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Треннинги для подростков
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Аудитория тренингового занятия : подростки 12-17 лет.
Количество участников: 5-15 человек.
Цель:
-Развивать навыки общения и взаимодействия у подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы
-Повысить уровень самоконтроля у подростков с данным диагнозом
-Помочь подросткам в осознании совершаемых поступков.
Задачи:
-Научить подростков следовать определённым правилам жизни в обществе.
-Повысить работоспособность и обучаемость новым видам деятельности подростков.
-Отметить безусловную ценность чувств других людей.
Вводная часть:
Здравствуйте, ребята! (Педагог представляется). Как вы думаете, что значат для человека его чувства и эмоции? (Дети отвечают). Действительно, наши чувства и эмоции отражают нашу реакцию на события, происходящие вокруг нас. Мы радуемся, когда узнаём хорошие новости, расстраиваемся, когда у нас что-то не получается, тревожимся перед выполнением ответственных заданий. Но всегда ли наши эмоции бывают уместными? Например, когда мы слишком бурно реагируем на просьбу выполнить домашнюю работу или убрать в комнате? Когда мы разговариваем во время урока или ссоримся с кем-то из близких? Совсем скоро вы станете взрослыми, а жизнь самостоятельного человека требует постоянной ответственности за совершаемые поступки и за наши отношения с другими людьми. Сегодня мы попробуем понять, насколько важно поддерживать близких в трудные времена и сдерживать самих себя от совершения непредсказуемых поступков.
Ход занятия:
1) Игра “Головоломка” (Управление собственным поведением)
Американский режиссёр Пит Доктер в 2015 году выпустил мультипликационную работу “Головоломка”, где выделил пять основных эмоций человека : Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Мультфильм завоевал любовь зрителей по всему миру. Одна из причин этому - превращение эмоций в самостоятельных персонажей, с которыми поклонники мультфильма ассоциируют своё поведение.
Цель: помочь подросткам понять, что они чувствуют, оказавшись в определённых ситуациях. Путём размышлений найти выход из затруднительного положения.
Задача: помочь детям подавить слишком бурные эмоциональные проявления, обучить навыкам самоконтроля.
Инструкция:
Детям выдаётся по одному листу бумаги и пять фломастеров (или карандашей) разных цветов, каждый из которых обозначает определённую эмоцию - жёлтый (радость, синий (печаль) фиолетовый (страх, красный (гнев) и зелёный (брезгливость). Важно, чтобы каждый цвет был в единственном экземпляре. Так подростки научатся договариваться между собой. На листе бумаги определённым цветом пишется причина возникновения той или иной эмоции.
Например:
В эту субботу мы с друзьями идём в кино. (Жёлтый)
Я не понимаю, как решать задачи по математике. (Красный)
Я слишком эмоционален, поэтому у меня почти нет друзей. (Синий)
Мне страшно, когда я срываюсь на своих близких (Фиолетовый)
Я не помогаю маме мыть посуду, потому что мне не нравится запах моющего средства (Зелёный)
Упражнение станет ключом к успешной самореализации подростков, помогая преодолеть трудности, связанные с восприятием окружающего мира.
2) Игра “Я и моя тень” (Понимание собственных чувств)
Цель: снизить степень эмоциональных проявлений, препятствующих повседневной деятельности подростков
Задача: попробовать понять, почему человек испытывает то или иное чувство, (в особенности если оно необоснованное или навязчивое).
Инструкция: каждый ребёнок по очереди сообщает педагогу, какое ощущение тревожит его в наибольшей степени. Психолог, выполняя роль определённой эмоции “берёт у подростка интервью”.
Например: (страх высоты и перелётов)
-Привет! Я твой страх высоты! Совсем скоро твоя семья полетит в отпуск. Но ты не хочешь. Почему же ты так боишься летать?
-Очень много самолётов разбиваются. Я не хочу умереть.
-С чего ты взял, что именно ваш самолёт должен разбиться? По небу летают десятки тысяч самолётов. Современный воздушный транспорт оснащён инновационными технологиями, в рейсы пускают только профессиональных пилотов. Они очень долго учились, поэтому несут ответственность за каждого пассажира.
-А вдруг, мы всё-таки разобьёмся? Я ещё слишком мал, чтобы умереть.
-Сейчас в самолётах летают даже младенцы, которым нет ещё и года.
-Они просто ещё не понимают, что нужно бояться.
-Бояться совсем не нужно. Я расскажу тебе, что делать, чтобы побороть меня. Во-первых, нужно думать о хорошем. Например, о том, какие открытия ждут тебя в путешествии. Во-вторых, нужно найти занятие, которое поможет тебе отвлечься. Чтение книги, которую давно хотел прочитать. Или просмотр любимого фильма. Только не забудь перевести устройство в режим полёта.
-А вдруг я забуду это сделать?
-Ты можешь попросить кого-нибудь из старших напомнить об этом. Или можете перевести свои устройства в режим полёта ещё в аэропорту всей семьёй. Кроме того, о переводе электронных устройств в авиарежим напоминают объявления на борту.
-Спасибо, страх! Теперь я боюсь гораздо меньше!
-Пообещай следовать моим советам.
-Хорошо. Я обещаю.
Упражнение поможет подросткам выяснить причину возникшей эмоции, задать ей любые вопросы и побороть в результате диалога. Метод диалога с эмоцией особенно эффективен на сеансах семейной терапии.
3) Упражнение “Фестиваль творчества”. (Социальное взаимодействие)
Цель: научить подростков сотрудничать друг с другом, искать творческие пути решения проблем.
Задача: все присутствующие на занятии - участники фестиваля творчества. Сегодня - день парных конкурсных выступлений. Ребята разбиваются на пары, каждый из них вытягивает из шляпы название номера. Задача участников в паре объединить конкурсные номера:
1) Портретное искусство
2) Балет
3) Художественное чтение
4) Актёрское мастерство
5) Скульптура
6) Музыкальное искусство
7) Ораторское мастерство
8) Спортивные достижения
9) Пантомима
10) Импровизация
Упражнение научит подростков слаженной работе в коллективе. Поможет проявить творческие способности.
4) Упражнение “Вместе интереснее”! (Совместная деятельность)
Цель: научить подростков вступать в контакт с окружающими, перестать стесняться просить о помощи.
Задача: подростки разбиваются на пары (желательно поменять пары из предыдущего упражнения) и снова тянут из шляпы карточку с определё нным действием:
1) Подбрасывание мяча на пледе
2) Построение башни из кубиков
3) Выполнение физического упражнения в паре
4) Решение сложной задачи
5) Научить друг друга чему-либо
6) Упасть человеку в руки (упражнение на доверие)
7) Водить друг друга по комнате с завязанными глазами (упражнение на доверие)
8) Переносить предметы из одного конца комнаты в другой, привязанными друг к другу
9) Ловить мячи при помощи корзины
10) Приготовить фруктовый салат.
Тренинговое задание научит подростков с нарушениями эмоционально - волевой сферы контролировать проявление чувств и эмоций, ответственно подходить к выполнению заданий, бережно относиться к родным и близким.