Александр Владимирович Гришин
Тренинг как форма обучения и развития для психологического сопровождения подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Поддержка сложного процесса эмансипации в тренинге
«Сотрудничать со взрослыми: я могу» основана на смещении
взгляда подростка с концентрации на своих интересах и
переживаниях на позицию взрослого. Данную программу ценят не
только подростки, но и их родители.
Границы свободы – это границы ответственности, что не всегда
ясно подросткам. Они стремятся к уровню свободы как у взрослых, а
Публикация «Тренинг как форма обучения и развития для психологического сопровождения подростков» размещена в разделах
- Психология подростка
- Психология школьников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
вот степень ответственности хотят сохранить детскую. Тренинг как форма обучения и развития очень подходит для психологического сопровождения подростков. В данном случае под ним мы понимаем активный метод психологического и социальнопсихологического обучения, целью которого является формирование адекватных для человека или группы способов поведения и мышления. Его результативность обеспечивается:
• моделированием ситуаций, близких к реальности,
• индивидуальной и коллективной рефлексией полученного
результата,
• овладением наиболее эффективными приемами деятельности и
формированием адекватных установок.
Психологический тренинг позволяет подросткам получить опыт
адекватного проживания жизненных ситуаций в психологически
безопасной среде. Таким образом, это помогает решать
психологические задачи взросления и успешно пройти период
кризиса. Группы тренинга для подростков имеют ряд своих
особенностей.
Во-первых, даже если тренинг преследует, казалось бы, вполне
четкую цель (например, технологии принятия решений или развитие
навыков общения, он в работе с группой подростков приобретает
очень личностную окраску. Изменчивость личности подростка,
острота и эмоциональность проблем побуждают чаще обращаться к
персональному опыту и уделять больше внимания переживаниям.
Весьма жестким становится требование быть внимательным и
следовать правилам психологической безопасности в процессе
построения отношений с группой. Безопасность участников на
тренинге обеспечивается соблюдением его правил, в частности
конфиденциальности, уважительными высказываниями в адрес
других участников общения.
Во-вторых, тренинг позволяет экспериментировать с разными
формами поведения. И подростки могут апробировать «взрослое
поведение», конкурируя с ведущим, демонстрируя противостояние
ради противостояния. Это своего рода вызов – перчатка, брошенная
миру взрослых. Учитывая это, ведущий должен стать моделью
конструктивного противостояния возможным нападкам и
провокациям, моделью сотрудничества.
В-третьих, стремясь завоевать место в группе, подростки могут
вступать в острую конфронтацию друг с другом. Задача ведущего в
таких ситуациях – помочь подросткам найти путь к
взаимопониманию и сотрудничеству, не игнорируя и не замалчивая
противоречия.
В-четвертых, в тренинговых группах подростков наблюдается
изменчивость отношений между участниками, которая иногда
выражается в резком переходе от безграничного принятия и
увлечения друг другом к непринятию и борьбе.
В-пятых, уровень включенности в процесс может резко меняться:
от полной вовлеченности до безразличия. Подростковому тренингу
нужна постоянная интрига, вызов. Задания тренинга не должны
разрабатываться ведущими только лишь ради полезности
(соображения пользы плохо мотивируют подростков, их надлежит
по-настоящему сделать интересными и увлекательными для
подростков.
В-шестых, подростки очень зависят от группы, мнения отдельных
ее участников. Молодые люди нуждаются в обсуждении ситуаций,
анализе личных отношений. Поэтому тренинг любой
направленности требует большого числа заданий,
предусматривающих обратную связь, особенно личностную.
Обратная связь – это существенный момент поддержки
подростка, ее процедуру нужно тщательно продумывать. Стоит
сказать, что, хотя подростки очень углублены в себя, подростковые
группы порой поражают своей сензитивностью и способностью
быстро оказать поддержку.
Тренинг имеет системную природу, и независимо от заявленной
темы он способствует развитию и адекватного поведения, и
понимания себя и окружающих, то есть прямо или косвенно
содействует решению задач взросления. Е. В. Сидоренко назвала
тренинг «обучением деланью», следовательно, эта форма обучения
имеет прежде всего практическую направленность.
Учитывая особенности и задачи возраста, в 2000 г. Центр тренинга
и консультирования «12 коллегий» разработал проект выездных
тренингов для подростков. Авторы исходили из двух идей:
1) в подростковом возрасте есть три периода (ранний, средний,
старший подростковый);
2) содержательно все программы тренинга можно объединить; они
посвящены четырем основным темам: поведение, коммуникация,
развитие личностного потенциала, самопознание.
Если с периодами внутри подросткового связать исследование
каждого из аспектов, то получится 12 вариантов программ тренинга.
Именно это соображение плюс идея партнерства с подростком и
сотрудничества с ним на равных в свое время подтолкнули к выбору
названия Центра.
В работе Центра используются следующие направления программ
(в соответствии с ними указаны темы тренингов) :
1. Поведение и саморегуляция: «Уверенное поведение»,
«Управление речью», «Создание команды».
2. Отношения и общение: «Общение: лаборатория успеха»,
«Сотрудничать со взрослыми: я могу!», «Прийти к согласию.
Практическая конфликтология».
3. Развитие личностного потенциала: «Творчество: от идеи к
действию», «Быть лидером!», «Экономическое мышление», «Тренинг
принятия решений».
4. Самопознание: «Группы личностного роста», «Жизненная
стратегия и целеполагание», «Мир моих отношений».
Содержательно программы не имеют жестких границ: тренинги,
обозначая ту или иную тему, работают на целостный результат.
Многие аспекты в них можно рассматривать как групповые
консультации или консультации на фоне группы. Это присутствует в
любой программе. Очень часто таким моментом становится работа с
внутренними барьерами. Например, в тренинге «Творчество: от идеи
к действию» это визуализации «Волшебный магазин» [Лейтц, 1994],
где подросток может «приобрести» желаемое качество, или «Встреча
с саботажником», позволяющая подростку столкнуться с тем, кто
мешает движению к цели. В тренинге «Уверенное поведение»
процедура «Вреднюги» помогает обнаружить мысли и оценки,
которые разрушают уверенность в себе (см. пример ниже, в
программе «Жизненная стратегия и целеполагание» – такова
функция анализа внутренних запретов. Сейчас время предлагает нам новые варианты поддержки детей и родителей в непростых ситуациях. Дети рождены для достижений, успех у них «внутри», задача взрослых (родителей, психологов и педагогов) состоит в том, чтобы помочь им обрести ключи к нему. После того как все права высказаны и записаны,
обсуждается, какие мысли и идеи возникали, какие чувства
сопровождали весь процесс от осознания прав до их принятия/
непринятия. Часто от подростков, особенно побывавших в роли
родителей, можно услышать: «Мне сначала хотелось просто их
задавить, а потом я понял, что давить жестко – это только
вызывать ответную реакцию». Подростки же, отстаивающие
собственные интересы, говорили: «Стало понятно, почему они
(родители) так себя ведут».
Это пример преодоления смыслового барьера между подростками
и взрослыми, когда даже справедливые требования воспринимаются
как слишком жесткие. Разрыв отношений между миром подростков
и взрослых – самое плохое, что может произойти, поэтому даже в
самых сложных ситуациях нужно стремиться понять другого и
объяснить свою позицию. Только сохранив доверие, можно
способствовать взрослению без тяжелых психологических потерь.
Роль психолога-консультанта в данном случае оказывается
неоценимой. Выступая третьей силой, психолог-консультант
помогает наладить понимание там, где яркие эмоции не дают
услышать друг друга, где за простым вопросом слышится покушение
на самостоятельность, а за отказом отвечать на личный вопрос –
неуважение.
Данная глава посвящена психологическому консультированию старших подростков. Этот возраст характеризуется большей зрелостью, приближенностью к миру взрослых, и принципы консультирования, изложенные в главе, во многом отражают те, которые используются в работе со взрослыми. Однако следует помнить, что подросток все еще
находится в семье, где ответственность за него несут родители;
он обязан соответствовать учебным требованиям школы, где
учителя должны учитывать особенности подростков и возрастные задачи, преподнося учебный материал. Создание платформы, общей для всех заинтересованных, на базе школы (в нашем примере это «Психологическая страница “Диалоги”» электронного дневника учащегося, позволяет более полно понять проблемы каждой стороны и выработать оптимальное решение. В силу же того, что важным в жизни подростка, особенно старшего, является референтная группа, особое значение приобретает групповая работа в виде тематических
тренингов. Подводя итоги, хотим еще раз остановиться на основных
принципиальных моментах работы психолога-консультанта с
подростками.
• Психолог-консультант должен обладать арсеналом знаний о
закономерностях и особенностях развития подростка.
• Подростка отличает повышенная психологическая
уязвимость, эмоциональная неустойчивость, что связано со
сложностью решаемых им психологических задач взросления.
Психологическая работа с подростками должна отвечать
повышенным требованиям к психологической безопасности
процесса взаимодействия.
• Необходимо владение разнообразными методами психологической практики. Наилучшим является сочетание групповой и индивидуальной психологической работы. В этом случае у психолога-консультанта есть возможность использовать и развивать углубленный интерес к внутренней жизни и опыту других людей и самопознание.