Светлана Кудашова
Тренинг для подростков «Жизненные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для подростков
Тема Занятия «Жизненные ценности» (тему называем позже)
(декабрь 2019 г.) Автор: педагог-психолог МБУ ДО Центр «Позитив» г. Энгельс Кудашова С. В.
Цели и задачи:
1. Формирование мотивации подростков на самопознание и саморазвитие;
2. Проработка темы «Ценности».
3. Актуализация жизненных приоритетов подростков.
Публикация «Тренинг для подростков „Жизненные ценности“» размещена в разделах
4. Создание условий для осмысления таких понятий, как «наполнение жизни», «жизненные приоритеты», «отъемлемые и неотъемлемые жизненные ценности».
5. Создание благоприятной атмосферы для самораскрытия и позитивного взаимодействия участников
Необходимое оборудование:
1. Бейджи на каждого участника;
2. Доска, магниты, маркер;
3. Мягкая игрушка
4. Правила тренинга (заранее написаны на доске или бумаге)
5. Бланк регистрации участников.
6. Листы бумаги А4 с изображениями того, что продаётся, с указанием цены.
7. По 10 жетонов на каждого участника и несколько дополнительных для ведущего.
8. Две прозрачные банки
9. Крупные шарики
10. Мелкие шарики
11. Песок
12. Чай и кофе в чашках
Сценарий тренинга
1. Приветствие,Орг. Момент
Тема нашей сегодняшней встречи будет обозначена несколько позже.
Знакомство
Сегодня мы с вами будем работать в тренинговом режиме.
Тренинг-тренировка, отработка умений и навыков, которые могут помочь, пригодиться в жизни.
.
Предлагаю каждому из вас написать на бейдже своё имя, как вам бы хотелось, чтобы вас сегодня называли. ( предлагаем каждому представиться по кругу :
«Назовите своё имя, школу, класс и одно из
3. ваших качеств, которое помогает вам справляться со сложными ситуациями и преодолевать жизненные трудности.
Ведущая представляется первой по заданной схеме: «Меня зовут С. В К. Я психолог Центра «Позитив»…
Преодолевать трудности мне помогает чувство юмора.
4. Принимаем или вспоминаем правила тренинга (на доску заранее) :
• Нет зрителей, все участники;
• Не обижать и не критиковать;
• Уважаем говорящего, внимательны друг к другу.
• Всё происходящее остаётся здесь, информацию нельзя выносить за пределы этого зала.
• Правило «Стоп!», т. е. ведущий вправе остановить участника, если тот говорит слишком долго или «уводит» группу в сторону.
5Упражнение на разогрев- «Поменяться местами тем, кто хотел бы :
• Полётать на воздушном шаре
• Завести собаку
• Свободно владеть английским
• Не ходить в школу
• Иметь свою собственную фирму
• Быть известным человеком
Представьте себе, что существует такой магазин, где можно купить всё, что только можно пожелать. Давайте попробуем поиграть.
6. Упражнение «Магазин ценностей»
Каждому участнику дают по 10 жетонов. Ведущая предлагает игрокам несколько лотов. В каждом лоте 2 товара. Купить можно только 1 или ничего.
Каждая пара товаров с изображением и ценой постепенно вывешивается на доске на листах А4. Дети «покупают», отдавая жетоны ведущей и забирая листочки, на которых напечатана покупка.
Правила игры:
• Покупка только в момент продажи
• При переходе к следующей паре товаров предыдущая снимается с торгов
• Мы не знаем сколько будет лотов
• Заранее не говорим, но Выбравшим «здоровую семью» даём в награду ещё 2 жетона
• Заранее не говорим, но За «5 лет наслаждения» забираем ещё 1 дополнительный жетон (в жизни, порой тоже приходится платить дороже, чем мы предполагали)
• На последний жетон можно купить любую вещь, независимо от стоимости
(Смотрим, кто потратился заранее, а у кого жетоны остались.)
Обсуждение:
• Какой покупкой Вы особенно довольны?
• Пришлось ли Вам пожалеть о том, что Вы что-то не купили?
• Трудно ли было выбирать?
• У кого очень быстро закончились жетоны?
• У кого жетоны остались после игры?
• О чём это может свидетельствовать?
• Если бы мы играли во второй раз, Ваш выбор остался бы прежним?.
Ведущая спрашивает группу: «Как Вы считаете, что мы сейчас покупали в нашем магазине? Верно, жизненные ценности. Это и есть тема нашего занятия.
Ведущая обобщает, подводит итоги упражнения, резюмирует. Предлагает краткий Информационный блок о жизненных ценностях и приоритетах.
8. Разминочное Упражнение «Шишки, жёлуди, орехи»
Задача участников: после того, как закончится музыка, в зависимости от команды ведущего: шишки- собраться по 3человека и обняться,
жёлуди- в парах соединиться головами,
орехи- каждый делает «домик» над головой
9. Упражнение «Мозговой штурм»
Ведущий пишет на доске в 2 столбика те ценности, которые называют дети, добавляя то, что не прозвучало.
затем
Обсуждение: По какому принципу составлены эти столбики?
Ведущий говорит, что ценности могут быть отъемлемые и неотъемлемые, как у нас на доске, поясняя разницу.
10. Упражнение- демонстрация «Метафора с банкой»
(идея взята и творчески доработана из Интернет-ресурса Проект «Нормальные люди» канал «Точка фокусировки» видео «Профессор и банка»)
Ведущая предлагает вниманию группы метафорическую демонстрацию № 1:
• На стол ставится прозрачная банка. Эта банка представляет Вашу жизнь. Жизнь одна. И если правильно распоряжаться своим временем, то можно многого достичь.
• Сначала она наполняет банку крупными яркими шариками. Это то, что является главным в жизни : семья, здоровье, ваши близкие.
• Затем в банку добавляются шарики помельче. Это то, что тоже важно в жизни :образование, работа, квартира…
• Насыпает полную банку песка. А это всё остальное: всякие мелочи…
• Наливает туда чай и кофе. Ребята, какова Ваша версия что это может означать?. Да, как бы не была наполнена Ваша жизнь, в ней всегда должно быть место для чая или кофе с друзьями.
Ведущая предлагает вниманию группы демонстрацию № 2:
• На стол ставится вторая прозрачная банка. Ведущая насыпает полную банку песка. А что Вы можете сказать про эту жизнь?. Да, когда она вся наполнена мелочами и рутиной, то в ней не остаётся места для важного и главного…
Не стоит тратить всё время и энергию на мелочи, важно расставить свои приоритеты! Кроме того, если человек сам не задумывается о наполнении своей жизни, то за него это делают другие и он реализовывает чужие жизненные установки и программы. Подумайте об этом!
Рефлексия: Подводим итоги нашей работы: что Вам запомнилось? было интересным, полезным для вас? О чём захотелось подумать?
Спасибо за работу!