Надежда Панова
Тренинг по выразительному чтению для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
ДЫХАНИЕ
Упражнение 1. Сдуй ватку с кончика носа «Фокусник»
Упражнение 2. Подуй на ладошки зима-лето
Упражнение 3. «Ах, как пахнут цветы в саду». Представьте букет цветов, подаренный вам. Вдохните запах букета. Спокойно выдохните. При повторе дышите ровно, спокойно, глубоко.
Упражнение 4. «Любимая мелодия». Вспомните известные мелодии песен. Пропойте их на звуке «м». Усиливайте громкость постепенно, добиваясь ровного, плавного звучания за счет опоры на дыхание.
ДИКЦИЯ
Упражнение №1. (артикуляционная гимнастика). «Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица).
Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
Упражнение №2. «Улыбка – хоботок» (для губ). Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.
Упражнение №3. «Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
Упражнение №4. «Эхо» (по Н. Пикулевой)
В е д у щ и й Д е т и
Собирайся, детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да лошадок не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
Если кто – то закукарекал, отдаёт фант, и игра начинается сначала.
ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Упражнение 1. Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Упражнение 2. Скажи фразу: Девочка играет в саду с куклой так, чтоб было понятно, что:
-с куклой играет девочка, а не мальчик.
-она не просто унесла ее туда, а играет.
- она играет не в парке, в лесу, а в саду.
- играет не с мишкой, а с куклой.
Упражнение 3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.
1. Всякому овощу свое время.
2. Мягко стелет, да жестко спать.
3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
4. Солнце сияет, а месяц только светит.
5. Что написано пером, то не вырубишь топором.
Упражнение 4. Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
И. Суриков
Упражнение 5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.
1. Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.
2. Кудри завивай, да про дела не забывай.
3. Как посеешь, так и пожнешь.
4. Курить - здоровью вредить!
5. Без дела жить - только небо коптить.
6. Не верь началу, верь концу.
7. Куда иголка, туда и нитка.
8. За правое дело стой смело.
9. Старый друг лучше новых двух.
10. Жизнь дана на добрые дела.
Упражнение 6. Произнести поговорку «Проворонила ворона вороненка» передавая разное отношение к случившемуся (сожаление, радость, злость, удивление).
Упражнение 7. Диалогические скороговорки.
- Расскажи мне про покупки!
- Про какие про покупки!
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
ПАУЗА
Психологическая пауза, выражая различные чувства, выделяет слова:
1. Передающие напряжение.
Катится колобок по тропинке, а навстречу ему серый волк.
2. Выражающие неожиданность, неоправданность происходящего.
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто. (А. С. Пушкин.)
3. Несущие большую смысловую нагрузку.
Потом они нашли щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. (Л. Н. Толстой.)
ТЕМП
Упражнение 1. «Два барана» Прочитать, следуя указаниям в скобках.
По крутой тропинке горной (Неторопливое, размеренное) шел домой барашек черный (повествование) и на мостике горбатом повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело: здесь двоим нельзя пройти— ты стоишь мне на пути». Черный брат ответил: «Мэ-э, — ты в своем, баран, уме? Пусть мои отсохнут ноги, не сойду с твоей дороги!» Помотал один рогами, уперся другой ногами. Как рогами ни крути, а вдвоем нельзя пройти. (Темп речи убыстряется: белый баран сердится, говорит быстро.) Такой же быстрый темп: черный баран раздражается, говорит еще быстрее брата. Очень быстрый темп: передается «бои» баранов.
Упражнение 2. «Барабанщик». Представьте, что вы играете на барабане, и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Била
Бой.
И. Сельвинский
Упражнение 3. «Паровоз» - постепенное убыстрение темпо-ритма.
Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко,
И потная взмокла от масла рубашка,
И паром он пышет, и жаром он дышит.
Идет кочегар и как будто не слышит,
Как тяжко он дышит!
И уголь бросает в огромное брюхо.
И уголь тяжелый там бухает глухо.
И в брюхе горячем пылает так ярко.
Уууф, жарко.
Пуууф, жарко.
Ууух, жарко.
Едва,
Понемногу,
Да-да,
Понемногу –
В дорогу!
В дорогу!
Быстрее, быстрее колеса крутились,
И вот все вагоны вперед покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики!
Так-чики,
Так-чики,
Так-чики,
Так-чики.
ТОН
Упражнение 1. «УУУУХ» (А. Прокофьев, «Как на горке, на горе»).
С ГОРКИ – УУУУХ. (Понижай голос, как будто съезжаешь с горы.)
НА ГОРКУ – УУУУХ! (Повышай голос, как будто поднимаешься на гору.)
Упражнение 2. Игра «Чудо-лесенка».
Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сеп-кой—ша-га-ю,
Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю:
Шаг—на—го-ры,
Шаг—на—ту-чи.
А—подъ-ем—все— вы-ше, кру-че.
Не—ро-бе-ю, петь хо-чу,
Пря-мо—к—солн-цу— я—ле-чу!
Упражнение 3. «Самолёт» (выше – ниже, быстро – медленно).
Встретил петушок кота
И спросил его тогда:
- Почему ты черный, кот?
- Лазал ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Пес меня в пыли валял.
Упражнение 4. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям и к инсценированию.
А Береснев Тыква
- Почему, скажи мне, тыква,
Все лежишь?
- А я привыкла.
- Почему не ходишь в гости,
А грустишь весь день в траве?
- Я привязана за хвостик
Крепко-накрепко к ботве!
Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков
и не несущих смысловой нагрузки
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
Ду-до-да – гудят провода.
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Же-же-же – дождь пошёл уже.
За-за-за – уходи домой коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
Ли-ли-ли – тополя видны вдали.
Ля-ля-ля – но от них в пуху земля.
Ля-ля-ля – все мы любим тополя.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Ле-ле-ле – много их у нас в селе.
Оль-оль-оль – мы купили соль
Ма-ма-ма – дома я сама.
Ми-ми-ми – поём ноту ми-и-и.
Му-му-му – молока кому.
Мы-мы-мы – прочитали мы.
Ра-ра-ра – Кате спать пора.
Ры-ры-ры – летают комары.
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ор-ор-ор – подмели мы двор.
Ри-ри-ри – на ветке снегири.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч.
Ща-ща-ща – я несу домой леща.
Ащ-ащ-ащ – я надела плащ.
Са-са-са – ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
Су-су-су – видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы – мы не видели осы.
Са-са-са – бегает в лесу лиса.
Си-си-си – в водоёме караси.
Ся-ся-ся – вот поймать бы карася.
Се-се-се – карасей ловили все.
Ся-ся-ся – не поймали карася.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Та-та-та – у нас дома чистота.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу.
Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи.
Чу-чу-чу – погасить пора свечу.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ать-ать-ать – мы идём гулять.
Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения,
в котором часто повторяется отрабатываемый звук,
несущие в себе обязательную смысловую нагрузку
Зачем у маленькой хозяйки-
Зелёный зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб спрятаться от волка
Под этим зонтиком из шёлка.
Лежат ежи у ёлки,
У ежат иголки.
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Щебетал щегол и щёлкал,
Раздувал, как шарик, щёки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
В небе громко гром гремит –
Громко нам гроза грозит.
Не гремите, не грозите,
Дождём грядки напоите.
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
Совершил сверчок скачок –
Заскочил он на сучок.
“Не хочу попасть в сачок,
Я не бабочка – сверчок!”
Скороговорки
1. Водовоз вёз воду из водопровода.
2. Грабли – грести, метла – мести.
3. Вёсла – везти, полозья – ползти.
4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
5. На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора.
6. Перепёлка перепелят прятала от ребят.
7. Проворонила ворона воронёнка.
8. У Кондрата куртка коротковата.
9. У осы не усы, не усищи. А усики.
10. Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.
11. Белые бараны били в барабаны.
12. Бублик, баранку, батон и буханку
13. Пекарь из теста испёк спозаранку.
14. До города дорога в гору, от города – с горы.
15. Испугался Рома грома. Заревел он громче грома. От такого рёва гром притаился за бугром.
16. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
17. Слишком много ножек у сороконожек.
18. У зайки Бубы заболели зубы.
19. У Ивашки рубашка, у рубашки – кармашки.
20. Иней лёг на ветви ели,
21. Иглы за ночь побелели.
22. Котик ниток клубок закатил в уголок.
23. Укатил в уголок котик ниток клубок.
24. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.
25. Говори попугай попугаю: “Я тебя попугай попугаю. Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай!”
26. Цыплята и курица пили чай на улице.
27. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Речевое упражнение «Медленноговорки»
Предназначение. Упражнение направлено на развитие чёткости, внятности устной речи, поможет избавиться от сбивчивости, склонности проглатывать отдельные звуки.
1. Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня.
2. Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.
3. Темная и безветренная сентябрьская ночь окружала меня и так же, как море, защищала от всяких помех.
4. Зачем же взваливать на деньги вину за те мерзости и преступления, которые они порождают?
5. Иванушка лежал неподвижно со счастливым, спокойным лицом, дышал глубоко, ровно и редко.
6. Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена.
7. Холод прошел по спине Ставрогина, и он в испуге вырвал свою руку.
8. Мужичище был быком, а рожа у него ровно нарошно придумана.
9. Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп.
10. Суета сует, суета сует, и всё суета!