Оленчик Екатерина
Консультация для педагогов «Русский народный фольклор в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Русский народный фольклор — это богатое и многообразное наследие нашей культуры, которое имеет огромный потенциал в образовательном процессе, особенно в раннем развитии детей. Концепция интеграции фольклора в образовательные программы позволяет не только сохранить культурные традиции, но и способствует гармоничному развитию детей, расширяя их кругозор, развивая речь, творческое мышление, эмоциональную и социальную сферу. В этом конспекте мы рассмотрим методы и подходы к организации образовательной деятельности для группы раннего развития с использованием элементов русского народного фольклора.
Важность использования фольклора в раннем развитии
Фольклор — это отражение национального характера, обычаев и традиций. Для детей раннего возраста это не только способ знакомства с культурными ценностями своего народа, но и средство развития эмоциональной сферы. В ходе работы с фольклором дети учат не только рассказы и сказки, но развивают навыки слушания, понимания, творческого самовыражения.
Фольклорные произведения, такие как народные сказки, потешки, песни и сказки, создают атмосферу уюта и безопасности, необходимых для обучающего процесса. Они также способствуют формированию у детей языковой культуры — ребята учатся слушать и выделять смысловые конструкции, запоминают новые слова и выражения на слух, что способствует расширению их словарного запаса.
Пронзительные темы русского фольклора: любовь, дружба, доброта, честность — формируют у детей эмоциональный интеллект, помогают учиться сопереживать, развивать эмпатию и социальные навыки. Таким образом, внедрение русских народных сказок и потешек в образовательный процесс делает его более насыщенным и эффективным.
Планирование ООД с использованием фольклора
При планировании образовательной деятельности с использованием фольклора необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы и уровень развития. Важно задать себе следующие вопросы: что интересует детей, какой фольклорный материал лучше подойдет для данной группы, как он может быть использован для достижения образовательных целей.
Например, для детей от трех до четырех лет подойдут легкие и яркие сказки, наполненные пёстрыми персонажами и понятными детьми сюжетами. Сказка "Курочка Ряба" может стать отличной основой для занятия. Дети могут не только слушать рассказ, но и инсценировать его, что позволяет развивать навыки коммуникации, сотрудничества и творчества. Инсценировка сказки вживую позволит детям не только понять её смысл, но и запомнить новый словарный запас, а в процессе общения с другим детьми укрепит навыки работы в команде.
Для более старших детей (четыре-пять лет) можно использовать более сложные сказки и былины, такие как "Иван-Царевич и Серый Волк". Выделяя основные моменты, дети могут создавать свои поделки на основе сказок, например, изображать волка или царевича. Это развивает не только воображение, но и мелкую моторику рук, что крайне важно на данном этапе развития.
Основные формы работы с народным фольклором
Существует множество форм организованной образовательной деятельности с использованием фольклора. Это могут быть театрализованные постановки, художественное оформление, музыкальные занятия и даже занятия в природе. Важно, чтобы деятельность была разнообразной, чтобы удерживать интерес детей на высоком уровне и стимулировать их к активному участию.
Театрализованная деятельность
Театрализованные представления — это одна из самых ярких форм работы с фольклором. Дети могут принимать участие в инсценировках сказок, используя простейшие костюмы и атрибуты. Это развивает актерские способности, уверенность в себе, коммуникативные навыки. Важно, чтобы перед занятием воспитатель объяснил детям сюжет сказки, выделил ключевые моменты и сценарные линии. После этого можно предложить детям разыграть свои сцены.
Музыкальные занятия
Музыка — важная составляющая народного фольклора. Потешки, народные песни и игры очень увлекательны для детей, и занятия с ними можно проводить в формате отдыха или активной деятельности. Занятия по музыкальному сопровождению народных игр, создание своих вопросов и ответов на основе услышанного — развивает ритмичность, музыкальные способности и дети начинают лучше понимать текст и контекст.
Художественное творчество
Рисование, лепка, аппликация на основе фольклорных произведений обогащает творческие способности детей. Задавая детям тематические задания, можно предложить им изобразить любимых героев сказок или создать свои собственные иллюстрации к сказкам. Это помогает в формировании художественного вкуса, развитию воображения и креативного мышления.
Примеры фольклорных произведений для работы
Для проведения занятий возможно использовать следующие фольклорные произведения:
1. Сказки: "Курочка Ряба", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Царевна-Лягушка".
2. Потешки и считалки: "Два веселых гуся", "Сорока-белобока".
3. Народные песни: "Во поле берёза стояла. ", "Калинка", "У леса на опушке".
Каждое из этих произведений может послужить основой для уроков по различным направлениям: развитию речи, основам музыки, занятий по рисованию и даже простым физическим играм.
Заключение
Использование русского народного фольклора в образовательном процессе детей раннего возраста не только позволяет развивать их креативные способности, но и формирует базу для дальнейшего обучения и понимания русской культуры. Интеграция фольклорных элементов в занятия делает уроки интересными и познавательными, а также способствует культурному воспитанию подрастающего поколения. Необходимо осознанно подходить к выбору материалов и форм организации деятельности, чтобы создать ненавязчивую и веселую атмосферу для обучающихся. Таким образом, благодаря русскому народному фольклору, мы можем подготовить детей к эффективному обучению и успешной социализации в будущем, углубляя их любовь к своей культуре и родной истории.