Светлана Кондрашова
Тренинг для педагогов «Путь к себе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг психолога для педагогов : «Путь к себе»
Цель: профилактика эмоционального выгорания путем повышения знаний по вопросам сохранения и укрепления психического здоровья и личностного и духовного роста педагогов детского сада. Задачи:
• Ознакомить педагогов с понятием и симптомами выгорания.
• Способствовать формированию практических навыков владения собой в различных ситуациях.
• Развивать способность к самоанализу.
Публикация «Тренинг для педагогов „Путь к себе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• Формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей.
• Формировать психологическую культуру педагогов.
Целевая группа: педагоги.
Время проведения: 1,5часа
Оборудование: мягкая игрушка, карандаши, бумага, бумажное сердце.
Ход тренинга психолога детского сада для воспитателей
Психолог ДОУ. Добрый день! Я рада Вас видеть на нашем тренинговом занятии. Сегодня мы с вами узнаем о профессиональном выгорании, попробуем заглянуть в свой внутренний мир, попробуем быть мастером своей жизни — жить в гармонии с собой и миром.
1. Приветствие «Меня ценят за …»
Участники по кругу, передавая игрушку, должны продолжить предложение «Меня ценят за …».
Методические рекомендации: обратить внимание участников, у которых возникают трудности при выполнении задания.
2. Правила работы тренинговой группы
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым будем работать в течение нашей встречи. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезные в группе следующие правила:
Общение на основе доверия.
Общение по принципу «здесь» и «сейчас» (говорить о том, что беспокоит именно сейчас) «Я» высказывания (я думаю, я считаю).
Искренность общения (нет желания высказаться откровенно, лучше промолчи).
Активное участие в происходящем (активно слушаем, смотрим, говорим, НЕ замыкаемся, мы все время в группе, внимательны к окружающим).
Толерантность друг к другу (уважение, тактичность, терпение, сострадание, общительность, равенство, любезность, интеллигентность). (3 мин.)
3. Упражнение по арттерапии «Дерево»
Цель: создать возможность для участников проанализировать свои переживания, увидеть образ своего «Я» на символическом уровне и условия для рефлексии своих чувств в отношении работы.
Психолог предлагает:
Нарисуйте три дерева, символизирующие вашу работу: 1 дерево — в начале дня; 2 дерево — в конец дня; 3 дерево — конец недели.
Методические рекомендации: Тренер спрашивает участников: «Как вы считаете, почему ваши деревья именно такие?».
4. Мини-лекция для педагогов «СЭВ и его профилактика» (Приложение1;2)
5. Упражнение «Футболка с надписью»
Цель: развитие позитивной самооценки и умения самовыражаться.
Инструкция: педагогам предлагается представить себя в футболке, фасон, цвет и фактуру которой выбирает каждый участник для себя сам. Кроме того, каждая футболка должна иметь на себе надпись, которая является своеобразным жизненным кредо участника. Каждый по кругу рассказывает окружающим о своей модели и таким образом представляет себя группе.
Методические рекомендации: Психолог спрашивает участников, хотели бы они себе такую футболку, как у кого-то из коллег. Какую футболку никогда не одели бы? Почему?
6. Упражнение «Автомобили»
Цель: подвести участников к пониманию того, что для достижения цели надо самому управлять своей жизнью.
Психолог. Сейчас мы объединимся в пары, станем друг за другом, положив руки на талию участника, который стоит впереди. Первый из пары — автомобиль, второй — водитель. Дорогу видит только водитель. «Автомобиль» движется с закрытыми глазами, держа руки перед собой. По моему сигналу вы начинаете двигаться. Водитель должен так вести машину, чтобы не попасть в аварию, причем он не объясняет словам, куда и как двигаться, только руководит невербально, то есть без слов. (Все участники побывать в роли автомобиля и в роли водителя.)
Методические рекомендации: О чем эта игра, как вы думаете? Как вы чувствовали себя в роли водителя? Как чувствовали себя в роли автомобиля?
7. Упражнение «Да и Нет»
Цели: снятие агрессии, готовность к общению.
- Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто — «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет!». Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».
Обсуждение:
• Как ты себя сейчас чувствуешь?
• Как тебе удобнее спорить — произнося слово «Да» или произнося слово «Нет»?
• Ты говорил достаточно громко?
8. Ассоциативный тест «Волшебный сон» (Приложение 3.)
Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и карандаш.
Описание:
Мы приглашаем Вас в чарующее путешествие по Вашей душе.
Все люди видят сны и не для кого не секрет, что сны — это наше подсознание, которое никогда не лжет и часто знает о нас самих больше, чем мы сами. Но не все люди запоминают свои сны и уж далеко не все умеют истолковать то, что видят во сне.
Мы предлагаем Вам поиграть в ассоциации, погрузиться в мечту и описать в деталях то, что Вы увидите.
Инструкция:
Представьте себя в ситуациях, которые будут Вам предложены, а потом опишите «увиденное», отвечая на вопросы теста. Чтобы было удобнее расшифровывать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги.
9. Дыхательное упражнение «Семь свечей»
Цель: релаксация.
- Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свече. Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»
Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полу затемнённом помещении.
Обсуждение:
• Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?
• Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?
10. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: способствовать позитивному восприятию «СВОЕГО «Я».
Ход упражнения: психолог просит участников подумать и ответить на вопрос: «Почему каждый из вас заслуживает уважения?». Затем каждый рисует солнце, в центре солнечного круга пишет свое имя или рисует свой портрет, а вдоль солнечных лучей записывает свои положительные черты. Психолог отмечает: «Постарайтесь, чтобы солнечных лучей было больше». Желающие зачитывают список своих сил, цепляют свое солнце на доске, делятся своими чувствами и впечатлениями от упражнения.
Методические рекомендации: Психолог зачитывает участникам информационное письмо
«Советы по повышению самоуважения»
Помните о своих положительных чертах вместо того, чтобы помнить плохое.
Во всем, что делаете, старайтесь найти позитив. Поздравьте себя с этим успехом.
Постоянно вспоминайте свои успехи.
Простите себе ошибки.
11. Притча «Дружная семья» (Приложение 4.)
12. Упражнение «Сердце коллектива»
Педагог-психолог : Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
5. 3 А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:
• Что для вас сегодня было важным?
• Какие чувства вы испытывали?
• Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!
Обратная связь. (5 мин.)
Приложение 1.
Советы по самостоятельному преодолению профессионального выгорания.
Научитесь понимать свои чувства. Осознание того, что происходит с вами в данный момент, уже есть «палочка-выручалочка» в ситуации стресса, даже если у вас нет возможности поделиться с кем-то своими проблемами.
Приучите себя начинать разговор о личных неудачах и проблемах описанием своих достижений и успехов. Это принесет вам внутреннюю гармонию и уравновешенность.
Научитесь просить о помощи. Возможно, сначала это будет непросто. Может появиться страх, что коллеги подумают, что вы не способны справиться с той или иной поставленной задачей. Однако, правильно распределив обязанности, вы сможете эффективнее проявлять свои профессиональные навыки и качества.
Не отказывайтесь от помощи. Приняв ее, вы одновременно делаете счастливым и того, кто предложил эту помощь, и себя.
Займите активную позицию — это один из самых действенных способов. Не ожидайте, что нелегкие переживания, характерные для выгорания, пройдут сами собой.
Пропишите в своем распорядке дня время для сна и отдыха. Выделите столько времени, сколько сможете, и определите максимальный промежуток возможного сокращения. Например, запланировано 2:00. Возможность сокращения — не более 15 минут. Сначала осознанно придерживайтесь намеченного расписания, пока это не станет привычкой. Соберите «банк идей» для проведения досуга. Когда возникнет ощущение растерянности — «А что же делать?» — заглядывайте в составленный заранее список.
Воспринимайте процесс преодоления профессионального выгорания как своеобразный жизненный вызов, который способен укрепить вас и как личность, и как профессионала. Внутренние ресурсы есть у каждого. Только глубина залегания этого сокровища может отличаться. Поэтому избегайте сравнения своих путей и скорости выхода из кризиса с результатами других людей.
Приложение 2.
Экспресс-приемы для управления стрессом
1. Сосчитайте до десяти.
2. Расслабьтесь. Обратите внимание на дыхание: медленно вдохните носом, на время задержите дыхание; постепенно выдыхайте через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с Вашим дыханием.
3. Примите закрытую позу, которую не заметит Ваш собеседник: скрестите пальцы рук, ноги и т. Так, чтобы он не заметил, сожмите и разожмите кулаки.
4. Встаньте, если чувствуете потребность и возможность, и извинившись, выйдите из помещения (Вы всегда можете найти повод для того, чтобы побыть наедине).
5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
6. Медленно осмотрите все вокруг, даже если Вам все знакомо или выглядит привычно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно опишите их внешний вид.
7. В течение 10-20 секунд посмотрите в окно на небо или на далекий предмет, точку. Сосредоточьтесь на том, что Вы видите. Когда в последний раз Вы так смотрели на небо, в окно?
8. Набрав воды в стакан (в крайнем случае — в ладони, медленно, сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
9. Сделайте себе маленькие подарки : съешьте что-то вкусное (например, шоколад) похвалите себя, как удачно Вы вышли из сложной ситуации; съездите (пойдите) туда, где Вы сможете отключиться и отдохнуть; выспитесь и тому подобное.
Приложение 3.
Тестовое задание:
Вы спите или мечтаете. В Вашей мечте Вы оказываетесь в Вашем собственном доме. Какой он? Опишите в деталях. (Большой/маленький, светлый/темный, старый/новый, сколько комнат)
Теперь Вы идете по узкой тропинке. Внезапно Вы видите на земле перед Вами какой-то сосуд. Что это такое? Что внутри? Если внутри что-то есть, то попробуйте это на вкус. Каково оно?
А сейчас тропинка заканчивается, и Вы входите в лес. Вы идете довольно долго и, наконец, выходите на поляну. Посреди поляны стоит здание. Что это за здание? Какие ощущения у Вас в этом месте?
Вокруг здания сад. Опишите сад. Какой он? Цветущий или увядший?
Вы выходите из сада и вновь идете по лесу. На краю леса Вы видите стену. Стена такая высокая, что ее не перелезть, и такая длинная, что ее не обойти. Вдруг Вы видите в стене маленькую дверцу, которая приоткрывается, будто приглашает Вас войти. Вы войдете или нет?
А за стеной вода. Что это за вода? (Какой водоем? Спокойная или бурная вода в нем) Хотите ли Вы искупаться в нем?
Ну а теперь читайте Интерпретацию и удачи Вам!
Интерпретация результатов теста:
Дом.
Дом — это представление о Вас самих.
Если дом старый, то скорее всего Вы не любите меняться, предпочитаете традиционные вещи.
Если дом большой, то это означает, что довольно уверенный в себе человек, с высокой самооценкой.
Если дом светлый, то Вы оптимист. Если темный, то пессимист.
Количество комнат — это количество людей, которых Вы бы хотели видеть в Вашей жизни.
Сосуд.
Сосуд — это Ваше представление о любви. Чем более красив и ценен сосуд, тем значимее любовь в Вашей жизни. Вы романтик. Содержимое сосуда — Ваш любовный опыт.
Здание.
Здание — это Ваше представление о религии и Боге.
Крепкое здание — крепкая вера.
Разрушенное здание — Ваша вера слаба.
Сад.
Это Ваше представление об окружающем мире, о Вашей стране, мире вообще. Если растения и цветы в саду умирают, то это может означать, что Вы обеспокоены состоянием окружающей среды и будущим мира.
Стена.
Это Ваше представление о смерти. Конец ли это или есть жизнь после смерти физического тела? Войдете ли Вы в эту маленькую дверцу? Или Вы сначала посмотрите и проверите, что там, прежде чем войти? Или же Вы совсем не хотите войти?
Вода.
Вода — это Ваше представление о Вашем будущем. Если это море с большими волнами, то Вы уверены и не боитесь своего будущего.
Если же Вы хотите поплавать, то это значит, что Вы не боитесь встретиться с возможными трудностями.
Если вода — это водоем со стоячей водой, то, возможно, Вы боитесь своего будущего и опасаетесь за будущее всего мира.
Приложение 4.
Притча «Дружная семья»
Жила когда-то на свете семья. Более 100 человек были в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, есть немало и больших семей на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и спокойствие царили в ней, а следовательно, и в деревне. Ни ссор, ни ругани, ни дай Бог, драк и раздоров.
Слух об этой семье дошел до самого правителя страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыв в село, и душа его обрадовалась: вокруг чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старым. Задумался обладатель. Решил узнать, как жители села добились такого порядка, пришел к главе семьи: «Расскажи, почему такое согласие и порядок в твоей семье?» Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владельцу. Три слова были на бумаге: «Любовь, прощение, терпение». И в конце листа: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение». Прочитал правитель, почесал затылок и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И подумав, добавил: - В мире тоже!