ирина петренко
Конспект тренинга с родителями «Учимся играть с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительский тренинг «Учимся играть с детьми»
(рассчитан для работы с 10-тью родителями по времени на 40-50 минут)
Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по вопросу эффективного взаимодействия с детьми в ходе игры.
Задачи:
сформировать представление у родителей о важности совместных игр с ребенком;
развивать навыки эффективного взаимодействия взрослого с ребенком в игре;
помочь осознать типичные ошибки в игре, которые совершают взрослые;
Публикация «Конспект тренинга с родителями „Учимся играть с детьми“» размещена в разделах
познакомить родителей с полезными и вредными игрушками.
Оборудование: столы, стулья, стеллаж с различными видами игр и игрушек, 2 компьютера, развивающие компьютерные игры, ситуации, макет 6-ти разноцветных шляп, фломастеры, листы А4, ручки, колонка, музыкальные композиции.
I. Организационный момент. Приветствие.
Вступительное слово.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Вся его жизнь – это игра. (Антон Семенович Макаренко). Современные мальчики и девочки перестают играть. Родители все чаще говорят о том, что их чадо невозможно заинтересовать игрой. Ребенок предпочитает смотреть телевизор или играть с планшетом. А ведь игра – жизненная необходимость и условие полноценного развития ребенка. К сожалению, те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными, порой жестокими.
Важно отметить, что игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении ребенка с взрослым.
Сегодня мы с вами поговорим о секретах эффективного взаимодействия с детьми в ходе игры. Но прежде, чем перейти к основному содержанию тренинга, отмечу три важных момента, которые вы должны всегда помнить.
1. Идеальных родителей не бывает, так как родители – не боги, а живые люди со своими желаниями, настроением, интересами.
2. Какой бы опытный педагог не работал с вами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда вы начнете действовать и применять теорию на практике.
3. Без определенных знаний и творческого подхода общение с детьми в процессе игры не будет эффективным. Поэтому и тема нашей встречи «Учимся играть с детьми».
II. Основная часть.
1. Игра «Коробка с игрушками».
А теперь я предлагаю вам вернуться в детство и представить, что ваш круг – это коробка с детскими игрушками. Вы должны представиться друг другу от имени игрушки (название, польза, во что играют).
2. Упр. «Если бы…
А теперь расскажите о своих детях, начиная словами «Если бы мой ребенок был игрушкой, то это был., потому что он …».
Вывод психолога в зависимости от ответов родителей.
Чтобы понять, как правильно играть с детьми, вы должны определить «Какие же игрушки и игры необходимы вашим детям для развития». Предлагаю вам поиграть.
3. Игра «Игра-эксперимент» - 10 минут.
В нашем зале на полке много различных игр и игрушек, а также 2 ноутбука с компьютерными играми. Предлагаю вам разделиться: 2 человека поиграют в компьютерные игры, а остальные распределитесь по парам родитель-ребенок и выберите любую игру и поиграйте.
Обсуждение – 5-10 минут.
- Расскажите, чем полезна игра и интересна для ребенка, что развивается посредством этой игры?
- А теперь рассмотрим развивающие компьютерные игры? Есть ли аналоги вашим играм среди дидактических?
К какому выводу вы пришли?
4. Проигрывание ситуаций.
Родители делятся по 2 и проигрывают ситуации (как не следует играть с детьми и как надо).
Обсуждение ситуаций.
5. Прием «Собери игрушки»
Итак, ваши дети поиграли и пришла пора попросить ребенка собрать игрушки. Как вы это делаете?
Всем известный педагог Мария Монтессори, автор многих развивающих игр описывает прием, который действительно работает, который я использую в своей работе с детьми. В развивающих центрах Монтессори никогда не заставляют детей убирать за собой игрушки. С раннего возраста у детей воспитывают уважение к играм и игрушкам. Когда ребенок поиграл, у него спрашивает педагог: «Ты поиграл? У тебя все получилось? А ты помнишь, где стояла игрушка?». После этого ребенок вспоминает и без всякого давления находит игрушке место. Вот поэтому игрушки должны не в коробке храниться, а иметь свое место в шкафу.
6. Игра «Шесть шляп».
Для того, чтобы ваше общение с ребенком в ходе игры было гармоничным, важно уметь оценивать различные ситуации с разных сторон, с различных точек зрения. Сейчас мы поработаем с методом обучения эффективному мышлению, который называется «Шесть шляп» (6 типов мышления). Я зачитываю ситуацию, а вы должны оценить её, исходя из того, какая шляпа достанется вашей паре (команде).
Информация для психолога
Белая шляпа – сбор фактов, цифр, безоценочная информация, статистика.
Красная – эмоциональное мышление.
Черная – критическое мышление.
Зеленая – творческое, креативное мышление.
Синяя – продуктивное управление процессом мышления, философское мышление.
Важно учиться думать различными способами!
Белая шляпа: вы должны уметь отделять эмоции от информации, то есть рассказать по схеме:
Сначала было---Потом произошло --- Затем случилось---И тогда---Все закончилось…
Красная шляпа: вы должны суметь понять чувства, побыть в роли актера и понять что чувствовал человек, когда все происходило.
Черная шляпа: подумайте, что могло произойти самое плохое и самое страшное в этой ситуации.
Желтая шляпа: оцените ситуацию оптимистично, вы видите во всем только хорошее. Что хорошего в этой ситуации?
Зеленая шляпа: оцените ситуацию с точки зрения творчества, изобретательности и не забывайте о чувстве юмора.
Синяя шляпа: какой урок вы извлекли из этой ситуации. Чему она (ситуация) вас научила?
Итак, теперь вы умеете моделировать, оценивать и прогнозировать сложившиеся ситуации. А это вам поможет грамотно выстраивать совместную игру с ребенком.
III. Рефлексия
1. Игра «Разноцветные камешки»
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то кладете на стол камешек красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
Вопросы:
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
2. Рассказываю о своих играх в детстве
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение: Если на вашем столе больше красных камешков, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш ребенок активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
- Что для себя полезного вы извлекли сегодня?
- Какие вопросы вы хотели бы рассмотреть на следующем тренинге?