Зарина Шовалиева
Тренинг для снятия психоэмоционального напряжения у педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
• познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
• создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
• совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Организация тренинга : группа педагогов от 5 до 12 человек.
Публикация «Тренинг для снятия психоэмоционального напряжения у педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Продолжительность – 50-70 минут.
Ведущий тренинга : педагог-психолог Жмырко К. С.
Вступление.
Педагог - это профессия требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% педагогов. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе психолога.
Основная часть.
Ход проведения тренинга
Знакомство с помощью упражнения «Три имени»
Цель упражнения: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Время: 3-5 минут
Упражнение 2. «Диагностика с помощью опросников»
Время: 5-10 минут
Упражнение 3 «Копилка радости»
Одним из распространенных стереотипов является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Для этого каждому воспитателю предлагается составить свою «Копилку радости».
Педагогам раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 повседневных дел, которые доставляют им радость. По окончанию прочесть список и добавить к нему еще 10 пунктов. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Время: 10-15 минут.
Упражнение 4. «Следим за Дыханием»
Замедляйте выдох. Спокойствие — это размеренное и долгое дыхание. Замедляется выдох — замедляется пульс — человек успокаивается. Длина вдоха и длина выдоха находятся в соотношении 1:2. Вдох длится в два раза короче, чем выдох.
Чтобы лучше сориентироваться в том, как именно нужно удлинять выдох, можно попробовать практиковать «счет про себя». Считайте до 2 на вдохе и до 4 на выдохе. Постепенно, освоившись, вы можете перейти на счет 3: 6 или 4:8. Или, например, между вдохом и выдохом, включить еще и задержку дыхания. Это потребует от вас еще большей концентрации внимания, а значит, дополнительно к общему эффекту успокоения еще и поможет отвлечься. Дыхание при этом старайтесь сохранять в привычном для вас объеме — не стремитесь начать дышать глубже, чем вы это обычно делаете.
Эта дыхательная техника очень эффективна при стрессе. Но, внимание! Не рекомендуется ее использовать при явно выраженном депрессивном состоянии. Замедление дыхания на выдохе может спровоцировать ухудшение и без того тяжелого состояния.
Правильное дыхание при стрессе:
• приносит пользу не только телу, но и чувствам и душе
• помогает сохранить здоровье
• напоминает нам о том, как мы должны себя чувствовать
Занимайтесь своим дыханием! Пусть каждый вдох наполняет вас здоровой энергией и спокойствием! Душевная сила в спокойствии!
Время: 5-10 минут.
Упражнение 5. «Спасительный круг коллеге»
Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.
Каждому присутствующему дается лист бумаги. Каждый подписывает его своей фамилией и именем. Далее каждый отдает свой листок соседу справа. Который, в свою очередь, передает листок своего соседу справа. В полученном листе каждый пишет пожелание, комплимент или подбадривающие слова коллеге. Так повторяется до того момента, пока листки не пройдут всех участников и не вернутся своему владельцу.
Время: 10-15 минут
Упражнение 6 «Свеча спокойствия»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения
Зажигает одна свеча. Под спокойную музыку передаем свечку по кругу. Каждый задерживает свечу у себя на 15-20 минут и думает о приятном, о будущих планах, о мечте и передает её дальше по кругу пока она не вернется ведущему: «Сейчас я затушу эту свечу, но, надеюсь, этот огонек не погаснет в вас!»
Время: 5-10 минут
Заключительное слово: благодарность, подведение итогов. Получение обратной связи.