МААМ-картинки

Тренинги, направленные на формирования детского коллектива в условиях детского дома

Агафонова Анна
Тренинги, направленные на формирования детского коллектива в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг 6 «Климат»

Цель: развитие самопознания участников.

Задачи: развитие самопознания, рефлексии в группе; формирование положительного эмоционального климата.

Ход тренинга:

Вводная часть:

Ритуал приветствия: психолог просит участников встать в круг. Затем положить руки друг другу на плечи и приветливо посмотреть друг на друга.

1. Разминка «Путаница»

Публикация «Тренинги, направленные на формирования детского коллектива в условиях детского дома» размещена в разделах

Участники образуют тесный круг и протягивают вперед руки. По команде ведущего каждый должен взять за руки двух игроков, при этом желательно не браться за руки с теми, кто стоит рядом. Далее тренер предлагает участникам «распутаться», то есть, не разнимая рук, выстроиться в один или несколько кругов. Обычно ведущий участвует в этом упражнении наравне со всеми, но активного влияния на процесс распутывания не оказывает.

Часто у участников возникают сомнения в том, что эта задача решаема. На самом деле распутаться можно всегда. В итоге игры может оказаться несколько кругов; возможно, некоторые участники будут стоять лицом в круг, некоторые — спиной. Но в любом случае решение будет найдено.

После выполнения упражнения можно спросить участников о том, что им помогало справить с задачей, что можно было бы сделать, чтобы решить ее быстрее.

Основная часть:

2. Упражнение «Угадай какой я!»

Процедура проведения: один человек выходит на середину круга. Его задача – одним жестом передать своё настроение, особенности характера или какую-нибудь черту. Остальные должны угадать, что он хотел сказать. Угадавший занимает его место и выполняет тоже самое задание.

3. Упражнение «Кто Я?».

Процедура проведения: участникам предлагается задуматься над вопросом «Кто я?», потом написать на листочке цифры от 1 до 10, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы. Затем каждый сдаёт свой листочек ведущему, листочки перемешиваются в мешочке и каждый выбирает себе тот листок, который он достал из мешочка. Характеристики зачитываются вслух и участники должны отгадать, кому принадлежат эти черты.

4. Упражнение «Импульс».

Процедура проведения: участники группы образуют круг, держась за руки. Ведущий задает определенный ритм, сжимая ладонь своего соседа, и все участники передают его по «цепочке». Импульс должен обязательно вернуться к ведущему. По мере прохождения по кругу возможно искажение переданной ведущим «информации». Если это произошло, то задание выполняется заново.

Ритуал прощания: участники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, пожимая руку, говорят «До свидания! До скорых встреч!».

Заключительная часть:

5. Рефлексия:

1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?

2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?

3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?

Тренинг 7 «Конфликт: что делать?»

Цель: введение в проблематику конфликта.

Задачи: раскрыть содержание понятий «конфликт», «сигналы конфликта»; определить наиболее типичные причины возникающих конфликтов.

Ход тренинга:

Вводная часть:

Ритуал приветствия: Психолог просит участников встать в круг. Затем положить руки друг другу на плечи и приветливо посмотреть друг на друга.

1. Разминка «И раз, и два, и три»

Все участники стоят в кругу. По команде ведущего «раз» каждый начинает выполнять любое движение, желательно не очень сложное. По команде «два» все перестают делать свои движения и начинают повторять те движения, которые перед этим делали их соседи справа. На счет «три» участники опять меняют движение и выполняют движения соседа справа, которые тот начал делать по команде «два». Таким образом, движения как бы идут по кругу.

Когда ведущий назовет число, равное числу участников в группе, движения должны вернуться к тем, кто начал делать их первым.

Основная часть:

2. Упражнение «Паутина конфликтов».

Процедура проведения. В центре доски пишется слово «конфликт» и очерчивается кругом. Участникам предлагается назвать ассоциации, вызванные этим словом. Психолог записывает каждую ассоциацию, соединяя слова линией с основным кругом. Если дети называют ассоциации, относящиеся к уже названным, психолог соединяет их непосредственно с ними, а не с основным кругом. Продолжать необходимо до тех пор, пока у детей сохраняется интерес.

Обсуждение и анализ.

3. Беседа «Сигналы конфликтов»

1) Как мы можем определить «конфликт»?

2) Что общего имеют определенные нами конфликты?

3) Что вызывает конфликты?

4) Что усугубляет их?

5) Что предотвращает или разрешает конфликты?

Процедура проведения: разрешение конфликта зависит во многом от уровня нашей бдительности, ибо он предваряется более или менее очевидными сигналами. Какими?

Кризис. Это «крайний предел», который характеризуют ожесточенные споры, агрессивные действия, оскорбления и т. д.

Напряжение. Это чувство, когда взаимоотношения с человеком становятся источником постоянного беспокойства. Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. Наши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются в худшую сторону.

Недоразумение. Мы зачастую впадаем в недоразумения, делая неверные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей со стороны собеседника или отсутствия взаимопонимания. Возникает ощущение, что собеседник нас не слышит.

Инциденты. Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, несущего в себе зерно конфликта, обычно незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. Но накладываясь друг на друга, инциденты могут приводить к конфликту.

Дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что-то происходит не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции полезно прислушаться, более того, ее надо приветствовать.

Если вы научитесь распознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, вы можете зачастую предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов.

Задание участникам: опишите ситуации, когда подобные сигналы возникали, но не были оценены вами по достоинству, упущены, приводили к возникновению конфликтных ситуаций.

4. Конфликтная ситуация «История с апельсином»

Процедура проведения: участникам предлагается для рассмотрения конфликтная ситуация. Два человека на кухне претендуют на единственный апельсин. Как поступить с ним? Разрезать пополам? Потянуть жребий? Рассудить, кому он нужнее?

Шаг 1. Узнайте, почему они хотят того, чего хотят.

Давайте вернемся на кухню и спросим людей, зачем им апельсин. Предположим, один из спорящих сказал, что он хочет пить и ему нужен сок. Другой хочет испечь пирог и ему нужна цедра.

Шаг 2. Быть может, разногласия компенсируют друг друга в каком-то аспекте?

Наш опрос показал, что эти люди нуждались в апельсине для разных целей. Это неудивительно. Различия в характере, целях и интересах постоянно создают различия в потребностях: однако вы найдете их только в процессе поиска.

Шаг 3. Каковы варианты решений?

Если один человек хочет сок, а другой – кожуру, ответ прост, так как каждый может взять то, что ему нужно от целого апельсина. Но, предположим, что дело не так просто, и оба страдают от жажды. Каковы варианты решений? Поделиться соком – явно компромиссное решение. Объем сока можно увеличить, добавив в него воды и сахару. Можно установить, кто больше пристрастен к апельсиновому соку, и подыскать приемлемую замену для другого и т. д. и т. п.

Шаг 4. Сотрудничество.

Вы можете в одиночку проанализировать потребности, найти компенсирующие аспекты разногласий и продумать варианты решений. Однако этот процесс будет гораздо эффективнее, если действовать совместно. Вы покажите этим, что рассматриваете своего оппонента не как противника, а как партнера. Когда вы вместе находите наиболее приемлемое решение, вы, по крайней мере, сохраняете отношения, или даже их укрепляете. Принцип подхода «выиграть/выиграть» заключается в том, что, даже если нам и не удалось добиться полного удовлетворения нужд, мы, тем не менее, научились, как можно вести совместный поиск взаимовыгодных решений. И найти их, несомненно, легче, если мы признаем, и будем ценить потребности друг друга.

Алгоритм стратегии сотрудничества:

1. определите потребности всех участников;

2. постарайтесь их удовлетворить;

3. признайте ценности других, равно как и ваши собственные;

4. старайтесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;

5. ищите творческих и неординарных решений;

6. не щадите проблему, щадите людей.

Заключительная часть:

Рефлексия занятия:

1) что новое, ранее неизвестное вы узнали в процессе проведения занятия?

2) какая стратегия поведения в конфликтных ситуациях является наиболее эффективной?

3) что нужно предпринять, чтобы разрешить конфликтную ситуацию конструктивно?

Ритуал прощания: участники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, пожимая руку, говорят «До свидания! До скорых встреч!».

Тренинг 8 «Познай себя в конфликте»

Цель: выработка конструктивных стратегий поведения в конфликте;

Задачи: осознание подростками собственной конфликтности; выработка конструктивных стратегий поведения в конфликте; обучение способам анализа конфликтных ситуаций; овладение конструктивными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях с взрослыми и сверстниками.

Ход занятия:

Вводная часть:

Ритуал приветствия: психолог просит участников встать в круг. Затем положить руки друг другу на плечи и приветливо посмотреть друг на друга.

1. Разминка «Дальнее плавание»

Ведущий просит всех представить, что сейчас им нужно будет очень быстро собраться в дальнее плавание на судне, не отличающемся большой грузоподъемностью. Брать в дорогу нужно самое необходимое, хотя могут быть и исключения. Можно грузить не только предметы, но и понятия (например, храбрость, удача и т. д.). Чтобы на корабле все это не перепуталось, каждый участник может загрузить за один раз три предмета на одну букву. Повторять то, что уже было загружено, нельзя.

Первым говорит три слова ведущий, далее он кидает мячик следующему участнику, и тот предлагает свой вариант. Каждый участник сам выбирает букву, на которую придумывает слова. Хотя упражнение можно и усложнить, попросив всех придумывать слова на одну букву.

Тот участник, который замешкается с ответом или назовет то, что уже было, выбывает из игры. В итоге остаются только самые внимательные и креативные игроки.

Основная часть:

2. Упражнение «Остров»

Процедура проведения: всем участникам группы дают следующую инструкцию и предлагают обсудить ситуацию. «Вы плывете на корабле в южной части Тихого океана. В результате полученной пробоины ваш корабль затонул. Но, к счастью, все, кто здесь присутствует, остались живы и благополучно добрались до необитаемого острова. К сожалению, на этом острове нет растительности и животных, есть только питьевая вода. С собой вы успели захватить нож и спички (есть еще деревянная лодка). Вы знаете о том, что через три недели за вами придет корабль, и вы сможете покинуть этот остров. Но для того, чтобы прожить это время вам надо съесть одного человека. Сейчас в результате обсуждения вам нужно его выбрать».

После инструкции ведущий покидает пределы группы и предоставляет возможность для свободного обсуждения, в процессе которого он может давать комментарии, задавать вопросы, создавать направление для дискуссии. Ведущему следует отмечать создающиеся коалиции, способы психологической защиты и нападения, складывающиеся отношения и ролевые позиции.

Вопросы ведущего:

1) Кто в группе ведет себя как жертва?

2) Кого вы в группе никогда бы ни съели?

3) Кого в группе вы стали бы защищать и поддерживать?

4) Каким образом вы выбираете себе жертву?

5) Что вы переживаете в позиции жертвы или нападающего?

3. Упражнение «Белая ворона».

Процедура проведения: участникам группы дается следующая инструкция: «Сейчас вам раздадут карточки, на одной из которых будет написано: «белая ворона». Все остальные чистые. Ваша задача: найти белую ворону, основываясь на следующие правила:

во время игры нельзя общаться, даже жестами;

1) вы должны «вжиться» в состояние каждого человека и через свои чувства понять, кто белая ворона;

2) если вы приняли окончательное решение, то вы можете назвать этого человека, в случае, если вы угадали, игра заканчивается, если нет, то вы и выбранный вами человек выходят из круга и игра продолжается».

После игры нужно провести обсуждение.

Вопросы ведущего:

1) какие чувства, состояния, переживания вы испытывали по отношению к каждому из участников?

2) кого из участников было легче почувствовать, а кого труднее?

3) на каком основании вы принимали решение?

4) какие способы поведения использовала белая ворона?

5) что помогло и что помешало в процессе нахождения белой вороны?

Заключительная часть:

Рефлексия:

1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?

2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?

3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?

Ритуал прощания: участники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, пожимая руку, говорят «До свидания! До скорых встреч!».

Тренинг 8 «Познай себя в конфликте»

Цель: выработка конструктивных стратегий поведения в конфликте;

Задачи: осознание подростками собственной конфликтности; выработка конструктивных стратегий поведения в конфликте; обучение способам анализа конфликтных ситуаций. овладение конструктивными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях с взрослыми и сверстниками.

Ход тренинга:

Вводная часть:

Ритуал приветствия: психолог просит участников встать в круг. Затем положить руки друг другу на плечи и приветливо посмотреть друг на друга.

1. Разминка «Дальнее плавание»

Ведущий просит всех представить, что сейчас им нужно будет очень быстро собраться в дальнее плавание на судне, не отличающемся большой грузоподъемностью. Брать в дорогу нужно самое необходимое, хотя могут быть и исключения. Можно грузить не только предметы, но и понятия (например, храбрость, удача и т. д.). Чтобы на корабле все это не перепуталось, каждый участник может загрузить за один раз три предмета на одну букву. Повторять то, что уже было загружено, нельзя.

Первым говорит три слова ведущий, далее он кидает мячик следующему участнику, и тот предлагает свой вариант. Каждый участник сам выбирает букву, на которую придумывает слова. Хотя упражнение можно и усложнить, попросив всех придумывать слова на одну букву.

Тот участник, который замешкается с ответом или назовет то, что уже было, выбывает из игры. В итоге остаются только самые внимательные и креативные игроки.

Основная часть:

2. Упражнение «Остров»

Процедура проведения: всем участникам группы дают следующую инструкцию и предлагают обсудить ситуацию. «Вы плывете на корабле в южной части Тихого океана. В результате полученной пробоины ваш корабль затонул. Но, к счастью, все, кто здесь присутствует, остались живы и благополучно добрались до необитаемого острова. К сожалению, на этом острове нет растительности и животных, есть только питьевая вода. С собой вы успели захватить нож и спички (есть еще деревянная лодка). Вы знаете о том, что через три недели за вами придет корабль, и вы сможете покинуть этот остров. Но для того, чтобы прожить это время вам надо съесть одного человека. Сейчас в результате обсуждения вам нужно его выбрать».

После инструкции ведущий покидает пределы группы и предоставляет возможность для свободного обсуждения, в процессе которого он может давать комментарии, задавать вопросы, создавать направление для дискуссии. Ведущему следует отмечать создающиеся коалиции, способы психологической защиты и нападения, складывающиеся отношения и ролевые позиции.

Вопросы ведущего:

1) Кто в группе ведет себя как жертва?

2) Кого вы в группе никогда бы ни съели?

3) Кого в группе вы стали бы защищать и поддерживать?

4) Каким образом вы выбираете себе жертву?

5) Что вы переживаете в позиции жертвы или нападающего?

3. Упражнение «Белая ворона»

Процедура проведения: участникам группы дается следующая инструкция: «Сейчас вам раздадут карточки, на одной из которых будет написано: «белая ворона». Все остальные чистые. Ваша задача: найти белую ворону, основываясь на следующие правила:

1) во время игры нельзя общаться, даже жестами;

2) вы должны «вжиться» в состояние каждого человека и через свои чувства понять, кто белая ворона;

3) если вы приняли окончательное решение, то вы можете назвать этого человека, в случае, если вы угадали, игра заканчивается, если нет, то вы и выбранный вами человек выходят из круга и игра продолжается».

После игры нужно провести обсуждение.

Вопросы ведущего:

1) какие чувства, состояния, переживания вы испытывали по отношению к каждому из участников?

2) кого из участников было легче почувствовать, а кого труднее?

3) на каком основании вы принимали решение?

4) какие способы поведения использовала белая ворона?

5) что помогло и что помешало в процессе нахождения белой вороны?

Заключительная часть:

Рефлексия:

1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?

2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?

3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?

Ритуал прощания: участники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, пожимая руку, говорят «До свидания! До скорых встреч!».

Тренинг 9 «Проверка на прочность»

Цель: сплочение коллектива.

Задачи: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними); достичь оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Ход тренинга:

Вводная часть:

Ритуал приветствия: участники, взявшись за руки, говорят все вместе дружно – «Здравствуйте!».

1. Разминка «Разговор руками»

Для выполнения задания участникам необходимо образовать два круга, внутренний и внешний, и встать лицом друг к другу. Число человек в каждом круге должно быть

одинаковым, чтобы все участники образовали пары. Если в группе нечетное число

участников, тренер принимает участие в упражнении.

Задача участников — пообщаться со своим партнером, используя только руки. Тренер задает тему для «разговора» и через две-три минуты просит круги сместиться относительно друг друга на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему.

Через две-три минуты пары и тема снова меняются.

Основная часть:

2. Упражнение «Антоним».

Оборудование: мяч.

Процедура проведения: «сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-нибудь состояние или чувство, а, поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним к нему – противоположное состояние или чувство. Например: я бросаю мяч Тане и говорю – «грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним – «весёлый», затем бросает мяч кому-то ещё и называют своё чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».

3. Упражнение «Я в тебе уверен»

Процедура проведения: Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь уже знакомы. Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверен, что ты…». Например: «Я уверен, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверен, что ты никогда не скажешь обо мне плохо». Еще раз подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.

Заключительная часть:

Рефлексия:

1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?

2) было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?

3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?

Ритуал прощания: участники встают в круг, взявшись за талию соседа, справа и слева по счёту психолога «один, два, три» говорят все дружно «До свидания!».

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Фестиваль «Музы и дети». Выступление коллектива детского садаФестиваль «Музы и дети». Выступление коллектива детского сада Фестиваль «Музы и дети»-2016 Программа МАДОУ №4 «Я рисую этот мир» №1 Вступление – 8 человек с красками и кистями И в десять лет, и в.

Фотоотчет о выступлении детского хореографического коллектива на районном фестивале-конкурсе «Волшебный мир танца»Фотоотчет о выступлении детского хореографического коллектива на районном фестивале-конкурсе «Волшебный мир танца» 12 марта 2017 года учащиеся хореографического отделения музыкальной школы приняли участие в районном конкурсе «Волшебный мир танца».По условиям.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Конкурс пословиц в условиях детского санатория для детей 9–10 летКонкурс пословиц в условиях детского санатория для детей 9–10 лет Цель конкурса: вызвать интерес к пословицам как яркой, образной форме народного творчества. Предварительно проводилась выставка книг с.

Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива»Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива» Консультация для педагогов "Коллективное творчество, как механизм сплочения детского коллектива" Задача каждого педагога создать единый,.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Выступление детского творческого коллектива, посвящённое международному Дню танца. ФоторепортажВыступление детского творческого коллектива, посвящённое международному Дню танца. Фоторепортаж Танец — важное искусство, Будь то вальс или фокстрот, Танго, полька, твист, чечетка, Или даже хоровод. Зачем люди танцуют? Кто-то хочет.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинги, направленные на формирования детского коллектива в условиях детского дома
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 16:59
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинги, направленные на формирования детского коллектива в условиях детского дома» (включая файлы) размещена пользователем Агафонова Анна (УИ 1348828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД