Тамара Сергеева
Тренинг «Выстраивание конструктивной коммуникации в детско-родительских отношениях» для родителей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Выстраивание конструктивной коммуникации в детско-родительских отношениях» для родителей дошкольников.
Цель: повышение родительской компетентности, развитие навыков успешной коммуникации с ребенком. (Время: 60 минут).
Необходимые материалы: листы бумаги А4, ручки по количеству участников, карточки с высказываниями, схема чувств, свеча.
Процедура проведения
Разминка. Упражнение «Знакомство» (Время: 10 минут).
Цель упражнения: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе, настроить родителей на диалог, вызвать у них положительные эмоции, связанные с детьми, снять эмоциональное напряжение.
Ход упражнения.
Публикация «Тренинг „Выстраивание конструктивной коммуникации в детско-родительских отношениях“ для родителей дошкольников» размещена в разделах
Психолог: для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей закончил одно из следующих предложений.
1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка - …
2. если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как - ….
3. Больше всего мне в моем ребенке нравится - ….
4. мой ребенок заставляет меня смеяться, когда - …
Участник, у которого несколько детей, может говорить по одному предложению о каждом ребенке. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову первым.
Ведущий: «Совершенно естественно, что в наших отношениях с детьми бывают ситуации, когда вас что-то раздражает, злит, обижает, огорчает. Но вместо того, чтобы сказать об этом ребенку прямо, мы часто говорим не о своих чувствах и желаниях, а даем оценку самому ребенку: «Какой ты несобранный, одевайся быстрее!», «Ты вечно разбрасываешь свои игрушки», «Опять ты испачкался! Ну почему ты такой грязнуля!». Такие сообщения называются «Ты-высказывания»; в них оцениваются поведение и личностные качества того, к кому они обращены. Такими сообщениями мы посылаем ребенку сообщения, что мы выше и имеем право оценивать его. Однако такие высказывания часто в общении (не только в детско- родительских отношениях) вызывают у того, к кому мы обращаемся, раздражение и желание защититься. И далее часто разгорается конфликт, который связан не столько с ситуацией или проблемой, сколько с полученной оценкой личностных качеств. В детско-родительских отношениях ребенок чувствует, что он плохой, не соответствует ожиданиям родителей, обижается на них. Негативный психологический смысл «Ты-высказываний» заключается в том, что родители неосознанно внушают ребенку личностные качества, которые делают детей неуспешными в какой-либо деятельности, навешивают на ребенка ярлыки, которые отрицательно сказываются на его самооценке. Сегодня мы выполним упражнение по замене «Ты-высказываний» на «Я-высказывания», которые будут содержать информацию о ваших чувствах, желаниях, видении ситуации, но без оценивания личности ребенка и без обвинений. Соответственно, у собеседника (ребенка) не будет возникать желания защититься и закрыться. Конфликт не разгорается, так как нет обсуждения личности ребенка, а лишь ситуация, которая вызывала у вас те или иные эмоции. Таким образом, ребенок чувствует, что он продолжает быть для вас хорошим и любимым, но понимает, что именно его поведение сейчас не понравилось вам. Таким образом, мы не задеваем самооценку нашего ребенка, выстраиваем правильную коммуникацию с ним, что в будущем принесет вам большие плоды в виде доверительных отношений. Есть определенная схема, по которой строится «Я-высказывание».
Обязательная структура: Факт. Начинаем «Я-высказывание» с обозначения факта, который вызвал эмоциональную реакцию. Рассказываем о ситуации без нападения, обвинений, агрессии. Пример с ребенком, который играет в игрушки и не убирает их на место: – «Когда я вижу разбросанные по дому игрушки…».
Чувство. Здесь также доброжелательно и открыто говорим о том, какие чувства вызывает этот факт. Пример: «Я начинаю злиться».
Объяснения. В этой части можно подробнее рассказать, почему мы на это так реагируем. Пример: «Потому что я трачу много сил на то, чтобы в нашем доме было убрано и чисто»
Дополнительно можно добавить еще один элемент структуры:
Просьба-пожелание. В этой части говорим о своих желаниях в связи с происходящим или озвучиваем просьбу. Пример: «Поэтому прошу тебя, когда поиграешь, убери, пожалуйста, игрушки на место». Также в этой части «Я-высказывания» можно стимулировать ребенка к выработке совместного решения в связи с происходящим или размышления над ситуацией. В этом помогут вопросы: «А что ты думаешь в связи с этим?», «Какие бы ты предложил варианты решения проблемы?»
Давайте зафиксируем еще раз схему «Я-высказывания» через предложенные варианты начала каждого структурного элемента. Это будет служить вам подсказкой на первых этапах:
1) Описание ситуации, вызвавшей напряжение. Можно начать так:
– Когда я вижу, что…
– Когда я слышу, что…
– Когда я сталкиваюсь с тем, что …
–Точное название своего чувства в данной ситуации:
– Я чувствую (я испытываю) … (раздражение, злость, обиду, боль, беспокойство и т. д.).
2) Обозначение причины своих чувств и эмоций:
– Потому что…
– В связи с тем, что…
3) Формулировка желаемого поведения:
– Мне бы хотелось, чтобы …
– Мне было бы приятно (радостно, спокойно и т. д., если бы …
Вот пример, как можно вместо «Опять ты испачкался! Ну почему ты такой грязнуля!» более конструктивно передать суть с использованием «Я-высказывания»:
Описание ситуации Когда я вижу, что твоя одежда опять грязная
Мое эмоциональное состояние
/ эмоции Я испытываю досаду
Объяснение причины своих
чувств и эмоций Потому что прикладываю много сил, чтобы
Формулировка желаемого
поведения Мне бы хотелось, чтобы ты был более аккуратным.
А теперь давайте потренируемся в замене «Ты-высказываний» на «Я- высказывания».
Далее ведущий разбивает участников на пары и раздает карточки с примерами высказываний, которые нужно переделать.
Примеры:
«Ты-высказывания» «Я-высказывания»
Ты никогда меня не слушаешь!
Почему во время разговора со мной ты вечно крутишься и еще
параллельно говоришь с сестрой!
Ты неправильно себя ведешь!
Какая ты капризная девочка! Вечно истерики устраиваешь!
Ты опять не убрал за собой тарелку после еды в раковину
Почему ты не сказал, что пойдешь гулять во двор? Я была вынуждена тебя искать!
Ты зачем без спросу берешь вещи брата?
Какой же ты жадина! Нужно делиться угощением и с другими ребятами!
Перестань на меня кричать!
Участники в парах переделывают высказывания. Затем каждая пара озвучивает на каждое высказывание свой вариант. Ведущий помогает сформулировать или вносит правки, если есть у участников затруднения или высказывание не совсем верно представлено по схеме.
Участникам можно предложить (например, продемонстрировать на слайде) схему чувств. Это поможет им вербализировать свои чувства и эмоции.
Ведущий: «А теперь давайте разберем, что не надо делать при использовании «Я-высказываний». Важно помнить, что эти высказывания не для манипуляции! Например, «Я чуть не умерла», «Твое поведение в гостях меня убивает», «Я очень плохо себя чувствую теперь. Сердце болит». Такие выражения не содержат прямого обвинения ребенка, но вынуждают его испытывать чувство вины.
Есть варианты построения «Я-высказывания», когда в нем звучит обвинение, так как оно выстраивается не по схеме. Например: «Я злюсь, потому что ты разбросал игрушки» или «Я в бешенстве, так как ты отвлекаешься, когда я говорю». Это обвинение, с которым ребенку справиться тяжело. Ребенок чувствует себя виноватым, так как расстроил, разозлил, теперь ему надо что-то сделать, чтобы исправить это. Или «Я-высказывание» произносится диктаторским тоном, наполнено гневом, раздражением, злостью. Например, «Я хочу, чтоб ты всегда убирал за собой грязную посуду!» Такая фраза звучит как приказ. Это не высказывание пожелания, а именно приказ.
«Я-высказывания» не должны превращаться в угрозу. Это происходит, когда родитель злится и требует подчинения его требованию. Например: «Ешь быстро кашу! Я начинаю злиться!» Это не выражение эмоции, а угроза. Когда фраза строится таким образом, ребенок становится ответственным за эмоцию родителя. Родитель злится из-за того, что ребенок плохой и ест кашу медленно. Родитель не говорит о своем желании в таком высказывании, а требует подчинения.
Уважаемые родители! Использование «Я-высказываний» – один из эффективных приемов для конструктивного общения, основанного на взаимопонимании и доверии. Сначала может быть сложно говорить о своих чувствах. Постепенно строить «Я-высказывания» будет все проще, как и достигать взаимопонимания с детьми. Такая техника высказываний действительно способствует лучшей коммуникации, а ваши дети на вашем примере будут учиться выражать свои мысли, чувства, эмоции социально приемлемым способом и конструктивно общаться.
Упражнение «Пословицы» Время: 20 минут.
Цель упражнения: укрепление семейных связей, развитие навыка самоанализа.
Необходимый материал: карточки с частями пословиц.
Ведущий: Я выдам части предложения, которые необходимо соединить так, чтобы получились целые пословицы. Необходимо восстановить полный текст пословицы, а также подумать и пояснить, что имели в виду наши предки.
(Если ребенка) (не научишь) (в пеленках, (то не научишь) (и в подушках).
(Когда отец) (говорит «так») (а мать «сяк») (растет ребенок) (как сорняк).
Ведущий: «Легко ли вам было собрать пословицы? Поделитесь своим пониманием пословицы?»
В завершение попрошу вас высказаться, что для вас сегодня стало наиболее полезным, насколько актуальна для вас информация и сама техника, которую мы здесь разобрали и проработали».
Подведение итогов. Заключительная рефлексия. Ритуал прощания. От тепла ваших сердец зажглась и наша свеча (включаю свечку электрическую).
Свеча передается по кругу и каждый участник тренинга, начиная с ведущего, высказывается:
• Ожидания (оправдались ли)
• Что понравилось, что не понравилось
• Сравнивает свое настроение с растением
• Если хочет, то пожелания группе.
Свеча возвращается к ведущему, он благодарит всех присутствующих за занятие и рассказывает в заключение притчу…
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе все.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты пока будешь называть его – мама…
… Будьте Ангелами для своих детей, и пусть связующие вас нити будут крепкими.