Елена Ерёмзина
Тренинг «Сбрось усталость» с применением мандала-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тренинга «Сбрось усталость» с применением арт-терапии рисование мандалы
Цель: способствовать профилактике и сохранению психологического здоровья педагогического коллектива.
Задачи:
1) способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
2) снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
3) ознакомить коллектив с понятием «мандала» и возможностями использования её как психоэмоционального ресурса.
Форма организации мероприятия: треннинг.
Публикация «Тренинг „Сбрось усталость“ с применением мандала-терапии» размещена в разделах
- Мандала, мандалатерапия
- Усталость. Профилактика, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Участники мероприятия: педагоги, педагог-психолог.
Наглядный и раздаточный материал: листы белой бумаги, краски, карандаши, распечатанные приложения.
Продолжительность: 20 минут.
План мероприятия:
1. Вводный этап.
2. Основной этап.
2.1. Проведение тренинговых упражнений : «Давайте поздороваемся», «Австралийский дождь»
2.2. Теоретическая часть Ознакомление коллектива с понятием «мандала» и возможностями использования её как психоэмоционального ресурса.
2.3. Практическая часть
а) выбор и раскрашивание мандал;
б) обсуждение значения использованных в рисовании цветов.
3. Завершающий этап. Рефлексия, получение обратной связи.
Ход тренинга
1. Вводный этап.
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.
2. Основной этап.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: эмоционально-психологическое сближение.
Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечами;
3 хлопка - здороваемся спинами
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Упражнение «Австралийский дождь»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает послушать австралийский дождь.
Инструкция: Я показываю движение, которое необходимо передавать по кругу цепочкой. Как только движения возвращаются ко мне, я передаю следующие.
Следите внимательно:
• В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
• Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами по коленям).
• Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
• Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
• А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
• Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
• Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
• Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами по коленям).
• Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
• Солнце! (Руки вверх).
Обсуждение. Скажите, пожалуйста, что вы чувствуете? Расстались ли вы с напряжением?
Участники присаживаются на стулья.
Теоретическая часть.
Ознакомление коллектива с понятием «мандала» и возможностями ее использования как психоэмоционального ресурса. Современный ритм жизни несет с собой много забот, тревог и не всегда положительно сказывается на здоровье. Именно поэтому так важно уметь расслабиться, сбросить с себя груз проблем и заглянуть внутрь себя.
Одним из способов изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развития саморегуляции - является мандала-терапия.
Слайд 2: Мандала–терапия, одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством, терапия, использующая творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики). Это один из инструментов для оздоровления и исцеления психики, естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей и взрослых.
Что же такое мандала?
Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». В духовных традициях мандала — это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром. Мандала — это схематическое изображение строения Вселенной. Классическая схема выглядит так: круг — символ Космоса, в него вписывают квадрат. Он отображает четыре стороны света. Внутри него находится еще один круг.
Мандалы ассоциируются прежде всего с индийской и буддистской культурой, где мандалы были частью религиозных ритуалов, медитационных практик, оздоровительных систем, а также элементом украшения.
Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах. Но, и в христианстве, и в славянской культуре можно встретить мандалы (павлопоссадский платок). Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы.
Мандала-терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и их родителями. Часто дети не могут адекватно выразить свои эмоции, а также верно оценить эмоции окружающих, в том числе других детей. Все это мешает построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. Использование мандалы может помочь импульсивным, тревожным детям стабилизировать эмоциональный фон, развить навыки саморегуляции, снять напряжение, выразить эмоции и чувства.
3. Практическая часть
Упражнение «Рисунок в круге «Мандала – исцеляющий круг»
А сейчас я предлагаю раскрасить и подарить себе мандалу. Возьмите в руки карандаши устраивайтесь поудобнее. Выберете для себя мандалу, ту, которая вам нравится именно сейчас, ту, которая «смотрит» на вас, которую вам хочется потрогать, ощутить и наполнить светом и цветом.
Раскрашивая мандалу, сосредоточьтесь на выбранном цвете, почувствуйте его энергию. Поразмышляйте над тем, какие цвета вам сейчас наиболее нравятся, какие отталкивают. При раскрашивании происходит процесс на глубинном уровне человека в котором находится возможность для разрешения внутренних конфликтов и раскрытия новых внутренних ресурсов. Поэтому важно еще несколько дней работать с созданной мандалой, поместив ее на видном месте или уделяя несколько специальных минут в день для ее созерцания.
Рефлексия: Какими ощущениями вы бы могли поделиться сейчас. Как чувствовали себя во время работы? Что чувствуете сейчас? Ассоциируйте свои ощущения с цветом. В завершение нашей встречи предлагаю игру «Волшебная шкатулка».
Игра «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения (можно использовать в завершении тренинга).
Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка, которая подскажет им, что их ожидает сегодня или, что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
• Тебе сегодня особенно повезет!
• Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
• Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
• Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
• Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
• Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
• Сегодня твой день, успехов тебе!
• Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
• В твоей семье царит любовь и взаимопонимание
• Исполнится твоё самое заветное желание
• Жди от любимых приятного сюрприза
• С сегодняшнего дня в твоей душе спокойствие и умиротворение и т. д.
Завершение. Обратная связь.
Уважаемые коллеги наш мини - тренинг подошел к концу. Озвучьте, пожалуйста, ваши впечатления о нашем мероприятии в целом. Что вам понравилось? Поделитесь своим мнением, для нас оно очень важно.
Анкета «Обратная связь»
1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите) : 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___
3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ___
4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? ___
___
5. Ваши мысли после занятия ___
___
6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т. п.)___