Татьяна Игошина
Тренинг с родителями «Мама + Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей I младшей группы № 6 «Мама + Я»
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми раннего возраста. Осознание родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с ребёнком, создание ситуации сотрудничества, развитие творческого потенциала.
Задачи:
1. Усилить способности родителей к пониманию ребенка в адаптационный период.
2. Изменить неадекватные родительские позиции в ситуациях «неожиданности»;
Публикация «Тренинг с родителями „Мама + Я“» размещена в разделах
3. Оптимизировать формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Участники: родители группы раннего возраста.
Продолжительность занятия 1 час
Ход мероприятия:
1. Упражнение «Бусы».
Материал: нить, бисер - кольца по количеству присутствующих (стол Пертра).
Педагог-психолог:
- Давайте познакомимся, у каждого из вас лежит по бисеру-кольцу. У меня в руках нить, по кругу мы будем передавать нить, а вы в свою очередь нанизываете бусинку, при этом говорите пример: Здравствуйте, меня зовут. Оксана Валентиновна – психолог ясли – сада…У меня сын или дочь+, его или ее зовут…Ей …. лет»
Вот у нас в итоге получились красивые бусы. Эти бусы в течение всего совместно проведенного времени будут являться неким символом сплоченности, единства, взаимопонимания.
2. Игра «Непослушные шарики»
Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы.
Материалы: 10—20 воздушных шаров (по 5 на каждую подгруппу).
Игра проводится в четырех подгруппах. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя круг. Каждой команде тренер выдает воздушный шарика. Задача участников — любыми способами, но не расцепляя рук, удерживать шарик в воздухе как можно дольше. В процессе игры тренер постепенно добавляет командам по 1 шарику, пока в каждой команде не будет 4-5 шариков. Это активизирует каждого участника и оживляет игру. Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.
Игра проходит более оживленно под музыкальное сопровождение (можно использовать фрагменты из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», например «Танец с саблями»). По окончании игры проводится обсуждение.
3. Упражнение «Трудности воспитания детей раннего возраста»
Цель: Выделить главные трудности воспитания детей раннего возраста, обобщить опыт участников тренинга.
Материалы: доска, маркер, стикеры разных цветов (по количеству подгрупп).
Данное упражнение проводится в три этапа.
1-й ЭТАП
Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 (5) минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые воспитывая детей раннего возраста.
Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание.
2-й ЭТАП
Подгруппам выдается по 10 стикеров, каждый из которых имеет «стоимость» — 1 балл. Затем посредством обсуждения (5 - 10 минут) члены подгруппы определяют уровень сложности каждой проблемы, зафиксированной в общем списке. Чем более трудной они считают какую-либо проблему, тем большее количество баллов они ей присваивают.
Например, подгруппа может оценить проблему нежелания ходить в детский сад в 4 балла. Тогда на остальные проблемы, заявленные участниками, останется только 6 баллов. Возможно, какая-либо команда оценит, например, проблему «детские укусы» в 10 баллов. В таком случае отпадет необходимость оценивать другие проблемы, так как в арсенале каждой подгруппы всего 10 баллов — 10 стикеров.
Затем каждая команда приклеивает стикеры на доске рядом с указанными проблемами. Тренер подсчитывает количество баллов, присвоенных каждой проблеме, и выделяет 2 - 4 проблемы (по количеству групп, получившие наибольшее количество баллов.
3-й ЭТАП
Каждая подгруппа получает задание: описать основные направления и определенные методы работы, способствующие решению одной из четырех самых актуальных проблем воспитания детей раннего возраста.
Затем представители каждой команды сообщают результаты подгрупповой работы, зачитывая свои рекомендации.
На заключительном этапе выполнения упражнения проводится групповое обсуждение предложенных методов и приемов работы. Результатом групповой работы может стать сводная таблица (схема) «рецептов», предложенных участниками тренинга по всем проблемам.
В процессе обсуждения участники могут предложить конкретные ситуации, в которых данное упражнение может быть использовано. Например, при проведении родительских собраний, во время которых педагог или психолог помогает родителям решить трудные вопросы воспитания и обучения детей. Как правило, в процессе проведения упражнения у взрослых меняются взгляды на поведение малышей, и они учатся решать еще совсем недавно такие «неразрешимые» проблемы.
Кроме того, родители (и педагоги, участвующие в проведении упражнения, осознают, что трудности, возникающие у них, свойственны и другим родителям (педагогам) и не являются следствием их неправильной воспитательной позиции.
4. Упражнение «Соскучился…»
Цель: Развитие выразительных движений, необходимых при общении с малышом.
Тренер знакомит участников упражнения с одной из ситуаций (образцы ситуаций даны ниже) и выдает карточку с возможными вариантами ответов на происходящее. Затем каждому участнику выдается карточка с номером (от 1 до 24). Это номер высказывания, которое участник должен будет представить с помощью мимики и жестов. Упражнение может проходить как в кругу, так и в подгруппах по 5—7 человек.
1-Й ВАРИАНТ (ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)
Ситуация «Представьте, что Вы — воспитатель и проводите открытое занятие для педагогов всего района. Вдруг в самый ответственный момент открывается дверь и в нее входит опоздавший Сережа.»
2-Й ВАРИАНТ (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
«Вам необходимо выполнить дома некоторую работ требующую определенного внимания и сосредоточенности. Чтобы ребенок Вам не мешал, Вы попросили кого-либо из родственников (мужа, мать, свекровь и т. д.) посидеть с ребенком в другой комнате в течение часа. Прошло ровно 10 минут, и вдруг открывается дверь и в комнату врывается Ваше чадо».
В процессе обсуждения группа отвечает на вопросы:
• Насколько понятны и выразительны были их жесты?
• Какие высказывания можно было «изобразить» по-другому?
• Какие личностные качества развивает данное упражнение?
Данное упражнение, как правило, проходит достаточно весело, в быстром темпе. Но если группа не готова к выполнению этого упражнения, его можно заменить более легким вариантом.
СПИСОК ВЫСКАЗЫВАНИЙ К УПРАЖНЕНИЮ «ОПЯТЬ ОПОЗДАЛ»
Вариант для воспитателей
1. Опять опоздал!
2. Что случилось? Я так волнуюсь. Всю валерианку выпила.
3. Как хорошо, что ты пришел!
4. Где ты был?
5. Почему опоздал?
6. Может быть, тебе будильник подарить?
7. Сережа, кушать хочешь?
8. Иди на горшок! Быстро!
9. Подожди минуточку.
10. Не мешай! Отойди! Потом зайдешь!
11. Мой ручки и садись кушать, мой хороший.
12. Поздоровайся с ребятками.
13. Здравствуй, мое солнышко ненаглядное.
14. Как я соскучилась без тебя.
15. Как жаль, что ты опоздал. Мы уже занимаемся.
16. Марш в группу!
17. Садись скорее с нами слушать сказку про Колобка.
18. Чем бы ты хотел заниматься?
19. Это недопустимо! О чем думает твоя мама?
20. Наконец-то! Я так тебя жду!
21. Мешаешь работать, сбиваешь с толку!
22. Закрой дверь!
23. Ласточка моя, голубчик мой!
24. Сереженька, поздоровайся с ребятками.
25. Детки, поздоровайтесь с Сережей.
26. Проходи тихо и не кричи — и так мешаешь.
Вариант для родителей
1. Сережа, ты уже соскучился?
2. А ну марш в другую комнату
3. Я же попросила, не выходить ко мне.
4. Ты пришел помочь маме?
5. Не мешай.
6. Что-нибудь случилось?
7. Могу я спокойно поработать в этом доме?
8. Мой зайчик пришел.
9. Тебе плохо без меня?
10. Я работаю.
11. Как хорошо, что ты пришел!
12. Сереженька, сладкий мой!
13. Я тебя умоляю, посиди в соседней комнате…
5. Релаксация «Погодный массаж».
Участники тренинга становятся друг за другом. Объект – спина впереди стоящего человека. По указанию психолога, родители выполняют движения на спине.
Мелкий дождь – легкое постукивание подушечками пальцев по спине.
Ливень – движение пальцев внизу вверх.
Сильный дождь – постукивание усиливается.
Ураган – потрести спину слегка
Ветер – круговые движения по спине.
Солнце – поглаживание по спине.
6. Упражнение «Кукла».
Посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: «Нельзя!». И представить на месте этой куклы своего ребенка.
(Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцами и т. д. В это время ведущий перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т. д.) Посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы «связываем» наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций.
7. «Блиц- опрос».
Я задаю вопрос, вы, передавая игрушку, быстро отвечаете, давая 3 ответа каждый:
- Какой ваш ребёнок.
Дайте 3 качества своему ребёнку, начиная ответ со слов: «Мой ребёнок…»
- Мой ребёнок любит (тоже 3ответа)
- Я мечтаю, что мой ребёнок станет…
- Что я ожидаю от своего ребёнка?
Вы рассказали о своих ожиданиях от ваших детей, но истина гласит:
- Ребёнок не обязан оправдывать ожидания своих родителей. Это часто ваши нереализованные желания. Ребёнка надо принять таким, какой он есть, дать ему возможность быть самим собой и идти своим путём.
Памятка для родителей.
9 заповедей для родителей.
1. Если ребёнка постоянно критикуют, он учит ненавидеть.
2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
Вопрос-ответ, подведение итогов.