Анна Копьева
Тренинг «Уверенность»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Особенность подросткового периода заключается в несинхронности физиологического и психологического процессов развития. При наблюдении можно заметить разность развития подростков одного возраста. Таким образом, одни ребята в 14 лет подались в рост в то время как другие набирают вес. Все это является причиной роста большего количества комплексов и соответственно неуверенного, тревожного поведения. Поэтому главной задачей данной программы является развитие концепции уверенности подростков, как установки поведения человека по отношению к самому себе. Подразумевается, что уверенность в меньшей степени зависит от дефицита поведения, чем от недостатка чувства собственной ценности.
Публикация «Тренинг „Уверенность“» размещена в разделах
Преодоление неуверенности в себе – важный компонент саморазвития и возможность успешного выхода из стрессовых ситуаций, таких как сдача экзаменов, разговор со значимым взрослым, публичные выступления, проявление себя в группе сверстников и т. д. Данная программа направлена на развитие самонаблюдения, умений, навыков и установок эффективного общения, на регуляцию эмоционально-волевого поведения, эффективное преодоление стресса.
Цель: Устранение факторов, являющихся неосознаваемой причиной неуверенности.
Задачи:
Предотвратить психоэмоциональное напряжение, тревожность;
Укрепить чувство собственного достоинства;
Развить навыки, необходимые для уверенного поведения;
Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций;
Методы и формы реализации программы:
- Упражнения,направленные на снятие нервно-мышечного напряжения через телесно-ориентированный подход;
- Арт-терапевтические упражнения;
- Ролевые игры;
- релаксационные упражнения
- нейро-лингвистический подход;
- Групповая дискуссия;
- Диагностические методики;
- Проективный рисунок. Периодичность занятий: один раз в неделю.
Продолжительность занятий: 35 - 45 минут.
Принципы проведения занятий:
1. Системность и последовательность.
2. Индивидуально-дифференцированный подход.
3. Максимальное использование игровых методов обучения.
4. Психологическая безопасность.
Инструменты для реализации программы:
- Метафорические карты
- Карандаши, бумага
Сроки проведения программы: 1 год
Ожидаемый результат:
Преодоление неуверенности в себе, воспитание эмоционально-волевых качеств несовершеннолетних. Обучение успешного выхода из стрессовых ситуаций.
Тематический план.
Раздел Цель Методы Количество часов
Диагностический Выявление неуверенного тревожного поведения. Диагностика особенностей личности.
Айзенк. Подростковый вариант
https://psytests.org/eysenck/epiA.html
Социометрия
Тест школьной тревожности Филлипса
https://psytests.org/psystate/phillips.html, тест Люшера https://psytests.org/luscher/8color.html, Розенцвейга
3
Основной -Ослабление психической напряженности и ощущение комфорта
-Повышение веры в возможность достижения позитивного результата
-Укрепить чувство собственного достоинства;
-Развить навыки, необходимые для уверенного поведения;
-Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций;
Беседы, Арт-терапия, Метафорические карты «Аниби», «Территория», конкретные методики и упражнения по преодолению неуверенного поведения и тревожности. 1раз в неделю
31 час
Оценочный Оценка эффективности психокоррекционной работы Наблюдение, самоотчеты, контрольный срез по методикам:
Айзенк. Подростковый вариант
Социометрия
Тест школьной тревожности Филлипса, тест Люшера, Розенцвейга
2
Методическое обеспечение программы
Раздел 1. Диагностический. (3 часа)
«Кто я? Чем я отличаюсь от других?».
1. Вводная часть
Приветствие «Я рад (а) тебя видеть на нашем занятии»
сообщается тема занятия
2. Основная часть
Рассказ педагога «Происхождение имен»
Игра «Ласковое имя»
(Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, кому попадет мяч, называет одно или несколько своих ласковых имен. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мяч пойдет в обратную сторону. Нужно постараться бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а также произнести его ласковое имя.)
Упражнение «Кто я»
Педагог предлагает характеризовать себя – внешность, чувства, особенности поведения. (Можно использовать игрушки, предметы)
Обсуждение «Чем мы отличаемся друг от друга»
Кто из группы самый добрый?
Кто самый веселый?
Кто самый смелый?
Кто самый умный?
Игра «Волшебный стул»
Для тех, кто садится на волшебный стул, произносятся самые лучшие слова и пожелания, называются самые лучшие качества человека.
Релаксация
Лежа на полу, дети под музыку вспоминают и повторяют все положительные слова, сказанные им окружающими.
Айзенк. Подростковый вариант
Игра «Я похожий на других, я не похожий на других»
(Дети берут мяч, высказывают мнение о себе и передают другому.) Педагог подводит итог, подчеркивая идею о наличии разных возможностей
Игра «Я умею» (дети должны назвать умение, которое они могут делать лучше других) (спросить у ребят, давно ли они этому научились и трудно ли им было учиться).
«Хочу научиться» (объяснить детям, что способности сами по себе не приходят, для развития умений в любом деле необходима тренировка и желание)
- Чему бы вы хотели научиться? (ответы записываются на доске и обсуждаются возможности овладения этими навыками)
Игра «А вам слабо?» (повторить за ведущими несколько движений)
Тест школьной тревожности Филлипса, тест Люшера, Розенцвейга
Итог занятия: для того чтобы чему-то научиться, нужны желание и тренировка.
Основной этап (30 часов)
Занятие «Мои достоинства и недостатки»
Настрой «Спасибо, что ты рядом» (дети стоят в кругу, пожимают руку стоящему рядом и произносят слова «Спасибо, что ты рядом».)
(Ребята сидят в кругу, доброволец выходит за дверь. А подростки описываются внешний вид, черты характера и умения ребенка. Вышедший затем пытается угадать качества, которые увидела в нем группа)
Вывод: мы отличаемся друг от друга чертами характера.
Беседа о положительных и отрицательных качествах человека, о вредных привычках и их роли в жизни и общении людей.
- Какие достоинства вы хотели бы иметь?
- От каких недостатков хотели бы избавиться?
Упражнение «ДЕКЛАРАЦИЯ САМОУВАЖЕНИЯ». Ребятам зачитывается декларация, после чего, каждый подросток пишет свою декларацию о себе.
Я есть я. Во всем мире нет никого, кто был бы моей копией. Есть люди, у которых отдельные черты повторяют мои, но никто не складывает цифры так, как я. Поэтому все, что зарождается во мне, — это мое неотъемлемое, потому что я одна выбираю, какой быть. Я владею всем, что есть во мне, — моим телом, включая все, что оно делает; моим разумом, включая все мои мысли и идеи; моими глазами, включая образы всего, что они видят; моими чувствами, какими бы они ни были, — будь то гнев, радость, опустошение, любовь, разочарование, возбуждение; моим ртом и всеми словами, которые я произношу, — вежливыми, ласковыми и грубыми, правильными и неправильными; моим голосом — громким и тихим; всеми моими действиями, будь они направлены на кого-то другого или на саму себя. Я владею моими фантазиями, моими мечтами, надеждами, моими страхами. Мне принадлежат все мои триумфы и успехи, все мои провалы и ошибки. Я могу сделать так, чтобы работать в своих собственных интересах. Я знаю, что во мне есть черты, которые озадачивают меня, и такие, о которых я и не догадываюсь. Но пока я дружна с собой и люблю себя, я могу смело и с надеждой искать решение загадок, чтобы побольше узнать о себе.
Что бы я ни говорила и ни делала и что бы я ни думала и ни чувствовала в данный момент, все равно это я.
Когда позже я возвращаюсь к тому, как я выглядела, что говорила и делала, как думала и чувствовала, может случиться, что что-то мне не нравится. Я могу отбросить то, что не подходит, и сохранить то, что доказало свою пригодность, и изобрести что-то новое вместо того, что я отмела. Я могу видеть, слышать, думать, говорить и делать. У меня есть рецепты быть близкой к другим, обладать большой работоспособностью, придать смысл и порядок миру людей и вещей, которые вне меня. Я владею собой и поэтому могу создать себя. Я есть я, и у меня все в порядке.
© Вирджиния Сатир. Обсуждение.
Итог занятия: Нужно принимать себя таким какой ты есть
1. Лекция. Целевое и волевое поведение.
2. Практическая работа. Расчитать время затраченное в день на целевое и волевое поведение.
Мотивационный аудионастрой «Цель»
Беседа. Что значит быть уверенным человеком? (спокойно отстаивать свое мнение, считаясь с мнениями других).
Какое поведение мы называем неуверенным? (нерешительное, унижающее других)
Какое поведение называют агрессивным? (оскорбляющее, унижающее других)
Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение?
Игра «Закончи предложение»
(Подростки по очереди заканчивают каждое из предложений, а потом оценивают, был ли ответ уверенным)
Я хочу…
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Практическая работа «Назови свои сильные стороны, которые помогут тебе быть уверенным»
Проигрывание ролевых ситуаций (ситуация «Знакомство», «подари подарок другу», «Ученик списывает домашнее задание», «Обиженный ребенок»)
(ребята должны продумать все действия по порядку, а затем проиграть ролевую ситуацию)
Релаксация: Упражнение «Как мы боремся с трудностями»
Предварительная беседа
Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми необходимо научиться справляться. Не стоит бояться ошибок и неудач. Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Если что-то не получается, не расстраивайтесь, нельзя опускать руки; не обвиняйте окружающих. Наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступить по-другому, так, чтобы добиться цели. Если трудно и непонятно, попросите о помощи.
(включается спокойная музыка)
Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Представьте белый экран. Нарисуйте на нем свое желание. Это то, о чем вы мечтаете. А теперь рисуйте то, что вы делаете, чтобы достигнуть цели. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что вам удалось то, к чему стремились. Мысленно порадуйтесь : «Я сделал это!»
Откройте глаза и скажите уверенно вслух «Я смогу сделать то, что мне надо сделать!»
Итог занятия: (Подростки рассказывают, какой цели они пытались достичь)
Упражнение «Мир вокруг нас»
- Ребята, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу!
- Вокруг каждого из нас большой разнообразный мир. Для того, чтобы узнать о нем, необходимо общаться с этим миром.
Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.
(Я тебе свое Я, а ты мне - свое Я).
- Нужно ли учиться общению?
- Для чего нам это нужно?
- Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприятности.
Задумывались ли вы, почему это происходит? Известно, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссоре люди чаще обвиняют других. Давайте попытаемся проверить, какие мы в общении. Постарайтесь отвечать откровенно и сразу.
Тест-игра «С тобой приятно общаться».
- Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. Давайте проверим, какие вы в общении. (Детям раздаются небольшие листочки для записи, – количество листочков равно количеству человек в группе - на которых они пишут соответствующие значения для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске).
+2 с тобой очень приятно общаться
+1 ты не самый общительный человек
0 не знаю, я мало с тобой общаюсь
-1 с тобой иногда неприятно общаться
-2 с тобой очень тяжело общаться
(Каждый листочек складывается, и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и ведущий раздает их «адресатам», предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать после занятия).
Неоконченное предложение
(детям предлагается закончить фразы)
- Мне нравится, когда мои друзья…
- Я не люблю, когда меня…
- Мне очень приятно говорить друзьям…
- Своим друзьям я всегда…
Работа по теме занятия
-Что для вас является самым ценным в жизни?
(ответы записываются на доске)
Обсуждение
- Когда человеку бывает хорошо? (когда его любят, когда он здоров. когда его понимают)
- Когда его понимают? (когда его слушают)
- Умеете ли вы слушать?
Тест «Умеете ли вы слушать»?
- Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
- Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам в это время думаешь о другом?
- Ты часто перебиваешь собеседника?
- Ты слушаешь, или только делаешь вид, что слушаешь?
- Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других?
- Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?
Анализ: чем больше +, тем менее вы умеете слушать.
Обсуждение: что мешает вам слушать других? (неинтересно, думаем о своем, сразу хотим дать ответ)
- Часто люди не слушают потому, что боятся услышать что-то неприятное для себя. Подумайте и скажите, когда мы не слушаем других.
Игра «Пойми меня».
(Все участники одновременно громко произносят свое, а ведущий повторяет все слова, которые удалось услышать.)
Упражнение «Моя вселенная». Участники встают в одну шеренгу, в то время как один доброволец поворачивается к ним спиной и отходит на 3 метра. По знаку ведущего ребята должны подойти к добровольцу на расстояние, которое каждый посчитает нужным. Затем доброволец поворачивается и анализирует, согласен ли он с одноклассниками или их действия его удивили.
Занятие 4. «Мое будущее». (Кем быть).
Настрой. Игра «Привет».
Поздоровайтесь с каждым из группы за руку и при этом спросите «Привет. Как дела?». Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия вы сможете лишь после того, как начнете здороваться другой рукой со следующим участником.
1. Вводная часть
Сообщается тема занятия.
- Если верить в свою удачу и тренироваться, то можно всего достичь.
2. Основная часть.
Педагог читает детям отрывки из стихотворений В. В. Маяковского «Кем быть?» и задает вопрос.
- Что нужно в каждой профессии? (Если никто из ребят не называет слово «способности», а просто их перечисляют, то ведущий делает вывод сам.) Далее обсуждаются необходимые способности для разных профессий: врача, учителя, музыканта, артиста, военного.
Загадай свою профессию
Педагог предлагает ребятам перечислить, какие способности требуются в данной профессии, не называя саму профессию. Это может быть любая профессия, не только та, которую они выбрали для себя. Все остальные по перечисленным способностям отгадывают, какая профессии загадана.
Игра «Ты умеешь это лучше всех».
Все участники игры встают в круг и по очереди выходят в центр. В центре круга каждый называет то, что он может делать лучше других, а остальные участники поддерживают его: «Ты умеешь это делать лучше всех!».
3. Заключительная часть.
Обсуждение
- Что нового вы узнали о себе?
- От чего зависит ваше будущее?
4. Ритуал прощания
Зажигается свеча, и дети, передавая ее друг другу, говорят добрые слова и пожелания на будущее.
Занятие 5.
Приветствие. (Участники располагаются по кругу. В руках у ведущего мяч, который он передает справа сидящему от него участнику и, обращаясь к нему по имени, высказывает добрые пожелания на сегодняшний день. Мяч последовательно передается по кругу.)
О каких чувствах мы догадываемся по выражению эмоций? Чувства помогают нам понимать людей и себя. Важно научиться распознавать чувства и самому правильно выражать их.
1. Основная часть.
Посмотрите на эти рисунки (педагог показывает пиктограммы – радость, грусть, злость)
Кто из этих людей испытывает радость? Кто-нибудь из вас может изобразить ее? Опишите состояния радости. Какие глаза у человека, когда он радостный? (смеющиеся, веселые) Какие у него губы, зубы, рот? (рот до ушей)
Скажите, когда вы испытываете радость?
А когда человек грустит? Найдите изображение этой эмоции.
Посмотрите на лицо. (показывает пиктограмму грусти)
Посмотрите, брови, кончики губ опущены. Вам жалко этого человека? Да, и мне жалко. как его можно развеселить?
А какое лицо у этого человека? (пиктограмма злости)
Вам оно нравится? Оно красивое? Когда бывает такое лицо?
Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым?
Посмотрите на себя в зеркало и попытайтесь изобразить грусть, радость, злость.
Арт-терапевтическое упражнение «Эмоции». Подросткам предлагается на листе бумаги изобразить красками свои эмоции
Обсуждение
2. Заключительная часть
Обсуждение.
Что нового вы сегодня узнали?
Как могут пригодиться полученные знания?
Ритуал прощания.
Занятие 6. Тема: «Мимические признаки эмоций»
Вводная часть.
Настрой: (Дети располагаются по кругу. Педагог предлагает каждому по очереди сказать о своем самочувствии, настроении и готовности к работе).
С какими эмоциями мы уже познакомились? (дети называют и показывают соответствующие пиктограммы).
Сегодня мы поговорим о тех эмоциональных состояниях, которые называются «страх», «стеснительность», «стыд».
1. Основная часть
Найдите на пиктограммах состояния «страха», «стеснительности», «стыда».
Как мы узнаем, что человек испытывает страх? (рот открыт, человек кричит : «А! Боюсь! Боюсь!». Глаза у него становятся большими)
Есть такая русская поговорка: «У страха глаза велики». Это значит, что глаза стали большими. Кто-нибудь из вас испытывал страх? Вам было страшно?
Составьте короткий рассказ о том, как мальчик или девочка сначала испугался, а затем смог преодолеть страх.
Как выглядит человек, когда он боится? (У него зубы стучат, он дрожит, глаза круглые, лицо бледнеет, он говорит дрожащим голосом, выглядит беззащитным). Если человек ничего не боится, как о нем можно сказать, какой он? (смелый, храбрый, отважный)
А как сказать о человеке, который боится? (трусливый, робкий)
Скажите, когда человек стесняется? Как мы поймем, что он стесняется? Какое чувство он испытывает? Что нужно сделать, чтобы девочка не смущалась?
(Девочка раскраснелась от смущения, опустила ресницы. Она пришла к незнакомым людям, ей стало неуютно, тревожно, даже немного страшно. Девочке сказали, что ее здесь все любят, что она может ничего не бояться, пригласили ее в игру. Девочка со всеми познакомилась, подружилась, перестала стесняться, стала веселая, счастливая).
Скажите, чем отличаются стеснительность и стыд? (Человеку стыдно, когда он совершил плохой поступок, за который его смогут даже наказать. А стесняется человек, когда ему неуютно в новой компании, в гостях)
Этюд «Провинившийся» (предлагается детям показать)
(мальчик съел сладости, приготовленные для гостей. Голова втянута в плечи, плечи приподняты, руки висят вдоль тела, брови сдвигаются, уголки губ опущены) Этюд «Ребенок стесняется» (Ребенок сидит на кончике стула, колени сдвинуты, локти прижаты к телу, ладони сжаты, лежат на коленях, голова опущена, глаза потуплены)
2. Заключительная часть Игра «Глаза в глаза» (дети берутся за руки со своим соседом, смотрят друг другу только в глаза. Нужно постараться молча передать разные состояния: «я грущу», «мне весело», «я расстроен», «не хочу разговаривать») Анализ занятия. Важно ли научиться понимать друг друга?
Оцените, кто лучше всех сегодня показал эту особенность.
Занятие 7 Тема: ТЕХНИКА «САМЫЙ ЛУЧШИХ ВЫХОД»
Автор: Буравцова Н. В.
Для работы с подростками.
Цель: формирование умения находить альтернативные выходы из проблемных ситуаций.
Источник: Методическое пособие «Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками».
Инструментарий: карты «Аниби»