Елена Валерьевна Рубан
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Публикация «Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы» размещена в разделах
Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в духовно-нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведения. С одной стороны, социальный заказ государства общества и семьи предполагает формирование нового поколения, разделяющего традиционныенравственные ценности. Однако, зачастую дети не видят в поведении своих родителей положительного примера, когда ребенок легко и ненавязчивоучится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослыми, никогда не станет влиять нареальное поведение ребенка.
Более того поймет, что нравственные нормы можно безнаказанно нарушать, необязательно соблюдать.
Актуальность данной проблемы обусловливается тем, что усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности играет важную роль в жизни каждого человека. От умения следовать общепринятым нормам зависит наше отношение к людям, событиям, оценке собственных действий и поступков.
Проблемы дошкольного детства вызваны неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для социализации ребенка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Понимая актуальность данной темы и необходимость выполнять социальный заказ семьи и запросы государства на качественное дошкольное образование, необходимо понять причины и выявить недостатки во всех сферах образовательного процесса дошкольной образовательной организации, касающихся деятельности педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
Выделяем ряд недостатков:
Недостатки в результатах Недостатки в основном процессе Недостатки в условиях профессиональной деятельности
-большинство детей не владеет основными культурными способами деятельности, не проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
-многие дети не обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, не способны договариваться, стараться разрешать конфликты, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
-большинство дошкольников не могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
-многие дети не способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. -в комплексно- тематическом планировании недостаточно освещена деятельность педагогов по усвоению норм и правил, принятых в обществе.
- в организации образовательного процесса для решения данной проблемы не соблюдается принцип интеграции содержания образовательных областей, а также принцип системности;
- в тематическом планировании недостаточно раскрыты темы, в которых решается задача по формированию моральных черт личности, навыков, привычек, которые позволяют ребенку достойно проявить себя в общественной и личной жизни;
-существующие формы взаимодействия с родителями не являются эффективными в решении задачи усвоения дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе;
-наблюдается некоторая несогласованность работы между педагогами дошкольного учреждения:
воспитателями
музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования и педагогом- психологом.
-предметно-пространственная развивающая образовательная среда в группах не соответствует всем требованиям ФГОС. Подбор игрушек и материалов не дает возможность в полной мере реализовывать образовательную программу в области «Социально-коммуникативное развитие;
-групповые уголки не отличаются содержательностью и разнообразием;
-образовательные технологии педагогами используются не всегда эффективно, в частности ИКТ;
-педагогами недостаточно уделяется внимания работе с родителями по данному вопросу;
-деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, носит бессистемный характер;
-подобрано недостаточно дидактических игр и пособий, которые помогут дошкольникам усвоить нормы и ценности, принятые в обществе.
В результате вышеизложенного формируется противоречие:
Усвоение дошкольниками моральных и нравственных ценностей принятых в обществе происходит в общении со сверстниками и взрослыми, однако отсутствие современных технологических средств, недостаточная оснащенность предметно- пространственной среды, неумение педагога грамотно организовать педагогический процесс, направленный на усвоение дошкольниками норм и ценностей принятых в обществе,а так же неумение руководителем организовать сюжетно-ролевую игру и отсутствие в ДОУ целенаправленной системы работы с родителями, делает этот процесс затруднительным.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на ребенка, который умеет жить в мире с собой и окружающими, проявляет инициативу и самостоятельность, старается разрешать конфликты, владеет социальными нормами и правилами поведения в обществе. Поэтому, содержание образования должно соответствовать задачам удовлетворения потребностей полноценного и разностороннего развития каждого ребенка.
Анализ выделенных недостатков позволяет сформулировать основную профессиональную проблему : отсутствие комплексного и системного подхода к организации деятельности педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом и с темой работы Пример проявления в действии и в речи ребенка
Ребенок овладевает культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх.
Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам. Положительная мотивация к играм.
Умение самостоятельно находить общие интересные занятия, участников по совместной деятельности и самостоятельно решать поставленную задачу.
Воспитывать взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила поведения и личной гигиены.
Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
Старается разрешать конфликты
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и восприятия, контроля).
В целях сохранения единства образовательного процесса формулируются цели и задачи:
Цель: Способствовать усвоению дошкольниками моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
Задачи:
-вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения по формированию компетентности педагогической позиции по усвоению детьми норм и ценностей, принятых в обществе;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-развивать эмоциональную отзывчивость, способность понимать и сопереживать чувствам других, уважительное отношение к сообществу детей и взрослых;
-формировать умения разрешать конфликты, выслушивать товарища, высказывать свою точку зрения;
-воспитывать самостоятельность и инициативность;
-обогащать словарь детей вежливыми словами, побуждать использовать их в речи.
Педагогические принципы организации:
-принцип развивающего и воспитывающего обучения;
-принцип наглядности материалов;
-принцип индивидуального и дифференциального подхода к детям;
-принцип научности;
-принцип целостности;
-принцип доступности и безопасности материалов.
Теперь, когда мы знаем проблему и желаемый результат, будем говорить о том какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.
Для эффективного улучшения работы с детьми дошкольного возраста нам важно внести традиционные и нетрадиционные методы развития способностей у ребенка во всех видах детской деятельности.
Методы и приемы
Наглядные: наблюдения, иллюстративный материал, мультфильмы, видео презентации, выставки;
Словесные: беседа, рассказывание, поисковые вопросы, игры;
Игровые: дидактические игры, сюрпризный момент, сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, словесная игра.
Практические: чтение, пересказ, театрализация, художественно-творческая деятельность.
Используемые методы и приемы помогут воспитанникам стать более отзывчивыми, добрыми, вежливыми, терпимыми к людям; способствуют усвоению норм и ценностей, принятых в обществе.