лариса потапова
Тренинг по профилактике противоправного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Потапова Лариса Анатольевна
Педагог-психолог ГБУ РК
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Г. Сыктывар Республика Коми»
Тренинговое занятие по профилактике противоправного поведения. «Зачем человеку правила?»
Цель: сформировать у детей потребность соблюдать нормы поведения.
Задачи:
-дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;
-развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: доска, мел, ручка, листы для записи.
Публикация «Тренинг по профилактике противоправного поведения» размещена в разделах
Настрой на занятие. Релаксационная пауза. Правила группы.
Ход занятия. Основная часть.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем с вами настоящее научное исследование. Кто может сказать, что означает слово «исследование»? Ответы детей.
-В целом вы все правильно сказали. Да, это изучение чего – то нового, пока еще неизвестного другим. Но научное исследование отличается тем, что с самого начала ученый ставит перед собой какой-то вопрос, на который с помощью исследования ищет ответ. Прежде чем записать какое-нибудь очень серьезное и важное утверждение, ученые проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы. Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента, исследования найти на него ответ.
-Запишем на наших листочках слово – ЭКСПЕРИМЕНТ. И вопрос – «Зачем человеку правила?»
-Можете ли вы уже сейчас ответить на этот вопрос, без эксперимента?
Ответы детей.
Что же у нас получилось? У каждого свой ответ на этот вопрос. Единого мнения нет, но вы все говорите правильно. Для того, чтобы найти один ответ для всех, исследуя проблему, ученые и проводят эксперименты. У эксперимента всегда должна быть цель, зачем надо делать то-то и то-то. На доске нарисовать поле для игры в крестики-нолики, а ребята рисуют на своих листочках.
-Сейчас мы начнем наш эксперимент. Я вам обещаю, что смогу всех победить. Не верите? Посмотрим. Я начинаю первая.
Психолог рисует крестик в любой клетке. Затем предлагает сделать ответный ход ноликом и продолжает игру. Дойдя до третьего хода педагог, нарушая правил игры, зачеркивает крестики, так как ему хочется, заявляя каждому:
Я победила! Это вызывает бурный протест. Но необходимо дойти до самого последнего игрока, продолжая нарушать правила.
-Почему вы кричите? Что я сделала? Совершенно верно, я нарушила правила. А теперь давайте успокоимся и как настоящие ученые попробуем найти ответ: что произошло? Что вызвало ваше возмущение? Загляните в себя, прислушайтесь к себе.
-Что вы почувствовали, когда я стала объявлять себя победителем и играть не по правилам? Ответы детей можно записать на доске.
-Ребята, как, по – вашему, эти чувства светлые или темные, тяжелые, и не приятные? Ответы детей.
Вы единогласно решили, что это темные и неприятные чувства. Все почувствовали одно и то же.
- И что же вам захотелось сделать, когда вы почувствовали боль, обиду? Правильно, вы начали кричать. Почему? Потому что я не остановилась и продолжала нарушать правила, и вы не смогли меня остановить. Так?
- Какой вывод можно сделать? Ответы детей. Правильно. Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо, его хорошее настроение разрушили, испортили. Все согласны?
-Запишем на наших листочках: «Нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека».
-Ребята сможете ли вы сейчас ответить на вопрос: «Зачем человеку нужны правила?» Ответы детей.
-Сегодня поучаствовав в эксперименте, вы смогли ответить на вопрос – «Зачем человеку правила»?
-Если мы с вами хотим жить в мире и согласии, если мы хотим иметь друзей, если мы не хотим разрушать хорошее настроение, мы должны помнить: нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем плакать, обижаться, страдать и все только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе.
Обсуждение, анализ, завершение работы.
1. Понравился ли Вам эксперимент?
2. Что вы чувствовали, когда я нарушала правила?
3. К какому выводу вы пришли после сегодняшнего занятия?
Игра «Ты мне нравишься».
Цель: развитие хороших отношений между детьми.
В завершение нашего занятия хочу предложить вам интересную игру. Мы будем передавать друг другу свечу и говорить своему соседу, что вам в нем нравится. Я начну. «Коля, ты мне нравишься, потому что ты добрый. Спасибо за занятие!». «Ты мне нравишься, потому что….» можно заменить словами «Мне понравилось, как ты ….»
Я хотела бы пожелать вам всегда помнить, что ваше хорошее настроение, ваша жизнь, ваш успех во многом будет зависеть от того умеете ли вы соблюдать правила.