Ольга Саксонова
Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них
▼ Скачать + Заказать документы
«Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них»
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Какие действия можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Как должны вести себя сотрудники учреждения при выявлении таких случаев? Давайте попробуем ответить себе на эти вопросы. Первое с чего мы начнем - это попробуем дать определение термина «жестокое обращение с ребенком». Я прошу вас заполнить небольшую анкету на понимание понятия. (Заполнение анкеты)
Публикация «Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них» размещена в разделах
Российское законодательство не дает четкого определения термина “жестокое обращение с детьми”. Исходя из анализа норм законодательных актов, можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.
Выделяют четыре формы жестокого обращения.
1. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода, медицинской помощи. Это отсутствие со стороны родителей должного уважения, внимания, ласки, тепла и заботы.
2. Психологическое или эмоциональное насилие - это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т. п.
Это - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме, оскорбление и унижение его достоинства, открытое неприятие и постоянная критика, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; лишение ребенка родительской любви; однократное грубое психическое воздействие, преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; поощрение к антисоциальному поведению.
3. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
Это удары по лицу, тряски, толчки, затрещины, удушения, избиение ремнем, заключение в запертом помещении, нанесение увечий.
Наиболее часто физическому насилию подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, менее привлекательные внешне.
4. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
В каких семьях наблюдаются данные проблемы.
В группу риска попадают дети от нежеланной беременности, дети раннего возраста; дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; дети из семей с деспотичным, авторитарным стилем воспитания и взаимоотношений; дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни; семьи, где родители – алкоголики, семьи,в которых много социально-экономических и психологических проблем, постоянные конфликты. Когда мать чрезмерно занята на работе. В семьях, где родители имеют хронические или психические заболевания, инвалидность. Когда ребенок живет без родного отца или матери с отчимом или мачехой, в семьях с усыновленными детьми. Часто обижают детей родители с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; сами перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные люди.
Особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии :
• психическое и физическое развитие ребенка не соответствует возрасту;
• низкая самооценка, подавленное состояние, избыточная потребность во внимании;
• запущенное состояние детей, неухоженность, неопрятность;
• отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья;
• систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна;
• изменчивое поведение, апатичность или наоборот, агрессивность в играх;
• враждебность или чувство страха по отношению к взрослым, судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого;
• следы побоев либо других повреждений;
• чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всех;
• обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
• демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
• нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы,
энурез, тики, расстройства сна и др.).
Особенности поведения взрослых, которые, предположительно могут проявлять жестокость по отношению к ребенку:
• в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
• на жалобы по поводу поведения реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
• противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
• обвинение в травмах самого ребенка;
• позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
• отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
• неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
• большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует немедленно сообщить руководителю образовательного учреждения о выявленном случае. Руководитель немедленно сообщает об этом в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка или в полицию.
Также следует помнить, что за совершение различного рода жестокого обращения с детьми существуют уголовная, гражданско-правовая и административная ответственности.
Берегите детей и будьте бдительны!