Татьяна Васильева
Тренинг как технология воспитания безопасного типа поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследователи отмечают, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее «проигрывание» — наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних ребят и удерживания от поспешных, но неверных действий — у других.
В этом нам может помочь такая технология как тренинг.
Что же такое тренинг?
В переводе с английского тренинг это - практическое занятие, тренировка.
Что же из себя представляет тренинг?
Публикация «Тренинг как технология воспитания безопасного типа поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Во-первых, тренинги — это обучение чему-то на практике. Основной акцент в этой форме обучения делается на тренировку, отработку каких-либо навыков, моделей поведения или способов мышления. Конечно, и теория здесь тоже есть, но она преподносится, как правило, в минимальном объеме и служит только для того, чтобы осваиваемые поведенческие модели применялись осознанно и правильно.
Во-вторых, в тренингах участвует не один человек, а группа. Это необходимо для того, чтобы каждый участник мог поучаствовать в разных упражнениях вместе с разными людьми, получая каждый раз уникальный опыт, который он потом самостоятельно перенесет в другие ситуации.
В-третьих, тренинг — это интерактивное обучение (взаимодействующее). В тренинге поощряется активность людей.
Выбор формы тренинга для дошкольников тоже не случаен, а обусловлен несколькими причинами:
для дошкольника включение в игру просто и естественно;
практические знания подкрепляются яркими эмоциональными
переживаниями;
тренинг — возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в
нее
Таким образом, занятия-тренинги имеют преимущества перед обычными занятиями в дошкольных учреждениях, так как увеличивается активность каждого ребёнка; появляется возможность осуществления систематизации знаний детей. В процессе таких занятий, дети получают практические навыки и реальный жизненный опыт.
Тренинг можно использовать при отработке навыков безопасного поведения в различных ситуациях:
-Связанных с пребыванием в природе и экстремальными природными явлениями;
- Ситуациях связанных с пребыванием дома, на улице, с нарушением правил гигиены;
-Ситуациях, возникающих при общении со сверстниками и взрослыми.
Подумайте, что является самым важным для человека, что следует спасать в первую очередь. (– это жизнь и здоровье).
А такие ценности, как честь, достоинство, деньги, собственность, имеют смысл только в случае существования человека, т. е. когда он смог сохранить свою жизнь и здоровье.
Я хочу предложить следующий алгоритм из трех шагов:"Остановись! Подумай! Действуй!".
Остановись!
Если ты почувствовал страх, значит, тебе угрожает опасность; не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие.
Подумай!
Подумай, в чем заключается опасность, прими решение, как ее избежать или уменьшить.
Действуй!
Приняв решение, сразу приступай к его выполнению.
Но иногда бывают ситуации, когда все три "шага" надо "пройти" в очень короткое время, например при спасении бегством.
Таким образом, общение детей в процессе тренинга, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными объектами дают возможность формировать опыт безопасности у детей в различных ситуациях.