Анастасия Брескина
Долгосрочный проект педагога-психолога «Конфликт» по работе с педагогами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют:
«Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же.
Амели Нот
Экономическая и социально - политическая модернизация российского общества в настоящее время носит всеохватывающий и масштабный характер. В связи с мировым кризисом во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдается рост социальной напряженности и, как следствие, усиление конфликтогенных факторов. Проблема конфликтов, теоретическое осмысление ее сущности, рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для администрации любого образовательного учреждения. Характер и содержание переживаемых учреждением противоречий, определяют его конструктивный или деструктивный сценарий деятельности, служат фундаментальной основой объяснительных моделей управления конфликтами.
Публикация «Долгосрочный проект педагога-психолога „Конфликт“ по работе с педагогами ДОУ» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.
В наше время - время научно-технического и социального прогресса - происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Гуманистическое направление в педагогике, прежде всего, заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса. Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Педагогу необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах воспитателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива.
Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться конструктивно жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления коллективом [3]. В наше время, теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Важно учиться управлять конфликтным взаимодействием.
Цель проектной работы : выявить способы управления конфликтами в педагогическом коллективе (а так же конфликты «воспитатель - родитель», детские конфликты).
В связи с вышеуказанной целью, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия конфликт : структура, виды, причины;
2. Рассмотреть методы и принципы, позволяющие формировать систему управления педагогическими конфликтами (внутри педагогического коллектива, кофликты с родителями ДОУ, детские конфликты);
3. Провести эмпирическое исследование способов регулирования конфликтного взаимодействия в педагогическом коллективе, условий совершенствования процесса управления конфликтами.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе.
Методики исследования:
1. Методика «Стратегии поведения личности в конфликте» опросник К. Томаса.
2. Методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения» опросник SACS (С. Хобфолл, 1994.).
3. Анкета «Причины возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе».
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена тем, что она представляет собой самостоятельное исследование комплекса актуальных теоретических и практических проблем. Результаты исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации руководящих работников образовательных учреждений.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы позволяют ввести в регулируемое русло протекающие ныне стихийно организационные конфликты. Кроме того, становится возможным не только своевременное обнаружение нарождающихся конфликтов и их урегулирование до момента пика наивысшей напряженности, но и предупреждение этих конфликтов.
Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие 18 педагогов и администрация МБДОУ «Детский сад № 15 «Звездочка»
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием метода вычисления критерия Студента.
Структура и объем работы. Проектная работа состоит из введения (пояснительная записка, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Паспорт проекта Педагог-психолог : Брескина Анастасия Викторовна
Полное наименование проекта Проект «Конфликт»
Цель проекта Активизация совместной деятельности всех участников образовательного процесса; формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками, мотивирование детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Сроки Долгосрочный (1 уч. год)
Участники Родители; педагоги ДОУ
Тип проекта Информационно – практико - ориентированный
По территории реализации Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного учреждения
Этапы реализации проекта Проект проводится в 3 блока. В 1-м блоке проводится работа с педагогами по профилактике служебных конфликтов в ДОУ. Во 2-м блоке – работа с педагогами и родителями по профилактике конфликтов «Воспитатель – родитель». В 3-м блоке – работа с педагогами и родителями «Учим детей разрешать конфликт»
Форма презентации Создание презентаций по темам: Создание презентаций по темам:
1. «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ» (консультация-лекция).
2. «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» (семинар-практикум).
3. «Конфликт. Воспитатель - родитель» (семинар-практикум).
4. «Психологические особенности конфликта и конфликтных ситуаций (детские конфликты)» (семинар).
5. «Управление конфликтами дошкольников со сверстниками».
II СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА И ЕГО СТРУКТУРА
Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. В специальной литературе можно встретить такие определения конфликта : «предельный случай обострения противоречия», «трудноразрешимое противоречие, связанное с эмоциональными переживаниями» и т. п.
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. д.).
Конфликт – это явление межличностных и групповых отношений. С точки зрения сущности отношений любой конфликт есть проявление противоборства, т. е. проявление активного преследующего определенные цели столкновения тенденций, оценок, принципов, взглядов. С точки зрения целей конфликт есть стремление одержать победу, утвердить защищаемую идею, принцип, поступок, личность. С позиции межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне. Если прожить без конфликтов невозможно, то каждый должен научиться поведению в конфликтной ситуации. Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий, имеющих личную значимость для каждого из предполагаемых участников.
Конфликт как сложное явление характеризуется многими параметрами, важнейшими из которых являются его сущность, структура (рис. 1, причины и динамика.
Часто для того, чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, т. е. внешние пределы в пространстве и времени. Можно выделить три аспекта определения границ конфликта : пространственный, временной и внутрисистемный.
Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт.
Временные границы– это продолжительность конфликта, его начало и конец.
Внутрисистемные границы – всякий конфликт происходит в определенной системе.
1 БЛОК «Профилактика служебных конфликтов в ДОУ»
1 этап. Методы и методики исследования особенностей педагогических конфликтов в ДОУ.
1. Методика «Стратегии поведения личности в конфликте» опросник К. Томаса.
Для анализа конфликтов и выбора адекватных решений по управлению этими конфликтами автором была использована разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В ее основе лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны (см. Приложение 1).
2. Методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения» Опросник SACS (С. Хобфолл, 1994.).
Личностный опросник «SACS» предназначен для изучения стратегий и моделей копинг-поведения (стресс-преодолевающего поведения, как типов реакций личности человека по преодолению стрессовых ситуаций (см. Приложение 2).
3. Для выявления причин возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе была применена авторская анкета (см. Приложение 3).
Психологический климат трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому.
В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий "нравится - не нравится", "приятный - неприятный". При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание - нежелание работать в данном коллективе", "желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга". Основной критерий когнитивного компонента-переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".
Респонденты оценивают следующие стороны трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, отношения с непосредственным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела коллектива. Анализ этих оценок дает качественно-количественное описание социально-психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.
Анализ ответов на вопросы 1,2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, то есть соотношение руководства и лидерства. Ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.
3 этап. Практический.
1. Консультация – лекция для воспитателей «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ»
2. Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ"
2 БЛОК «Конфликтные ситуации в работе с родителями»
1. Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
2. Семинар – практикум для родителей «Конфликт. Воспитатель – родитель»
3 БЛОК «Учим детей разрешать конфликт»
1. Семинар «Психологические особенности конфликта и конфликтных ситуаций» (детские конфликты) (см. О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт» стр. 5).
2. Семинар – практикум «Управление конфликтами дошкольников со сверстниками» (см. О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт» стр. 20).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Р. С. Немов «Психология» т -2 М. 2003.
2. Г. В. Ложкин «Практическая психология конфликта» К. 2000.
3. Е. М. Семенова «Тренинг эмоциональной устойчивости» М. 2005.
4. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
5. Микляева Н. В. и Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие. Айрис - пресс. М., 2005.
6. Озерина Н. П., Савельева Е. Ю. «Технология менеджмента конфликтов», журнал «Управление ДОУ»,№5, 2008г.
7. Г. Б. Монина Е. К. Лютова - Робертс «Коммуникативный тренинг» педагоги, психологи, родители. С. П. 2007 г.
8. Нина Рубштейн «Полный тренинг по развитию уверенности в себе» М. 2011 г.
9. О. В. Нифонтова. Учим детей разрешать конфликт. – М. : ТЦ Сфера, 2011.