Получи документы

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Светлана Кудашова
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы:педагог-психолог МБУ ДО «Центр «Позитив» Кудашова С. В. ,

педагог-психолог МБОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. город Энгельс

Тренинг «Здоровье педагога» по профилактике эмоционального выгорания (ЭВ)

Сентябрь 2018г.

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, поиск ресурсов для преодоления эмоционального выгорания.

Публикация «Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания» размещена в разделах

Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками и этапами; анализ проявления признаков выгорания, снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Оборудование: фломастеры, авторучки, бумажные сердечки и листы формата А4 по кол-ву участников, метафорические карты, мягкая игрушка, мел и доска либо флипчарт.

Ход занятия

Мы рады вас приветствовать сегодня здесь. Нам очень приятно, что вы пришли. Мы надеемся, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке и будет полезным.

1. «Знакомство»

Инструкция: Напишите, пожалуйста, свое имя, как хотелось бы, чтобы к вам сегодня обращались в течение тренинга,напишите его на бумажном сердечке и прикрепите к одежде.

А теперь, я вас попрошу представиться, назвав свое имя, школу, предмет, пед. стаж, сказать с каким настроением вы пришли на сегодняшнее занятие, что вы ожидаете получить или узнать на сегодняшнем тренинге.

2. «Ассоциации»

Инструкция:Необходимо назвать ассоциации к слову «выгорание» по кругу.

3. Обобщение ассоциативной картины

и Вступительный информационный блок о «Проблеме эмоционального выгорания педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные и эмоциональные затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх не найти поддержкив

сфере прфессиональных интересов в лице руководства и коллег, страх не получить или не подтвердить квалификацию во время аттестации; страх перед контролем…

Профессия педагога порой требует «объять необъятное», а померить эффективность работы очень трудно, так как чётких и однозначных критериев нет. Такая ситуация достаточно часто приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью, агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, жёсткая,поучающая манера говорить, авторитарность… Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией» : он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Т. е функционирует в энергосберегающем режиме на «автопилоте».

«Синдром сгорания»- сложный психофизиологический феномен, который определяется, как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной змоциональной нагрузки. Впервые термин «сгорание» ввёл Френденбергер в 1974г., наблюдая деморализацию, разочарование и состояние крайнего эмоционального истощения у врачей-психиатров. А позже было признано, что это свойственно всем специалистам помогающих профессий, включая педагогов.

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

4.«Мозговой штурм» (или ведущий сам называет Факторы, провоцирующиеи усиливающие эмоциональное выгорание) :

• Слишком высокая эмоциональная включённость

• Постоянная необходимость сопереживания, сочувствия

• Ответственность за жизнь и здоровье детей

• Высокая профессиональная ответственность, т. к. педагог, несмотря ни на что, должен научить Всех!

• Специфика женского коллектива

• Материальные трудности (кредиты, ипотека, неработающие члены семьи)

• Социальное расслоение

• Психологический климат дома и на работе

«Застревание на негативе» («перетаскивание» негатива с работы домой и наоборот)

• Неоправдавшиеся ожидания

• Максимальный вклад при минимальной отдаче (вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания, оплаты и положительной оценки)

• Проблемы здоровья (своего или членов семьи)

• Отсутствие поддержки

• Неразрешённые личностные конфликты специалиста

В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания.

5. «Голосование ногами» (в зависимости от ответа, люди занимают определённое место в аудитории)

• Основные причины выгорания лежат в сфере : «личность», «работа», «дом»;

• Человек сам виноват, что оказался в точке выгорания : «да» «нет» «особое мнение»

Выгорание-это неизбежная часть нашей профессии :«да» «нет» «особое мнение»

Каждая подгруппа комментирует свою позицию.

6. Анкетирование – самозамер наличия и определения степени эмоционального выгорания у педагогов.

См Приложение. По итогам анкетирования ведущий даёт общий комментарий по «выгоранию группы».

7. Мозговой штурм «Как понять, что вошли в зону выгорания»?

Ведущий записывает на доске все симптомы ЭВ и распределяет их на группы в 3 столбика: 1 физические, 2личностные (психологические) и 3 социальные. Названия групп пока не озвучивает, их определят участники тренинга по итогам работы.

Как и любое заболевание, синдром эмоционального выгорания имеет свои симптомы. Они делятся на физические, психологические и социальные (поведенческие).

К физическим симптомам относятся:

• Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.

• Нарушения сна с затруднениями засыпания и ранними пробуждениями.

• Плохое общее состояние здоровья, в том числе по ощущениям (затруднённое дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость).

Обострение хронических заболеваний

• Обострённая восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

• Психосоматическое недомогание (головная боль, аритмия, гипертония).

• Ухудшение или излишнее повышение аппетита. Безразличие к еде; стол скудный, однообразный.

• Мышечное напряжение (боли в спине)

• Проблемы памяти

• Проблемы внимания (неспособность сосредоточиться,то и дело возникающая рассеянность, «детские» ошибки в работе.)

К психологическим (личностным) симптомам относятся:

• Понижение удовлетворённости от работы

• Разочарованность

• Мнительность, тревожность, усиление иррационального беспокойства,

• Напряжённость, раздражительность, ощущение, что придираются

• Нарастающий негативизм по отношению к работе и сотрудникам

• Ощущение малой значимости решаемых проблем

• Постоянное чувство неудачи и несостоятельности.

• Упадническое настроение и связанные с ним переживания (пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, чувство бессмысленности)

• Чувство обиды и горечи

• Импульсивное эмоциональное поведение. Нет контроля над эмоциями и, как следствие- нервные срывы (рыдания, истерики)

• Снижение самооценки

• Уменьшение личных достижений при возрастающем количестве работы

• Агрессивностьи конфликтностьна работе и дома

• Деперсонализация (безразличие, чёрствость по отношению к окружающим)

• Формальное выполнение работы.

• Утрата чувства юмора или «чёрный юмор».Цинизм

• Преобладание чувства одиночества.

• Депрессия

• Увеличение потребления веществ, влияющих на настроение (кофеин, никотин, алкоголь)

К социальным симптомам относятся:

• Ухудшение отношений в семье и коллективе

• Усталость от общения, стремление уединиться

• Отчуждение, отдаление

• Сужение социальных контактов

• Потеря смысла

• Отсутствие понимания «Ни с кем не могу поговорить…»

• Чувство «выжатости и загнанности в угол», особенно, когда человек не может изменить ситуацию: тяжёлое заболевание, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи…

• Стремление уйти от социальной активности и физических нагрузок

• Повышается риск несчастных случаев (например, травмы, падения, аварии и т. д.)

В состоянии синдрома эмоционального выгорания человек находится в состоянии дезориентации, жизнь становится серой и бесцельной, ничего не радует, и на этом фоне может развиться психическое расстройство — депрессия, человека могут посещать мысли о суициде…

8. 3 Стадии выгорания

Специалисты разделяют эмоциональное выгорание на 3 стадии :

1. Эмоциональная перегрузка, когда нет сил сочувствовать («вторичная виктимизация»- усталость от сострадания)

2. Деперсонализация или дистанцированность от людей (делаю то, что должна, без эмоций).

3. Весь негатив на себя-утомляемость, напряжённость, депрессия, болезни, чувство вины…

Иногда человек меняет место работы или профессию.

И всё же, если Вы не можете самостоятельно справиться с синдромом эмоционального выгорания, действенный способ- обратиться к психологу и получить квалифицированную помощь.

На Кризисной стадии (психосоматические расстройства) необходима медицинская помощь и медикаментозное лечение, так как в крайних случаях возможны негативные последствия: десоциализация, алкоголизация и даже суицид.

Диагностический статус конечной стадии синдрома «сгорания»- МКБ-10- Z 73.

9. Упражнение «Мои ресурсы» или способы защиты от выгорания (то, что держит «на плаву»)

Индивидуальная Программа профилактики или шаги по выходу из зоны выгорания

Люди, поражённые «сгоранием», истощены и деморализованы, поэтому, важно немедленно выделить время и пространство для профилактики и восстановления энергии.

Каждый пишет себе на листочке 25 пунктов. Желающие могут зачитать.

Дополняем то, что не прозвучало:

• Семья

• Друзья

• человек для плакания в жилетку

• Религия

Природа: растения, животные

• Релаксация и (или) медитация

• Поддержание своего здоровья (зарядка, фитнес, доктора)

• Соблюдение режима питания, сна

• Вечерние прогулки перед сном…

• Активный отдых

• Праздники

• Хобби и интересы за рамками профессии

• физическая активность (дача, спорт, игры, танцы,

• Баня

• Массаж

• Секс

• Слёзы

• творчество (музыка, пение, рисование, вязание, вышивка)

«вкуснятины»

• Алкоголь

• Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

• ТВ и гаджеты

• детские воспоминания

• визуализация позитивной картинки, мечты или безопасного места

• тактильные контакты

• Смех и юмор на работе и дома. Как известно, гормоны стресса подавляются смехом.

• Приобретение нового жизненного опыта (знакомство с новыми людьми, путешествия, посещение культурных мероприятий)

• Овладение новым видом деятельности

Кроме того, для профилактики «выгорания» важно: Бережно относиться к своему времени; Планировать, когда это возможно; Определять краткосрочные цели, для повышения долгосрочной мотивации; Расставлять приоритеты в соответствии со своими ценностями; Научиться говорить «нет»;Стремиться к исполнению желаний без надежды стать победителем во всех случаях и уметь проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;Уметь не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

10. Упражнение «Знающее поле» (Метафорический посыл для профилактики выгорания)

Все сидят в кругу, и каждый по очередивслепую вытаскивает из колоды метафорическую карту, несущуюинформацию,совет,пожелание, поддержку, предостережение, связанное с темой тренинга и расшифровывает это послание. При необходимости, группа может помогать.

11. Просмотр Видеоролика «Ценности с шарами» Цель: замотивировать участников на работу по профилактике «выгорания».

12 Рефлексия Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый участник группы по кругу продолжает фразу: «“Мне сегодня. ”. Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшней встречи?

В случае ограничения во времени возможна компактная обратная связь о тренинге :все участники одновременно поднятием правой руки по 5 бальной шкале на пальцах показывают свой интереск тренингу, а левой- полезность.

Публикации по теме:

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ .

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов. Педагог-психолог Дьяченко Н. Г 2 Цель и задачи: обучать педагогов.

Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.

Семинар-тренинг «Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов» Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания. Задачи: • познакомить преподавателей.

«Здоровый педагог — здоровый ребенок». Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район республики Башкортостан Тренинг для педагогов «Здоровый педагог – здоровый.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» с играми и тестированием Тренинг для воспитателей по улучшению общения и эмоциональной разгрузке Цель тренинга: улучшить товарищеские контакты во время работы и.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.

Тренинг «Использование метода сказкотерапии в профилактике эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг направлен формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОО «Помоги себе сам» В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в детском саду стала особенно острой. Одна из таких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 20:13
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кудашова (УИ 1646421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД