Валентина Беседина
Тренинг «Определение конфликта». Анализ способов реагирования на конфликт
▼ Скачать + Заказать документы
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ школ города и района.
тема: Определение конфликта.
Анализ способов реагирования на конфликт.
1часть. Знакомство. Основы работы в группе. Сплочение коллектива.
2. часть. Все про конфликты. Что такое медиация-
Цель. Повышение конфликтной компетентности подростков. Формирование представлений о способах выхода из конфликта, представления о новом способе разрешения конфликта.
Публикация «Тренинг „Определение конфликта“, Анализ способов реагирования на конфликт» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
Командное взаимодействие. «На старте»
1. Информирование: «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
2. Приветствие «Хэй».
3. «Правила группы»
Время: 2 минуты.
Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
Проявлять активность.
Слушать друг друга, не перебивая.
Говорить только от своего лица.
Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
4. Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.
Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Будем стараться действовать сообща. Начинаем.
5. Упражнение «Вавилонская башня»
Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т. д.
Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.
Обсуждение.
6. Упражнение «Поворот в прыжках»
Цель: активизация группы, сплочение.
Время: 2-3 минуты.
Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.
Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать?
Обсуждение.
7. Отработка навыков предотвращения конфликтов.
Психолог предлагает каждому самостоятельно подобрать и написать на листах бумаги свои варианты выхода из проблемных ситуаций. Предлагаются следующие ситуации:
— Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.
— Мама, придя с работы очень усталой, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.
— Учитель поставил тебе несправедливо заниженную отметку.
— Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.
— На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.
На работу дается 10 минут. Затем каждый участник зачитывает свои варианты выхода из проблемных ситуаций, а потом происходит групповое обсуждение.
8. Способы разрешения конфликтных ситуаций.
Упражнение «Яблочко и червячок»
Ведущий (мягко и спокойно) : Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. Вернемся чуть позже.
Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас предлагает следующую двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и собственным.
9. Тест Томаса. Раздатка раздается каждому участнику. Обсуждение.
Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас предлагает следующую двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и собственным.
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Сравните результаты теста Томаса с вашим утверждением на бланке «Яблоко и червячек». Обсуждение.
10. Что такое конфликт?
Упражнение «Бег ассоциаций» ведущий предлагает назвать первое, что приходит на ум при слове конфликт. Все ассоциации записываются на доске, затем идёт обсуждение. Ведущий подводит к двойственности, т. е. выделяет как минусы, так и плюсы.
Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком. Истина, как известно, рождается в споре. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации. Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, формирования умений грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Информирование:
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг)
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.
Среди участников конфликта различают :
- оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;
- вовлеченные группы;
- заинтересованные группы.
Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам : либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.
типы конфликта :
Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный
тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Обсуждение: какие из данных типов конфликтов чаще встречаются в школе, предложить привести примеры.
Причины возникновения конфликтов :
«Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.
«Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.
Формирование агрессивных реакций человека.
Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте (некомпетентность).
Низкий уровень коммуникации.
Низкая культура поведения.
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.
11. Медиация- один из способов разрешения конфликтов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, НЕОБХОДИМЫЙ В РАБОТЕ МЕДИАТОРА
Медиация (от лат. mediare - посредничать) - форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей, ней-
тральной, беспристрастной стороны – медиатора (посредника).
Медиация — это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны—медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решенияпо урегулированию спора и условия его разрешения.
Имеет определенные условия и правила ведения, очередность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:
• добровольность,
• конфиденциальность,
• взаимоуважение,
• равноправие сторон,
• принятие,
• нейтральность и беспристрастность медиатора,
• прозрачность процедуры.
Цели медиации
1. В первую очередь – обсудить, проработать сложную ситуацию. В этом обсуждении должно быть место
различным точкам зрения, часто несовместимым взглядам на события или варианты выхода из трудного положения. Результатом удачной медиации становится достигнутое на основе обсуждения и договоренности конкретное
соглашение. Принцип самоопределения сторон остается решающим в ходе всей медиации. Решения становятся
именно решениями только в том случае, если каждый отдельно взятый участник признает их таковыми.
2. В конфликтных ситуациях нарушается способность к диалогу и конструктивному взаимодействию. Достигая положительного сдвига на пути к восстановлению этой способности, медиаторы добиваются того, чтобы
каждый участник был услышан, чтобы к нему относились с уважением, чтобы его чаяния были приняты всерьез.
Только так становится возможным преодоление конфликтных эмоций, размывание отрицательных чувств. Вслух
проходит обсуждение не только сути дела, но и ценностей, и интересов. В идеале после окончания медиации
эмоциональный диссонанс между конфликтующими сторонами должен исчезнуть, и разрешенный конфликт не
должен мешать общению друг с другом. Это не означает обязательную гармонизацию или всепрощение, но понимание, ясность и умение управлять возможными оставшимися противоречиями – обязательный результат медиации.
3. Честная, открытая проработка интересов и ценностей участников повышает вероятность выполнения достигнутого соглашения. Часто соглашения пересматриваются, изменяются, если участники в процессе медиации
понимают, что их интересы учитываются так же серьезно, как и интересы «противника».
Из этого следует:
• Медиация позволяет достичь соглашения и договоренности при уважении ко всем сторонам.
• Медиация помогает найти практические решения, с которыми согласны все участники.
• Медиация помогает избежать утомительных разбирательств.
Обратная связь.
Упражнение «Прекрасный сад»
«Аплодисменты по кругу»
Рефлексия.