Папки-передвижки

Тренинговое профориентационное занятие для детей и подростков «Зажигай!»

Муратова Алиса Александровна
Тренинговое профориентационное занятие для детей и подростков «Зажигай!»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор-составитель - Муратова Алиса Александровна Студент 1 курса ВлГУ Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика.

Цель занятия: развитие внутренних психологических ресурсов личности учащегося для формирования в дальнейшем основы профессионального самосознания.

Задачи:

- создание у учащихся палитры впечатлений о мире профессий для расширения их представлений о различных профессиях и трудовой деятельности;

Публикация «Тренинговое профориентационное занятие для детей и подростков „Зажигай!“» размещена в разделах

- повышение мотивации для самопознания, саморазвития и самосовершенствования, развития необходимых личностных качеств и уверенности в себе;

- создание условий для формирования коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности.

- мотивирование к дальнейшему изучению собственных возможностей, интересов и склонностей к привлекательной для них трудовой деятельности.

Пояснительная записка.

Мотивационно-профориентационное занятие «Зажигай!» разработано с учетом возрастных особенностей учащихся 4 класса, проводится в игровой форме, через которую совершенствуются движения и умственные операции.

Возраст 9-10 лет характеризуется активным формированием последовательного логического мышления. Поэтому очень важно показать детям взаимосвязь между всеми отраслями профессий, что они не могут обойтись одна без другой.

В занятие включены элементов занимательности, наглядности, состязательности, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, коммуникативные, ролевые игры, что поможет создать у младших школьников многообразие впечатлений не только о различных профессиях и видах деятельности, но и о себе, об особенностях характера и качествах личности.

В ходе занятия ребята смогут понять важность оценки и учета собственных интересов и способностей при подготовке к выбору профессии, а значит убедиться в необходимости саморазвития и личностного роста.

Один из самых важных и трудных вопросов профориентационной работы с детьми это – повышение мотивации к учебе и саморазвитию. Мотивационные ресурсы личности помогают человеку развиваться и самосовершенствоваться в течении всей жизни. Главными мотивационными составляющими здесь выступают внутренняя энергия, работоспособность, вдохновение, креативность, интуиция, воображение, умение концентрироваться, чувство срочности задач и ценности времени. Именно работу над этой задачей мы положили в основу нашего тренингового занятия.

В результате занятия предполагается актуализация у детей их творческой активности, осознание учащимися необходимости развития у себя личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Показать, что профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с самого детства.

№ Этап тренингового занятия Необходимые условия для проведения и материалы Часть пазла - лампочки.

Структура занятия

Вступление Знакомство с участниками, представление ведущего. Обсуждение правил тренингового занятия.

1 Коммуникативная двигательная игра: «В узком кругу».

Пространство для того, чтобы участники встали вкруг, ведущий в центре. 1й кусочек пазла

«Социальная активность, общительность, интуиция, эмпатия»

2 Презентация - обсуждение:

«В мире профессий».

Школьная доска с магнитами. 2й кусочек пазла

«Внутренняя энергия, работоспособность, коммуникативные навыки»

3 ТРИЗ- игра «Теремок» Отделить зону в классе для имитации «Теремка» 3й кусочек пазла

«Креативность, умение концентрироваться, чувство срочности задач и ценность времени»

4. Психогеометрический тест Дети за партами 4й кусочек пазла

Характер

5. Мозговой штурм «Креативный директор» Деление считалочкой на микро группы и их зонирование для дальнейшей практической работы.

Несколько ручек и листы для заметок в каждую группу. 5й кусочек пазла

«Воображение, вдохновение, творческая активность»

6. Ритм- боди-перкуссия «Я-часть команды!» Разделить детей на пары, построить два круга - внешний и внутренний лицом друг к другу 6й кусочек пазла

«Лидерские качества, умение работать в команде»

Итоговая часть.

Рефлексия. Анализ собранного пазла в ходе игры. Лист бумаги А5 и карандаш или ручка на каждого участника.

Листовка на память участнику занятия

(пазл - лампочка «Зажигай!» со всеми качествами личности) Готовый пазл, собранный участниками игры.

Ход занятия.

На этом занятии дети собирают пазл «Зажженную лампочку» (символ игры «Зажигай!») из кусочков, которые они зарабатывают в ходе игр. Шесть кусочков пазла –качества личности, которое нужно развивать и учитывать при выборе своей будущей профессии.

Вступление.

Ведущий: - «Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим о мире профессий! На самом деле, их очень много, и все они по-своему важны! Но как понять, для какой работы у тебя есть потенциал и какое занятие будет приносить тебе удовольствие в жизни? Сегодня постараемся с вами разобраться! Нам нужно будет узнать самые важные качества в человеке, на которые стоит обратить внимание при выборе профессии!

Далее обсуждение с участниками правил работы в группе на тренинговом занятии.

1. Коммуникативная двигательная игра: «В узком кругу».

Правила игры: все участники встают в круг. Ведущий задаёт вопрос, те кто отвечает на этот вопрос положительно, меняются местами в кругу. Задача ведущего успеть занять место в кругу. Один игрок, который не успевает поменяться местами, становится ведущим и тоже задаёт вопрос.

Ход игры: В этой игре важно со временем задавать вопросы более глубокого характера. Это делается с помощью ведущего, который периодически берет эту функцию на себя. Он своими вопросами подогревает интерес детей и позволяет им заглянуть внутрь себя.

Рефлексия: выводы о необходимости повышать уровень любопытства у себя, о желании и умении наблюдать и познавать свой внутренний мир и окружающих тебя людей.

2. Презентация - обсуждение: «В мире профессий».

На доске вывешиваются отрасли профессий:

1. «Человек – Техника»,

3. «Человек – Природа»,

4. «Человек – Знаковая система»,

5. «Человек – Художественный образ»,

6. «Человек – Человек».

После теоретической информации ведущего об отраслях профессий, детям предлагается практическая работа. Каждый получает листок с названием профессии и должен определить, какая профессия к какой отрасли относится. А потом все группируются по отраслям для наглядности. Приветствуется активное групповое обсуждение и помощь.

Теоретический материал для распечатки на доску.

Смотри Приложение 1. Классификация профессий по отраслям.

3. ТРИЗ- игра «Теремок»

Теоретический материал от ведущего.

Смотри Приложение 2. Информация о методе ТРИЗ для детей.

Ввод в игру: вводная к сказке "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ребенок заканчивает предложение – «Если бы я был предметом, то каким…»

Ведущий – хозяин с каждым «предметом» разыгрывает следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, хозяин (называет себя, например, дерево). А ты кто?

- А я - ребенок - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Гость сравнивает оба объекта, выявляет общие признаки и называет их. Например, и у дерева, и у яблока есть палочка.

После этого гость заходит в теремок, и следующий гость уже обращается к двум хозяевам игры, потом к трем и т. д., расширяя тем самым возможности для поиска соответствий по тому или другому признаку. И так, пока все не зайдут в теремок. Можно активно помогать искать общие признаки.

4. Психогеометрический тест

Ученики возвращаются за парты и им предлагается анонимно пройти быстрый «Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер».

Ведущим подается инструкция.

Взгляните на следующие фигуры:

Круг, квадрат, треугольник, зигзаг.

Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Запишите ее название под номером 1. Теперь проработайте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).

Итак, самый трудный этап закончен. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место — это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Далее обсуждение результатов теста.

Смотри Приложение 3. Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности.

Рефлексия:

После оглашения результатов, делают вывод о том, что у каждой Фигуры, как и у каждого человека есть свои особые личностные качества, и нехватка тех или иных может стать препятствием на пути достижения целей в жизни, в работе, поэтому так важно познать себя и работать над собой, своим характером, самосовершенствоваться и расти как личность.

5. Мозговой штурм «Креативный директор»

Детям предлагается поделиться на группы путем жеребьевки и стать участниками малой ролевой игры «Креативный директор». В игре выделяются 6 различных организаций сферы обслуживания населения:

1. Салон красоты «Стиль»

2. Магазин «Ветеринар»

3. Автомобильная заправка «Наша нефть»

4. Туристическая фирма «Мечта»

5. Кондитерская «Сладкоежка»

6. Фитнес клуб «Чемпион»

Работодатель дает задание коллективу придумать креативную рекламную акцию к празднику, которая позволит привлечь внимание клиентов к услугам их организации, повысит продажи. Ведущий дает время на работу в группах методом мозгового штурма, далее каждая команда представляет акцию своей организации.

Рефлексия о важности развития воображение, творческой активности, о том, что работа должна приносить удовольствие и требует вдохновения. Дети получают очередной кусочек пазла.

6. Ритм-боди-перкуссия «Я-часть команды!»

Дети делятся на пары и образуют внешний и внутренний круг, встают лицом друг к другу. Миссия – выучить небольшую песенку с движениями в паре, сразу обучаясь под руководством ведущего. В результате этого увлекательного процесса не только получается отличный музыкальный оркестр, но и снимается напряжение, выравнивается общий эмоциональный фон группы, после чего можно приступать к финальной рефлексии.

Итоговая часть. Рефлексия занятия.

Ведущий и участники проводят анализ собранного в ходе игры целого пазла. Каждому ребенку вручается Листовка на память. (пазл - лампочка «Зажигай!» со всеми качествами личности).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Классификация профессий по отраслям.

c техникой - «Человек – Техника»

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Перечень профессий:

Инженер, радиомонтажник, сварщик, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, токарь, швея, механик, электромонтер, строитель, автослесарь, сантехник.

c природой - «Человек – Природа»

Связаны с исследованием и использованием природных ресурсов, уходом за животными и растениями, профилактикой и лечением их заболеваний.

Перечень профессий:

микробиолог, лесовод, овощевод, фермер, растениевод, охотовед, эколог, ветеринар.

со знаковой системой - «Человек – Знаковая система»

Профессии данного типа связаны с использованием устной и письменной речи, работой с текстами, документами и цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами

Перечень профессий: экономист, программист, бухгалтер, лингвист, математик, переводчик, чертежник, штурман, картографии.

с художественным образом - «Человек – Художественный образ»

Связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства

Перечень профессий: художник, кондитер композитор, дирижер, ювелир, реставратор, флорист, актёр.

c людьми - «Человек – Человек».

Связаны с медицинским обслуживанием, правовой защитой, обучением и с воспитанием бытовым обслуживанием

Перечень профессий: врач, медсестра, юрист, участковый инспектор, воспитатель, гувернер, тренер, учитель, продавец, официант, парикмахер, экскурсовод.

Приложение 2. Информация о методе ТРИЗ для детей.

Тысячи лет люди решали творческие задачи методом проб и ошибок. Само понятие «творчество» считалось слитым с технологией решения задач путем перебора вариантов. Но метод проб и ошибок связан с огромными потерями времени и сил, у него отсутствуют критерии оценки новых идей.

В ХХ в. во всех развитых странах созрела необходимость упорядочить изобретательский процесс, создать методы решения творческих задач, активизировать творческое мышление.

В настоящее время существуют две принципиально отличные возможности перехода к новой технологии решения творческих задач:

1. Усовершенствование метода проб и ошибок, путем использования различных методов и приемов активизации поиска новых решений, активизации мышления.

2. Выявление законов развития систем и применение их для формирования и решения изобретательских задач, то есть ТРИЗ.

Родоначальник, основатель ТРИЗ советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер в 1945 г. начал разрабатывать научную технологию творчества (теорию решения изобретательских задач). И сегодня мы познакомим Вас, ребята, с этим удивительным методом активизации нашего мышления!

В игре «Теремок» можно тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Приложение 3. Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности:

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы — вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Они чрезвычайно внимательны к деталям, любят порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами — техниками, администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности.

Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам также являются «левополушарными» мыслителями. Способны глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути. Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять ситуацией, решать не только за себя, но и, по возможности, за других, ведут Треугольника к постоянной готовности борьбы, соперничества. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Не любят менять свои решения, часто бывают категоричны. К счастью (для них и окружающих, Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка.

Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру. Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество Треугольников - сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми разными, но объединяет их одно — значимость изменений. Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни.

Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей. Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода. Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и. … смелость! Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» — всего лишь стадия. Она пройдет!

КРУГ

Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди. Круг — самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью. Круги — лучшие коммуникаторы благодаря своему умению слушать собеседника. Они обладают высокой чувствительностью, способны сопереживать.

Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда — в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость — если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг — нелинейная форма, близкая к «правополушарным» мыслителям, у которых преобладают образы, интуиция, эмоции. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не последовательно, а скорее мозаично, прорывами. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не в приоритетах. Главные черты в их мышлении — ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор — ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» — Треугольника и Квадрата.

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, неординарность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий. Вам еще в большей степени чем Кругу свойственны образность, интуитивность. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство, чувство прекрасного.

В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи. Зигзаг — самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны и это часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Публикации по теме:

Профилактическое занятие для подростков по программе «Верный путь» — «Губительная сигарета»Профилактическое занятие для подростков по программе «Верный путь» — «Губительная сигарета» Занятие по программе «Верный путь»- «Губительная сигарета» Цели: -формировать отрицательное отношение к курению; -воспитывать привычку.

Родительское тренинговое занятие «Школьные проблемы» Занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми. Цель тренинга: Способствовать установлению и развитию отношений.

Тренинговое занятие для родителей младших групп «Давайте познакомимся: адаптируемся вместе»Тренинговое занятие для родителей младших групп «Давайте познакомимся: адаптируемся вместе» Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и.

Тренинговое занятие «Прекрасный цветок» Тренинговое занятие «Прекрасный цветок» Цель: Изучение личной индивидуальности воспитанников, сопоставление ее с индивидуальностями окружающих.

Тренинговое занятие с детьми подготовительной группы «Стрессу — нет!»Тренинговое занятие с детьми подготовительной группы «Стрессу — нет!» Тренинговое занятие с детьми подготовительной группы «Стрессу –нет!» Тренинговое занятие с воспитанниками старшей группы направлено на то,.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Тренинговое занятие во 2 классе «Класс глазами каждого» Тренинговое занятие во 2 классе "Класс глазами каждого" Цель: Сплочение коллектива, построение эффективного взаимодействия учащихся друг.

Учебно-познавательное занятие для подростков «Зачем учиться?» Учебно-познавательное занятие «Зачем учиться?» Человек должен учиться, потому, что он человек. В. А. Сухомлинский. Цель: - Способствовать.

Профориентационное занятие для учащихся «Все профессии нужны, все профессии важны!»Профориентационное занятие для учащихся «Все профессии нужны, все профессии важны!» Профориентационное занятие Цели: • способствовать приобретению подростками знаний о профессиях; • систематизировать знания учащихся.

Занятие с элементами тренинга для подростков 14–16 лет «Конфликт и его преодоление» Занятие с элементами тренинга «Конфликт и его преодоление» Цель: Дать объяснение понятию «конфликт», найти пути выхода из сложных конфликтных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинговое профориентационное занятие для детей и подростков «Зажигай!»
Опубликовано: 17 августа 2023 в 19:31
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинговое профориентационное занятие для детей и подростков «Зажигай!»» (включая файлы) размещена пользователем Муратова Алиса Александровна (УИ 3271321) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД