Светлана Кудашова
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы:педагог-психолог МБУ ДО «Центр «Позитив» Кудашова С. В. ,
педагог-психолог МБОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. город Энгельс
Тренинг «Здоровье педагога» по профилактике эмоционального выгорания (ЭВ)
Сентябрь 2018г.
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, поиск ресурсов для преодоления эмоционального выгорания.
Публикация «Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками и этапами; анализ проявления признаков выгорания, снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Оборудование: фломастеры, авторучки, бумажные сердечки и листы формата А4 по кол-ву участников, метафорические карты, мягкая игрушка, мел и доска либо флипчарт.
Ход занятия
Мы рады вас приветствовать сегодня здесь. Нам очень приятно, что вы пришли. Мы надеемся, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке и будет полезным.
1. «Знакомство»
Инструкция: Напишите, пожалуйста, свое имя, как хотелось бы, чтобы к вам сегодня обращались в течение тренинга,напишите его на бумажном сердечке и прикрепите к одежде.
А теперь, я вас попрошу представиться, назвав свое имя, школу, предмет, пед. стаж, сказать с каким настроением вы пришли на сегодняшнее занятие, что вы ожидаете получить или узнать на сегодняшнем тренинге.
2. «Ассоциации»
Инструкция:Необходимо назвать ассоциации к слову «выгорание» по кругу.
3. Обобщение ассоциативной картины
и Вступительный информационный блок о «Проблеме эмоционального выгорания педагогов»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные и эмоциональные затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх не найти поддержкив
сфере прфессиональных интересов в лице руководства и коллег, страх не получить или не подтвердить квалификацию во время аттестации; страх перед контролем…
Профессия педагога порой требует «объять необъятное», а померить эффективность работы очень трудно, так как чётких и однозначных критериев нет. Такая ситуация достаточно часто приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью, агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, жёсткая,поучающая манера говорить, авторитарность… Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией» : он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Т. е функционирует в энергосберегающем режиме на «автопилоте».
«Синдром сгорания»- сложный психофизиологический феномен, который определяется, как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной змоциональной нагрузки. Впервые термин «сгорание» ввёл Френденбергер в 1974г., наблюдая деморализацию, разочарование и состояние крайнего эмоционального истощения у врачей-психиатров. А позже было признано, что это свойственно всем специалистам помогающих профессий, включая педагогов.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
4.«Мозговой штурм» (или ведущий сам называет Факторы, провоцирующиеи усиливающие эмоциональное выгорание) :
• Слишком высокая эмоциональная включённость
• Постоянная необходимость сопереживания, сочувствия
• Ответственность за жизнь и здоровье детей
• Высокая профессиональная ответственность, т. к. педагог, несмотря ни на что, должен научить Всех!
• Специфика женского коллектива
• Материальные трудности (кредиты, ипотека, неработающие члены семьи)
• Социальное расслоение
• Психологический климат дома и на работе
• «Застревание на негативе» («перетаскивание» негатива с работы домой и наоборот)
• Неоправдавшиеся ожидания
• Максимальный вклад при минимальной отдаче (вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания, оплаты и положительной оценки)
• Проблемы здоровья (своего или членов семьи)
• Отсутствие поддержки
• Неразрешённые личностные конфликты специалиста
В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания.
5. «Голосование ногами» (в зависимости от ответа, люди занимают определённое место в аудитории)
• Основные причины выгорания лежат в сфере : «личность», «работа», «дом»;
• Человек сам виноват, что оказался в точке выгорания : «да» «нет» «особое мнение»
• Выгорание-это неизбежная часть нашей профессии :«да» «нет» «особое мнение»
Каждая подгруппа комментирует свою позицию.
6. Анкетирование – самозамер наличия и определения степени эмоционального выгорания у педагогов.
См Приложение. По итогам анкетирования ведущий даёт общий комментарий по «выгоранию группы».
7. Мозговой штурм «Как понять, что вошли в зону выгорания»?
Ведущий записывает на доске все симптомы ЭВ и распределяет их на группы в 3 столбика: 1 физические, 2личностные (психологические) и 3 социальные. Названия групп пока не озвучивает, их определят участники тренинга по итогам работы.
Как и любое заболевание, синдром эмоционального выгорания имеет свои симптомы. Они делятся на физические, психологические и социальные (поведенческие).
К физическим симптомам относятся:
• Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
• Нарушения сна с затруднениями засыпания и ранними пробуждениями.
• Плохое общее состояние здоровья, в том числе по ощущениям (затруднённое дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость).
• Обострение хронических заболеваний
• Обострённая восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
• Психосоматическое недомогание (головная боль, аритмия, гипертония).
• Ухудшение или излишнее повышение аппетита. Безразличие к еде; стол скудный, однообразный.
• Мышечное напряжение (боли в спине)
• Проблемы памяти
• Проблемы внимания (неспособность сосредоточиться,то и дело возникающая рассеянность, «детские» ошибки в работе.)
К психологическим (личностным) симптомам относятся:
• Понижение удовлетворённости от работы
• Разочарованность
• Мнительность, тревожность, усиление иррационального беспокойства,
• Напряжённость, раздражительность, ощущение, что придираются
• Нарастающий негативизм по отношению к работе и сотрудникам
• Ощущение малой значимости решаемых проблем
• Постоянное чувство неудачи и несостоятельности.
• Упадническое настроение и связанные с ним переживания (пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, чувство бессмысленности)
• Чувство обиды и горечи
• Импульсивное эмоциональное поведение. Нет контроля над эмоциями и, как следствие- нервные срывы (рыдания, истерики)
• Снижение самооценки
• Уменьшение личных достижений при возрастающем количестве работы
• Агрессивностьи конфликтностьна работе и дома
• Деперсонализация (безразличие, чёрствость по отношению к окружающим)
• Формальное выполнение работы.
• Утрата чувства юмора или «чёрный юмор».Цинизм
• Преобладание чувства одиночества.
• Депрессия
• Увеличение потребления веществ, влияющих на настроение (кофеин, никотин, алкоголь)
К социальным симптомам относятся:
• Ухудшение отношений в семье и коллективе
• Усталость от общения, стремление уединиться
• Отчуждение, отдаление
• Сужение социальных контактов
• Потеря смысла
• Отсутствие понимания «Ни с кем не могу поговорить…»
• Чувство «выжатости и загнанности в угол», особенно, когда человек не может изменить ситуацию: тяжёлое заболевание, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи…
• Стремление уйти от социальной активности и физических нагрузок
• Повышается риск несчастных случаев (например, травмы, падения, аварии и т. д.)
В состоянии синдрома эмоционального выгорания человек находится в состоянии дезориентации, жизнь становится серой и бесцельной, ничего не радует, и на этом фоне может развиться психическое расстройство — депрессия, человека могут посещать мысли о суициде…
8. 3 Стадии выгорания
Специалисты разделяют эмоциональное выгорание на 3 стадии :
1. Эмоциональная перегрузка, когда нет сил сочувствовать («вторичная виктимизация»- усталость от сострадания)
2. Деперсонализация или дистанцированность от людей (делаю то, что должна, без эмоций).
3. Весь негатив на себя-утомляемость, напряжённость, депрессия, болезни, чувство вины…
Иногда человек меняет место работы или профессию.
И всё же, если Вы не можете самостоятельно справиться с синдромом эмоционального выгорания, действенный способ- обратиться к психологу и получить квалифицированную помощь.
На Кризисной стадии (психосоматические расстройства) необходима медицинская помощь и медикаментозное лечение, так как в крайних случаях возможны негативные последствия: десоциализация, алкоголизация и даже суицид.
Диагностический статус конечной стадии синдрома «сгорания»- МКБ-10- Z 73.
9. Упражнение «Мои ресурсы» или способы защиты от выгорания (то, что держит «на плаву»)
Индивидуальная Программа профилактики или шаги по выходу из зоны выгорания
Люди, поражённые «сгоранием», истощены и деморализованы, поэтому, важно немедленно выделить время и пространство для профилактики и восстановления энергии.
Каждый пишет себе на листочке 25 пунктов. Желающие могут зачитать.
Дополняем то, что не прозвучало:
• Семья
• Друзья
• человек для плакания в жилетку
• Религия
• Природа: растения, животные
• Релаксация и (или) медитация
• Поддержание своего здоровья (зарядка, фитнес, доктора)
• Соблюдение режима питания, сна
• Вечерние прогулки перед сном…
• Активный отдых
• Праздники
• Хобби и интересы за рамками профессии
• физическая активность (дача, спорт, игры, танцы,
• Баня
• Массаж
• Секс
• Слёзы
• творчество (музыка, пение, рисование, вязание, вышивка)
• «вкуснятины»
• Алкоголь
• Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
• ТВ и гаджеты
• детские воспоминания
• визуализация позитивной картинки, мечты или безопасного места
• тактильные контакты
• Смех и юмор на работе и дома. Как известно, гормоны стресса подавляются смехом.
• Приобретение нового жизненного опыта (знакомство с новыми людьми, путешествия, посещение культурных мероприятий)
• Овладение новым видом деятельности
Кроме того, для профилактики «выгорания» важно: Бережно относиться к своему времени; Планировать, когда это возможно; Определять краткосрочные цели, для повышения долгосрочной мотивации; Расставлять приоритеты в соответствии со своими ценностями; Научиться говорить «нет»;Стремиться к исполнению желаний без надежды стать победителем во всех случаях и уметь проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;Уметь не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
10. Упражнение «Знающее поле» (Метафорический посыл для профилактики выгорания)
Все сидят в кругу, и каждый по очередивслепую вытаскивает из колоды метафорическую карту, несущуюинформацию,совет,пожелание, поддержку, предостережение, связанное с темой тренинга и расшифровывает это послание. При необходимости, группа может помогать.
11. Просмотр Видеоролика «Ценности с шарами» Цель: замотивировать участников на работу по профилактике «выгорания».
12 Рефлексия Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Каждый участник группы по кругу продолжает фразу: «“Мне сегодня. ”. Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшней встречи?
В случае ограничения во времени возможна компактная обратная связь о тренинге :все участники одновременно поднятием правой руки по 5 бальной шкале на пальцах показывают свой интереск тренингу, а левой- полезность.