Компанейцева Ирина
Тренинг для педагогов «Почувствуй себя ребенком с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме обучения обучающихся с РАС.
Задачи:
создать положительный эмоциональный настрой педагога на работу с обучающимися с РАС;
активизировать деятельность педагога в переосмыслении отношения к детям с РАС – «все дети обучаемы»;
развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу.
1. Упражнение «Здравствуйте»
Цель: активизация участников группы
Публикация «Тренинг для педагогов „Почувствуй себя ребенком с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Уважаемые коллеги! Для того чтобы наши лампочки разгорелись я предлагаю вам немного подвигаться. Участники у которых лампочки желтого цвета, пройдите на середину зала и встаньте в круг. Это внутренний круг. Участники с оранжевыми лампочками встают в большой круг. Это внешний круг. Оба круга поворачиваются лицом друг к другу. Внутренний круг стоит на месте, а внешний – меняет партнеров, двигаясь по часовой стрелке, выполняя команды ведущего.
Поздоровайтесь рукопожатием!
Перешли!
Поздоровайтесь кулачками!
Перешли!
Ладошками!
Перешли!
Локтями, плечами, спинами, коленями, пятками, лбами, носами, хлопками, бедрами, завершили рукопожатием!
Обратная связь: Скажите, каким способом вам было проще здороваться. А когда вы чувствовали дискомфорт или неудобство. Как вы думаете почему?
Вывод: У каждого человека существуют личные границы, и нам, зачастую дискомфортно, когда малознакомый человек их нарушает. Во время выполнения этого упражнения границы были смазаны и некоторые из вас ощутили дискомфорт. Кто-то в большей степени кто-то в меньшей.
2. Упражнение «Общение в парах»
Приглашаю четырех коллег для выполнения следующего упражнения.
Инструкция 1 пара: сядьте спина к спине и постарайтесь вести оживленный диалог о чем то важном для вас в течение 2-3 минут. Оборачиваться, разумеется нельзя.
Инструкция 2 пара: установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 2-3 минут.
Обмен мнениями: Насколько информативным и продуктивным было ваше общение? Что мешало?
Инструкция 3 пара (спинами): один из вас зовет коллегу по имени, коллега не реагирует.
Обмен мнениями: что в этой ситуации не так? Почему это мешает вам общаться?
Инструкция 4 ситуация: я останавливаю педагога и говорю ему: Амбасадора пусара, крам круляля! Жду реакции.
Почему теперь не сложилось наше общение?
Вывод: для полноценного общения человеку необходимо видеть собеседника, слышать его и понимать то, что нам говорят.
Упражнение. Чудесный мешочек. (в сенсорных ящичках: Шарики, мокрые чайные пакетики, червячки замоченные в воде, пена для бритья, кошачий корм, слайм)
Инструкция: Для выполнения следующего упражнения я приглашаю самых бесстрашных. Всем нам знакома игра чудесный мешочек, у нас мешочек представлен в виде коробочек, ваша задача пощупать содержимое коробочек и рассказать о своих ощущениях.
Вывод: У каждого человека свой порог тактильной чувствительности. Кому-то мокрое и холодное не доставляет чувственного дискомфорта, кто-то не может выносить прикосновение к холодному и тягучему. Кто-то совершенно спокойно трогает песок и даже любит пересыпать его между пальцами, а кто-то не выносит чувство песка под ногтями.
Во всех упражнениях мы с вами задействовали сенсорные анализаторы, не все и не в полную меру, но тем не менее кто-то из вас ощутил дискомфорт, при отсутствии возможности воспользоваться тем или иным способом взаимодействия, кому то тактильное воздействие показалось слишком интенсивным или неприятным. В данных упражнениях мы с вами были поставлены в условия схожих с восприятием людей с растройством аутистического спектра.
Потому что чтобы понять человека надо думать как тот человек. И мы с вами стали немного аутистами чтобы почувствовать как же воспринимают этот мир люди с РАС.
Упражнение «Отпечаток»
Сейчас мы с вами окунемся в атмосферу отпуска и представим, что нам нужно лететь за границу. Чтобы получить визу, нам нужен отпечаток пальца. Возьмите краску, обмакните палец и поставьте отпечаток на вашу визу. А теперь посмотрите внимательно на отпечаток других участников, если хотите вы можете обменяться, чтобы лучше посмотреть. Найдите среди других отпечатков такой же как ваш. Нашли?
Обмен мнениями: почему не нашли, как вы думаете? Одинаковых людей нет, поэтому и отпечатки получились разные. Все люди и дети в том числе разные: различны их способности, возможности и личностные качества.
И закончить мне хотелось бы фразой
Английского психиатра Лорны Винт (одной из ключевых фигур в исследовании аутизма) она писала: «Когда природа проводит линию, она всегда размазывает ее. Не существует четкой грани между людьми с аутистическими чертами и без них. Норма всегда условна.
В каждом ребенке с аутизмом нужно видеть, прежде всего индивидуальность.