Получи документы

Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими»

Витушкина Анна
Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими»
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

АГАПОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Тренинг по формированию у детей и подростков

толерантного поведения

«Жить в мире с собой и другими»

Автор-составитель:

педагог-психолог

Витушкина Анна Сергеевна

п. Магнитный 2020 г

Публикация «Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения „Жить в мире с собой и другими“» размещена в разделах

Цели тренинга :

• обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

• развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;

• развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Задачи:

1. Обучающая:

-Познакомить воспитанников с понятием «толерантность».

-Раскрыть характеристики толерантного и не толерантного человека.

-Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

-Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.

2. Воспитательная:

-Воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

-Воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

3. Развивающая:

- развивать навыки рефлексии;

-развивать способность осознавать свои чувства;

-развивать навыки саморегуляции;

-развивать коммуникативные навыки.

Возраст участников: 8-16 лет.

Продолжительность занятия: 45-60 минут

Формы работы : игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др.

Структура занятия:

1. Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.

2. Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;

3. Третий этап - игровой: система упражнений.

4. Заключительная часть: рефлексия занятия.

Ход занятия:

Первый этап - организационный

Воспитанники входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу).

Упражнение «Чем мы похожи».

Задача: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Елена, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Елена выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т. д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Рома, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.

Правила поведения :

• Доверительный стиль общения;

• Общение по принципу "Здесь и теперь";

• Искренность в общении;

• Конфиденциальность всего происходящего в группе;

• Активное участие в происходящем;

• Оцениваем не участника, а его действия и поступки;

• Уважение говорящего.

Второй этап: - формулирование темы занятия, основных целей

Задача: знакомство с определениями толерантности.

Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.

Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? ( ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).

Третий этап – игровой

Упражнение 1

Задача: познакомить с составляющими толерантности (написаны на доске, а воспитанникам предлагается объяснить их значение) :

1. Сотрудничество, партнерство.

2. Готовность мириться с мнением другого человека.

3. Уважение чувства человеческого достоинства.

4. Уважение прав других.

5. Принятие другого человека таким, какой он есть.

6. Способность поставить себя на место другого.

7. Уважение права быть другим.

8. Признание многообразия людей, мнений, религий и т. д.

9. Признание равенства других.

10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

11. Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

Упражнение 2

«Мозговой штурм».

Работа с понятием «толерантная личность».

Задача: знакомство со свойствами толерантной личности.

Свойства толерантной личности :

• признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

• доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);

• уважение культурной самобытности и языков других наций;

• сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

• позитивное отношение к людям других национальностей.

Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.

Свойства интолерантной личности :

• ставить себя выше остальных;

• отсутствие чувства солидарности;

• неприятие другого человека за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;

• пренебрежительное отношение к другим людям

Важно объяснить воспитанникам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей.

Упражнение 3

Дискуссия.

Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между людьми, но и между государствами? (в этом случае необходима работа по трактовке того или иного понятия, они могут быть записаны на доске, а участники по очереди пробуют объяснить их значение).

• оскорбления, насмешки;

• игнорирование (отказ в беседе, в признании);

• негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

• преследования, запугивания, угрозы;

• дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);

• расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

• мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");

• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

• фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

• империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

• осквернение религиозных или культурных символов;

• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

• изгнание (официальное или насильственное);

• репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека, уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Упражнение 4

"Мостик"

Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации.

На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, - участники не должны друг с другом заранее договариваться.

Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание.

Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?

Упражнение 5

«Эмблема толерантности»

Цель: обобщение понятия толерантности с позиции группы.

Учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача – нарисовать эмблему толерантности.

Четвертый этап – рефлексия

Упражнение на рефлексию

"Клубок"

Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.

Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности воспитанникам за их активность.

Заключение к тренингу.

В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными! Спасибо за внимание и участие!

Список использованной литературы.

1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – 1999.

2. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.

3. Сериков Г. В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся образовательных школ.

4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.

5. Веб - сайт «А. Я. Психология» .https://azps.ru/.

6. Веб – сайт «Толерантность». https://www.tolerance.ru/.

Публикации по теме:

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Фотоотчёт по формированию безопасного поведения детей на дороге в средней группе «Правила дорожного движения для малышей»Фотоотчёт по формированию безопасного поведения детей на дороге в средней группе «Правила дорожного движения для малышей» В нашей группе регулярно проводятся мероприятия информационного и обучающего характера с целью ознакомления детей и их родителей с правилами.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Мастер-класс по изобразительному творчеству «Должны смеяться дети и в мирном мире жить» ко Дню детских ладошек на МAAMМастер-класс по изобразительному творчеству «Должны смеяться дети и в мирном мире жить» ко Дню детских ладошек на МAAM Мастер – класс изобразительного творчества «Должны смеяться дети и в мирном мире жить» Шелехина Нина Сергеевна 1 июня отмечается международный.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Родительское собрание «Как жить в мире с собой и другими»Родительское собрание «Как жить в мире с собой и другими» Цель: повышение педагогической культуры родителей. Задачи: • создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении.

Тренинг для подростков «Учись говорить «нет»Тренинг для подростков «Учись говорить «нет» Цель: формировать у воспитанников устойчивый навык неприятия алкоголя, курения, наркотиков, умение активного противостояния пагубным привычкам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими»
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 08:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими»» (включая файлы) размещена пользователем Витушкина Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД