Евгения Федотова
Тренинг-практикум для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: снижение эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.
Задачи:
• познакомить участников практикума с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
• создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
• совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Публикация «Тренинг-практикум для педагогов „Профилактика эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Оборудование: фломастеры, бейджики, доска, мел, клубок ниток, карточки с советами по психологической саморегуляции в стрессовых ситуациях, мягкая игрушка, мешок с игрушками, краски, кисти, гуашь, ватман, космическая музыка, чистые листы бумаги, карандаши, корзина для мусора, свободный стул.
План:
1. Вводная часть: организационный момент, приветствие участников практикума (10 минут) :
упражнение «Визитка» ( цель: знакомство участников друг с другом, создать благоприятную атмосферу в группе);
упражнение «Паутина» ( цель: создание настроя на совместную работу).
2. Основная часть (40 минут) :
определение темы занятия;
принятие правил ( цель: знакомство педагогов с требованиями работы в группе);
работа с карточкой «Значение цвета» ( цель: визуализация своего настроения через цвет);
работа над сказкой «Сказка о городе, …» ( цель: осознание неизбежности стрессовых ситуаций в жизни);
упражнение «Корзина Советов» ( цель: актуализация способов и приемов психологической саморегуляции);
упражнение «Моя любимая фотография» ( цель: снятие напряжения, вспоминая и переживая те чувства, которые были радостными для человека);
упражнения «Артерапия» ( цель: обучение использованию рисунка и музыки при снятии эмоционального напряжения);
техника дыхания «Пушинка» ( цель: использование техники дыхания при снятии напряжения в стрессовой ситуации).
3. Заключительная часть(10 минут) : рефлексия, подведение итога.
Ход занятия
1. Вводная часть (10 минут) :
Орг. момент. Приветствие ведущего участников.
Упражнение «Визитка».
Участники группы на первую букву своего большого имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.
Принятие правил:
- Теперь нам нужно обсудить особенности предстоящей формы работы и правила взаимодействия между участниками группы. Это очень важно для наших занятий для того, чтобы соблюдалась дисциплина. Я предлагаю ввести следующие правила:
1. Мы договариваемся об конфиденциальности, т. е. происходящее на занятии не выносится за пределы группы; не обсуждать за стенами аудитории то, что мы делали на занятии.
2. Уважать того, кто говорит, не перебивать, слушать его внимательно.
3. Нельзя никого критиковать, осмеивать, обзывать, потому что это очень не приятно.
4. Вести доверительный стиль общения (одно из его отличий – называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
5. Общение предлагаю строить по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
6. Предлагаю отказаться от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.», «Я думаю.».
7. Давайте соблюдать искренность в общении (говорить только то, что действительно переживается, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
8. В ходе обсуждения предлагаю обязательно подчеркивать положительные качества выступившего.
9. И самое главное правило недопустимость непосредственных оценок человека.
- Все принимают правила, может быть, вы что-то предложите свое?
Предлагаю эти правила зафиксировать на доске, чтобы они всегда были у нас перед глазами (фиксация правил на доске).
Упражнение «Паутина».
Все участники сидят в кругу. У ведущего клубок с нитками. Он оставляет край нитки у себя и, передавая клубок участнику, говорит ему «Имя, ты мне нравишься, потому что +» либо «Ирина Григорьевна, мне в вас нравится.» - и называет то личностное качество, которое было найдено. И так каждый участник. Передавать клубок можно любому участнику группы. Нитки нужно оставлять у себя, а клубок передавать.
- Сейчас мы все спутаны одной нитью, скажите, на какие мысли вас это наталкивает? (ответы участников)
- Действительно, верно, это паутина, хочу обратить ваше внимание на то, что мы – это и есть паутинка, мы одно целое. И, если кому-то в нашей паутинке плохо, тревожно, ваша ниточка колеблется, и все это чувствуют, всем становиться некомфортно, поэтому нам нужно заботиться друг о друге. Ведь мы работаем в одном коллективе, и всем хочет, чтобы на работе был комфорт, было тепло, чтобы мы знали и чувствовали, что это место, где нас окружает взаимопонимание и поддержка.
2. Основная часть (40 минут) :
- В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?
– Или Вы чувствуете усталость?
– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?
- Сегодня мы поговорим о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
- Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.
Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.
Работа над сказкой.
- Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так: В одном прекрасном городе жила замечательная семья…
(Каждый педагог по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки).
- Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает! Непременно, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации не раз и не два, зачастую несколько раз в день.
Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.
Упражнение «Корзина Советов».
(Каждый педагог по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы).
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку теплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
12. Знайте свои подъемы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днем, не требуйте слишком много для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда все было хорошо.
15. Не старайтесь угодить всем – это нереально.
– Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?
- Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье. По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом.
Упражнение «Моя любимая фотография».
(Участники по кругу рассказывают о своих любимых фотографиях, обращая внимание на чувства проживаемые человеком (один из способов снятия стресса).
- Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение, но педагогу необходимо постоянно регулировать своё настроение.
Упражнение «Арттерапия».
Звучит космическая музыка.
(Желающие подходят к столу, где подготовлены краски, кисти, гуашь, ватман, баночки с водой. Начинают рисовать, выражая свои ощущения от музыки в рисунке).
- Расскажите о своих ощущениях.
1) «Настроение»
- Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью дошкольника, постоянно нарушающего дисциплину, нагрубившего вам. Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.
- Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.
Техника дыхания «Пушинка».
- Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».
Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!
3. Заключительная часть (10 минут).Рефлексия. Подведение итога.
– Самым полезным для меня было…
– Мне понравилось…
– Я хотела бы изменить…
Высказывания участников занятия.
- Благодарю всех за работу.
Список использованных источников
1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель, 2014. – 122 с.
2. Кипнис, М. Ш. 128 игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить и сплотить группу / М. Ш. Кипнис. – М. : АСТ, 2009. – 317 с.
3. Стресс, выгорания, совладание в современном мире / под ред. А. Л. Журавлена, Е. А. Сергиенко. – М. : Институт психологии РАН, 2011. – 512 с.