Анна Иванова
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в сфере образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
1. Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
2. Снижение эмоционального напряжения педагогов, обучение техникам и приемам саморегуляции.
3. Введение общегрупповых игровых процедур, помогающих формированию уверенного поведения
Публикация «Тренинг „Профилактика синдрома эмоционального выгорания в сфере образования“» размещена в разделах
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2021
4. Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья. Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному общению самовыражению.
5. Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков эффективного слушания.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Участники: воспитатели и педагоги детского сада.
Время проведения: 1 час.
Конспект занятия:
Упражнение «Приветствие» разделитесь на три группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга:
европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.
Цель: снятие напряжения, создание дружественной обстановки.
Вступление.
Мини-лекция «Представление о симптомах эмоционального выгорания».
Педагог-психолог: профессия педагога относится к особо престижным и почитаемым, потому что работать с людьми – это дело важное, достойное и необходимое. Но большая часть времени работы педагога рассчитана на работу с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми, зачастую с конфликтными и сложными родителями. Наша педагогическая нагрузка (методические объединения, проектная деятельность, беседы и консультации, педагогические диагностики, конкурсы, проведение занятий и т. д., необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей – все это осложняет жизнь педагога.
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь, работающих с людьми. Все педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, они всегда должны быть сдержаны, и показывать пример для всех. А к тому же скоро открытое занятие, аттестация, итоги педагогических конкурсов, публикации… Даже болея мы идем на работу: ведь на нас держится «весь мир» (нам так кажется).
Сегодня, на нашем занятии мы попытаемся понять, что же такое «синдром профессионального выгорания» и как Вы можете помочь себе.
Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
Упражнение «Лестница»
Уважаемые педагоги, сейчас нарисуйте, ЛЕСТНИЦУ с восьмью ступеньками. Перед Вами лежат чистые листы. Приступайте. Представьте, что это лестница вашей жизни, вашей деятельности, вашей карьеры, вот как вы решите так себе ее и обозначьте. Теперь обозначьте где вы находитесь здесь в центре, внизу, вверху. Просто ответьте себе на вопрос: где я нахожусь в данный момент?
Давайте рассмотрим ответ на ваши вопросы?
Первая ступенька – Я НЕ БУДУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НИКОГДА!
Вторая ступенька – Я НЕ МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ! (не умею, не получится)
Третья ступенька – Я ХОЧУ ЭТО СДЕЛАТЬ!
Четвертая ступенька – КАК МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?
Пятая ступенька – Я ПОПРОБУЮ…
Шестая ступенька – Я МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ!
Седьмая ступенька – Я ЭТО ДЕЛАЮ!
Восьмая ступенька – ЭТО ЖЕ ТАК ПРОСТО!
Конечно здесь важно нигде вы находитесь, а место, которое вы выбрали, оно идет в движении вверх или вниз. Готовы ли вы решать свои проблемные вопросы, или остановились на месте. Что вам нужно сделать для того, чтобы перейти на ступеньку ВЫШЕ!
Запишите первую мысль, которая приходит в голову, что нужно сделать Вам для того, чтобы подняться на ступеньку ВЫШЕ. И это ваше личное индивидуальное решение, не похожее ни на кого.
Лестница нужна для того, чтобы понять, кто готов к переменам, а кто нет. Так как стресс, если он хронический, или собственно эмоциональное выгорание, предполагает следующий шаг, это желание хочу или что-то менять в себе в своей жизни.
Упражнение «БАТОН»
Теперь давайте с Вами нарисуем хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Рисуем два батона. Молодцы! Вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой.
Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ,
Покажите этот кусочек. Ровно столько занимает ваша работа.
Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у всех свои части и своя жизнь.
ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.
САМООБРАЗОВАНИЕ! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т. д. Это то, как вы повышаете свои профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.
УВЛЕЧЕНИЯ! Это и Ваше хобби, есть ли в Вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!
Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких воспитателей в зале). Давайте похлопаем им.
ПОМНИТЕ, ЧЕМ МЕНЬШЕ УДОВОЛЬСТВИЙ В ЖИЗНИ, ТЕМ ТРУДНЕЕ ПЕРЕНОСИТЬ ТРУДНОСТИ И СТРЕССЫ!
Исправлять можно.
Переходим ко второму батону. А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите коротенько обозначьте, где какие теперь позиции займут места.
Теперь снова вопрос, это ВАЖНО! ЗАПИШИТЕ.
Что вы можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для этот вопрос актуален).
В этом упражнении – ЗДЕСЬ спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ и ЖЕЛАННЫЙ.
Главное, коллеги, помните, что любой тестовый материал, является коррекционным. Вы отмечаете, сами оцениваете и диагностировать себя, есть возможность подвинуть эти границы.
Упражнение «Фруктовый салат»
Ход: Ведущий делит всех участников на 3 группы: яблоки, бананы, груши. Игроки стоят в кругу, ведущий в центре. Он называет какой-либо из трех фруктов – игроки с таким названием должны поменяться местами. Если называется «Фруктовый салат», то местами должны поменяться все.
Упражнение «Рисунок на спине»
Ход: «А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того, кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали».
Упражнение «Карандаши»
Выполняется в парах, в кругу.
Каждому участнику выдается по одному карандашу, затем они объединяются в пары и карандаши соединяют подушечками пальцем, получается такой мостик. Затем по сигналу ведущего участники начинают выполнять синхронно движения: присесть, встать на носочки, поднять руки вверх, поздороваться коленками, локотками, улыбнуться друг другу. Затем это упражнение проводится в кругу.
Молодцы.
Следующее упражнение: АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ ЮНГА (Раздаточный материал).
Давайте попробуем найти 16 ассоциаций к слову «работа». Вот первая колонка, все 16 слов, первые, любые, что приходят в голову, запишите в этой колонке. У всех разные ощущения, разная работа, разные ситуации.
Посмотрите есть второй столбик, который как бы объединяет первые два слова, надо найти какое-то третье слово, которое вот как-то их объединит, придаст им какой-то смысл. Показать какие вы смыслы ищите в этих словах. Они могут повторяться. Это ваши личные слова. Два слова объединяются смыслом, одной АССОЦИАЦИЕЙ.
Далее третий столбик объединяет два слова.
Продолжим, понятно, что четвертый столбик объединяет предыдущие два слова.
И пятый столбик, мы пришли к завершающему слову.
Помните, что это ассоциативные ряды и нет никаких ограничений.
Дальше разберем это подробно.
Моя задача показать и ознакомить вас с этой методикой, обучить как она работает. Это методика как бы толчок, выйти из тупика, когда человек ходит вокруг да около, а данная методика реально выводит на ассоциативный ряд.
Первый столбец: Уровень реальности.
• «Штампы» и социальные убеждения.
• Стратегия получения того, что исследуем.
• Уровень пессимизма – оптимизма по отношению к ситуации.
• Страхи (вирусы сознания).
Второй столбец: Уровень разума.
Проявляются лично ограничивающие убеждения, препятствия.
Третий столбец: Уровень чувств
«Хвосты» прошлого, страхи, причины эмоциональных конфликтов.
Из слов третьего столбца обычно можно составить выражение, которое можно использовать, как некий «слоган» или девиз!
Четвертый и пятый столбцы – КЛЮЧ К СЕБЕ!
ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ!
Столбец 1 Столбец 2 Столбец 3 Столбец 4 Столбец 5
Уровень
реальности Уровень разума Уровень чувств Корень проблемы КЛЮЧ
1. Что на поверхности
2. Что я об этом думаю на самом деле
3. Что я на самом деле чувствую
4. Значимые вопросы
5. Ключ к бессознательному
Снижение эмоционального напряжения педагогов, обучение техникам и приемам саморегуляции.
По мнению великого классика Л. Н. Толстого, качество жизни человека определяется количеством радости в ней. Вспомните себя в детстве, как правило, вы искренне радовались жизни и не подозревали, что со временем может потерять этот дар. Мы часто в себе подавляем улыбку. Замещаем ее сомнениями, страхом, обидами, раздражением. Мы становимся такими важными, серьезными и скучными, радость угасает на наших лицах. Радость – это главное топливо осознанной жизни, это сосредоточение смыслов и ценностей.
Нейрографика «Снятие стресса» -вид арт-терапии, который дает огромные возможности. Сегодня мы с вами научимся, выплескивать негатив, свое раздражение, злость, поработаем с плохим настроением.
Для начала, что такое нейрографическая линия – это линия не похожа сама на себя на каждом участке своего движения и ведем мы ее туда, где не ожидаем увидеть. Она не имеет повторяющихся изгибов, она неожиданно извивается, не подвергается логике, можно закрыть глаза и дать волю своей руке. Рисование – это проекция жеста на лист.
Вот, к примеру, у нас есть стрессовая ситуация, берем любой лист бумаги, любого формата и стресс выплескиваем на бумаге с помощью линий. Теперь с помощью нейрографической линии, начинающейся, где – то за пределами холста, проводим через весь наш стресс. В разных направлениях проводим нейрографические линии, забирая весь негатив, стресс. Нейрографические линии есть, но у нас в этом рисунке много конфликтов, что такое конфликт! ЭТО острые углы, которые нужно сгладить. Мы начинаем их сглаживать с помощью линий, заглаживающих. Все углы мы начинаем сглаживать. Все зависит от интесивности выплеснутого состояния, важно наблюдать за своим состоянием, когда вы работаете с данным рисунком. Можно брать формат лист поменьше, или наоборот побольше. Можно работать маркерами, можно гелиевыми ручками, тогда это будет более медленнее, больше времени занимает, более глубокая проработка. Важно прорисовывая наблюдать за линией, линяя должна быть гладкая, никакой махровости, шероховатости, это опять конфликт. Это мы все сглаживаем. Если вы заметили какие - то точки, черточки в процессе работы – это тоже конфликт, проводим нейрографическую линию и сглаживаем, таким образом мы работаем с подсознанием. Трансформация негатива. Это медитативная техника. Затем можно оставшиеся части закрашивать цветными маркерами, если мы работаем на избавление негативных эмоций можно не раскрашивать, если хочется трансформации можно поработать с цветом, как вам нравится.
Педагог-психолог: а закончить нашу встречу я хочу Притчей о колодце.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю – ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца».
Так вот:
Возможно в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые испытания. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Упражнение «Погладь себя по макушке»
Эмоциональный подъем.
Педагог-психолог: погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек., похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.
«Прощание»
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Во всем ищете добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!